< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Глава 11

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Then Zophar the Naamathite made answer and said,
  • 2. Are all these words to go unanswered? and is a man seen to be right because he is full of talk?
  • 3. Are your words of pride to make men keep quiet? and are you to make sport, with no one to put you to shame?
  • 4. You may say, My way is clean, and I am free from sin in your eyes.
  • 5. But if only God would take up the word, opening his lips in argument with you;
  • 6. And would make clear to you the secrets of wisdom, and the wonders of his purpose!
  • 7. Are you able to take God's measure, to make discovery of the limits of the Ruler of all?
  • 8. They are higher than heaven; what is there for you to do? deeper than the underworld, and outside your knowledge;
  • 9. Longer in measure than the earth, and wider than the sea.
  • 10. If he goes on his way, shutting a man up and putting him to death, who may make him go back from his purpose?
  • 11. For in his eyes men are as nothing; he sees evil and takes note of it.
  • 12. And so a hollow-minded man will get wisdom, when a young ass of the field gets teaching.
  • 13. But if you put your heart right, stretching out your hands to him;
  • 14. If you put far away the evil of your hands, and let no wrongdoing have a place in your tent;
  • 15. Then truly your face will be lifted up, with no mark of sin, and you will be fixed in your place without fear:
  • 16. For your sorrow will go from your memory, like waters flowing away:
  • 17. And your life will be brighter than day; though it is dark, it will become like the morning.
  • 18. And you will be safe because there is hope; after looking round, you will take your rest in quiet;
  • 19. Sleeping with no fear of danger; and men will be desiring to have grace in your eyes;
  • 20. But the eyes of the evil-doers will be wasting away; their way of flight is gone, and their only hope is the taking of their last breath.

2-3.- Многословие не есть признак ума и правды (Притч 10.19), приводящей слушателей силою своей бдительности в молчание (Иов 6:25), а наоборот свидетельствует о глупости (Еккл 5:2); (Еккл 10:14). Считая сообразно с этим продолжительную речь Иова неубедительным пустословием, Софар не допускает возможности ответить на нее молчанием. Оно свидетельствовало бы о неспособности друзей понять и изобличить пустоту речей Иова, говорило бы о их глупости.

4-6.- В противоположность Иову, уверенному в правоте своих суждений, невинности (Иов 10:7) и незаслуженности наказаний, Софар утверждает, что он страдает не только вполне заслуженно, но и мало: часть его грехов не открыта ему Богом (ст. 5), предана Богом забвению (ср. (Иов 14:17), - прощена.

7-9.- И как в настоящем случае, так и в случае больших страданий Иов не имеет права оспаривать их справедливость. Его протест безрассуден, поскольку это - протест ограниченного по уму человека против Бога, мудрость которого, будучи взята во всем своем объеме, во всей глубине и широте (ст. 8-9), превосходит человеческое разумение (ст. 7; ср. Рим 11.33). Если человек не в состоянии обнять своим взглядом и мыслью небо, море и землю, то как же может он постичь их Творца? Иов будет осуждать то, чего не понимает.

10-11.- Протест не только безрассуден, но и бесполезен. Божественные определения, основанные на всестороннем знании беззакония, даже замаскированного, прикрытого ложью, справедливы и в силу этого неотвратимы. Человек должен им подчиниться.

12.Так и поступит разумный человек; что же касается пустого, то скорее осел превратится в человека, чем он вразумится (Делич).

13-20.- Определения Божии премудры и неотвратимы; следовательно, им нужно подчиняться, а не противиться. Смирение вознаграждается, гордость наказывается. Когда Иов прекратит ропот, "управит сердце свое", - даст ему истинное направление (ст. 13, ср. (1Цар 7:3); (2Пар 20:33); (Пс 77:8), что выразится в молитве и удалении от всего дурного (ст. 14, ср. (Иов 8:5-6), то Бог наградит его. Он исцелится от болезней, лицо его сделается чистым, освободится от струпьев (ст. 15); не испытывая страха лишиться, он будет пользоваться устойчивым непрекращающимся счастьем, счастьем настолько полным и захватывающим его существо, что воспоминания о пережитых страданиях не оставят в его душе чувства горечи (ст. 16). Не омрачаемая ни опасением за будущее (ст. 15), ни печальными воспоминаниями о прошлом, жизнь Иова будет яснее полдня, - самого светлого в течение дня времени (ст. 17). Даже в случае опасности он, уверенный в божественной помощи и защите, может наслаждаться покоем, не боясь бедствия; оно его не коснется (ст. 18-19; ср. (Иов 5:21-24); Лев 26.6; (Соф 3:13). Наконец, благоволение Божие к Иову сделает его предметом уважения для многих: они будут заискивать, добиваться его расположения (ст. 19 ср. Притч 19.6).

20.Совершенно иная участь ждет нечестивого. Он не только не увидит чего-либо хорошего ("глаза беззаконных истают" - (Втор 28:32), но не в состоянии будет избежать опасностей, - надежда на избавление от них исчезнет (ср. (Иов 8:22).