- 1. And Job said in answer to the Lord,
- 2. I see that you are able to do every thing, and to give effect to all your designs.
- 3. Who is this who makes dark the purpose of God by words without knowledge? For I have been talking without knowledge about wonders not to be searched out.
- 4. Give ear to me, and I will say what is in my mind; I will put questions to you, and you will give me the answers.
- 5. Word of you had come to my ears, but now my eye has seen you.
- 6. For this cause I give witness that what I said is false, and in sorrow I take my seat in the dust.
- 7. And it came about, after he had said these words to Job, that the Lord said to Eliphaz the Temanite, I am very angry with you and your two friends, because you have not said what is right about me, as my servant Job has.
- 8. And now, take seven oxen and seven sheep, and go to my servant Job, and give a burned offering for yourselves, and my servant Job will make prayer for you, that I may not send punishment on you; because you have not said what is right about me, as my servant Job has.
- 9. And Eliphaz the Temanite, and Bildad the Shuhite, and Zophar the Naamathite, went and did as the Lord had said. And the Lord gave ear to Job.
- 10. And the Lord made up to Job for all his losses, after he had made prayer for his friends: and all Job had before was increased by the Lord twice as much.
- 11. And all his brothers and sisters, and his friends of earlier days, came and took food with him in his house; and made clear their grief for him, and gave him comfort for all the evil which the Lord had sent on him; and they all gave him a bit of money and a gold ring.
- 12. And the Lord's blessing was greater on the end of Job's life than on its start: and so he came to have fourteen thousand sheep and goats, and six thousand camels, and two thousand oxen, and a thousand she-asses.
- 13. And he had seven sons and three daughters.
- 14. And he gave the first the name of Jemimah, the second Keziah, and the third Keren-happuch;
- 15. And there were no women so beautiful as the daughters of Job in all the earth: and their father gave them a heritage among their brothers.
- 16. And after this Job had a hundred and forty years of life, and saw his sons, and his sons' sons, even four generations.
- 17. And Job came to his end, old and full of days.
2.Описание бегемота и крокодила разъясняет Иову всю силу божественного всемогущества (ср. (Иов 41:2-3). И если на данном свойстве покоится и правосудие (Иов 40:3-9), то он обязан признать, что и посылаемые людям страдания - нормальное явление в деле божественного мироправления.3.В зависимости от этого Иов признает свои прежние речи безосновательными рассуждениями о том, чего он не понимал, несправедливым отрицанием промысла (ср. (Иов 38:2).4-6.- Бог требовал от Иова ответа (Иов 28:4), и он теперь дается страдальцем. Все ранее сказанное им - продукт несовершенного внешнего опыта ("слышал слухом уха"), истинное знание сообщено ему путем откровения, просветившего ум. Но сомневаясь в нем, Иов отказывается от своих прежних суждений, печалясь при этом о том, что они были им высказаны: "раскаиваюсь в прахе и пепле" (ср. (Иов 2:8,12).7-17.- Оправдание Иова7.Иов ошибался лишь в суждениях об отношении к себе Бога (ст. 2-3) и был безусловно прав, защищая свою невинность. Наоборот, друзья были неправы вдвойне: они без всяких оснований обвинили его в предполагаемых грехах (Иов 22:5) и д. ) и на предположении основывали факт - мысль о Божественном Правосудии. Как заведомо неискренние по отношению к Иову, они, особенно Елифаз, давший своими речами тон рассуждениям своих друзей, навлекают на себя божественный гнев (ср. (Иов 13:7) и д. ).8.Отзыв Господа об Иове (ст. 7) служит его оправданием, доказывает невинность страдальца. Наглядным же обнаружением этой последней является выступление Иова в роли священника, ходатая за своих друзей пред Богом. Как такой, он даже с их точки должен быть признан безгрешным праведником (Иов 22:30); ср. (Быт 20:7,17); (Исх 32:31); (Чис 12:13) и т. п. ). Жертвою умилостивления является таже, что и в начале книги (Иов 1:5), жертва всесожжения, а число животных - четырнадцать указывает на ее особенную торжественность.10."Бог положил конец рабству Иова" (вместо: "возвратил потерю"), т. е. болезни (Иов 7:12); (Иов 13:27). Признанный невинным, Иов исцеляется от болезни, освобождается от того, что служило в глазах людей доказательством его греховности (ср. (Иов 10:15-17). Момент исцеления совпадает с моментом жертвоприношения: простив друзей, забыв все нанесенные ими обиды, Иов сам получает прощение от Бога.11.Как прежде болезнь, признак предполагаемой греховности, оттолкнула от Иова всех, начиная с жены (Иов 19:13) и д. ), так теперь выздоровление, очевидное доказательство правоты, привлекает к нему родственников и друзей. Равным образом прежние глумления (Иов 19:18) и насмешки (Иов 30:1) сменяются словами утешения и принесением подарков, - кеситы (Быт 33:19); (Нав 24:32), - металлического слитка большей чем сикль ценности (Быт 33:19); ср. (Иов 23:16), и золотых колец, - мужского и женского украшения (Исх 32:3). Так восстанавливается исчезнувшее на время уважение к страдальцу.12.Ср. (Иов 1:3)13.В отношении детей удвоения (ст. 10) нет (ср. (Иов 1:2). Но так как умершие дети не считаются по ветхозаветному воззрению навсегда потерянными (2Цар 12:23), то, действительно, у выздоровевшего Иова детей оказалось вдвое более прежнего.14."Емима" (арабское "йемане") = "голубица", "чистая, как голубка"; "Кассиа" = "нежная, как благоухание кассии", "Керенгаппух = "нарумяненный рог", - грациозная не столько от природы, сколько от употребления румян (ср. (4Цар 9:30), (Иер 4:30); (Иез 23:40), косметики.15.Именам дочерей Иова вполне соответствовала их наружность. По законам израильтян, дочери получали право на владение земельными участками лишь в случае отсутствия братьев (Чис 27:8). Обычаи арабов (Иов 1:3) были, очевидно, другие.16.Продолжительность жизни Иова до страданий неизвестна. Греко-славянский перевод определяет ее в 78 лет: "поживе же Иов по язве лет сто семьдесят всех же лет поживе двести четыредесять осмь". - "Видел сынов своих", (cp. (Иов 5:25)17.Ср. (Иов 5:26); (Быт 25:8); (Быт 35:29)
За стихом 17 следует в греко-славянском тексте заимствованная из "сирской книги" приписка, указывающая генеалогию Иова ("сын Зарефа, матери же Восорры, Исавовых сынов сын"), время и место жизни ("быть ему пятому от Авраама"; "в земли убо живый Авситидийстей, на пределех Идумеи и Аравии") и отожествляющая его с Эдомским царем Иоавом. Как отсутствующая в переводах Акилы и Симмаха, она не может быть признана изначальною, а всего скорее может быть признана произведением какого-нибудь христианина. За это ручаются ее слова: "писано же есть паки востати ему (Иову), с нимиже Господь восставит и".
Магистр богословия священник А. В. Петровский.



