- 1. And Elihu made answer and said,
- 2. Does it seem to you to be right, and righteousness before God, to say,
- 3. What profit is it to me, and how am I better off than if I had done wrong?
- 4. I will make answer to you and to your friends:
- 5. Let your eyes be turned to the heavens, and lifted up to see the skies; they are higher than you.
- 6. If you have done wrong, is he any the worse for it? and if your sins are great in number, what is it to him?
- 7. If you are upright, what do you give to him? or what does he take from your hand?
- 8. Your evil-doing may have an effect on a man like yourself, or your righteousness on a son of man.
- 9. Because the hand of the cruel is hard on them, men are making sounds of grief; they are crying out for help because of the arm of the strong.
- 10. But no one has said, Where is God my Maker, who gives songs in the night;
- 11. Who gives us more knowledge than the beasts of the earth, and makes us wiser than the birds of the heaven?
- 12. There they are crying out because of the pride of the evil-doers, but he gives them no answer.
- 13. But God will not give ear to what is false, or the Ruler of all take note of it;
- 14. How much less when you say that you do not see him; that the cause is before him, and you are waiting for him.
- 15. And now ... ;
- 16. And Job's mouth is open wide to give out what is of no profit, increasing words without knowledge.
1-3.- Из намеченных в предшествующей речи двух неправильных мыслей Иова (Иов 34:5-6,9) Елиуем пока была опровергнута только одна - отрицание Божественного Правосудия. Разбору другой, - положении о бесполезности благочестия, посвящается речь настоящей главы. Иов "правее Бога" в том отношении, что признает необходимость воздаяния, тогда как правда Божия не делает никакого различия между добродетельными и грешниками (Иов 9:22-23) и т. п. ), из чего и проистекает бесполезность благочестия.5-8.- Человек не в состоянии изменить облака, - увеличить или уменьшать их блеск. Тем более бесконечно великий и всесовершенный Бог ничего не получает от добрых и злых дел человека (ср. (Иов 7:20); (Иов 22:2) и д. ; (Пс 15:2). Он не был бы Богом, если бы изменялся в зависимости от его добродетели и нечестия; их последствия - польза и вред сказываются только на людях (ст. 8).9.Возражением против изложенного Елиуем взгляда является ссылка на то, что Господь не слышит жалобных воплей угнетенных (24:12): благочестие бесполезно. К разбору данного положения и переходит теперь Елиуй.10.Одна из причин того, что Бог помогает далеко не всем притесняемым, заключается в их нежелании обратиться к Богу; они не ищут Того ("где Бог", ср. (Иер 2:6,8), чья помощь в минуту бедствий ("ночью", ср. (Иов 34:20,25) наполняет уста страдальцев хвалебною песнью (ср. (Пс 39:2-4).11-13.- Другая причина оставления Богом без ответа воплей лежит в их характере. Они - тоже, что инстинктивные крики животных, проявление безвыходного положения, созданного гордостью притеснителей (ст. 12), но не смиренная, соединенная с сознанием греховности молитва. Как таковые, они и не выслушиваются Богом (ср. Притч 1.27-28): "Бог не слушает беззакония, и Вседержитель не взирает на него" (буквальное чтение ст. 13).14-15.- Если Бог отвечает не на все молитвы по вполне законным основаниям, то и причина того, что вопли Иова остаются не услышанными (Иов 19:7); (Иов 23:8-10), заключается не в Боге, а в нем самом. И с другой стороны, это не дает права утверждать, что дело навсегда останется в таком же положении, - никогда не будет суда на Иова. "Так как Его гнев не обнаруживается вдруг, то следует ли отсюда, что Он не обращает внимания на преступление" (буквальное чтение ст. 15). Иов не должен успокаивать себя тем, что Бог как бы забыл его: временное забвение сменится строгим судом.16.Отрицающий Божественное Правосудие и его проявление в истории человечества (Иов 24:1), Иов рассуждает неблагоразумно.



