- 1. Truly, my eye has seen all this, word of it has come to my ear, and I have knowledge of it.
- 2. The same things are in my mind as in yours; I am equal to you.
- 3. But I would have talk with the Ruler of all, and my desire is to have an argument with God.
- 4. But you put a false face on things; all your attempts to put things right are of no value.
- 5. If only you would keep quiet, it would be a sign of wisdom!
- 6. Give ear to the argument of my mouth, and take note of the words of my lips.
- 7. Will you say in God's name what is not right, and put false words into his mouth?
- 8. Will you have respect for God's person in this cause, and put yourselves forward as his supporters?
- 9. Will it be good for you to be searched out by him, or have you the thought that he may be guided into error like a man?
- 10. He will certainly put you right, if you have respect for persons in secret.
- 11. Will not his glory put you in fear, so that your hearts will be overcome before him?
- 12. Your wise sayings are only dust, and your strong places are only earth.
- 13. Keep quiet, and let me say what is in my mind, whatever may come to me.
- 14. I will take my flesh in my teeth, and put my life in my hand.
- 15. Truly, he will put an end to me; I have no hope; but I will not give way in argument before him;
- 16. And that will be my salvation, for an evil-doer would not come before him,
- 17. Give ear with care to my words, and keep what I say in your minds.
- 18. See now, I have put my cause in order, and I am certain that I will be seen to be right.
- 19. Is any one able to take up the argument against me? If so, I would keep quiet and give up my breath.
- 20. Only two things do not do to me, then I will come before your face:
- 21. Take your hand far away from me; and let me not be overcome by fear of you.
- 22. Then at the sound of your voice I will give answer; or let me put forward my cause for you to give me an answer.
- 23. What is the number of my evil-doings and my sins? give me knowledge of them.
- 24. Why is your face veiled from me, as if I was numbered among your haters?
- 25. Will you be hard on a leaf in flight before the wind? will you make a dry stem go more quickly on its way?
- 26. For you put bitter things on record against me, and send punishment on me for the sins of my early years;
- 27. And you put chains on my feet, watching all my ways, and making a limit for my steps;
- 28. Though a man comes to nothing like a bit of dead wood, or like a robe which has become food for the worm.
1-3.- Иов знает не меньше своих друзей и тем не менее не в состоянии понять причину своих страданий; непонятна, следовательно, она и им. Поэтому для разрешения вопроса: за что осудил его Бог, он и решается обратиться к Нему самому, как единственному существу, знающему это.4-5.- При решении Иова перенести свое дело на суд Бога друзьям остается замолчать. Их молчание было бы приятно ("о, если бы") для страдальца, так как своею ложью, - прямым обвинением в грехах (Иов 11:6) и предположением их (Иов 5:17), они причиняют ему страдания (Иов 19:2), а рассуждениями о божественной премудрости, советами ввериться ей так же мало утешают (Иов 16:2), как мало облегчает больного не понимающий болезни врач. Кроме того, молчание, как доказательство сознаний друзьями своей неправоты, свидетельствовало бы об их уме и мудрости (Притч 10.19; Притч 17.28), которыми они так хвалятся.6-12.- Но так как подобные побуждения к молчанию могли показаться друзьям неубедительными, то Иов указывает другое, - страх божественного наказания (ст. 11) за стремление защищать правосудие Господа несправедливым обвинением его, Иова, в грехах (ст. 7-8). Великий в правосудии Бог, великий до того, что не смотрит на лица (Втор 10:17), и "мерзостью считает уста лживые" (Притч 12.22), не оставит их без наказания за ложь (ст. 10; ср. (Пс 30:19); (Пс 58:13); (Пс 58:13). Оно неизбежно: Бога обмануть нельзя (ст. 9), даже скрытым лицемерием (Иов 11:11); нельзя доказать правоту своих суждений, раз они слабы, как крепости, сделанные из глины (ст. 12).13-19.- Соображения, поддерживающие решимость Иова перенести свое дело на суд Божий (ст. 3).13-15.- По свидетельству Суд 12.3; (1Цар 19:5); (1Цар 28:21); (Пс 118:109), выражение: "душу мою полагать в руку мою", означает: "подвергаться величайшим опасностям". Одинаковый смысл, как думают, соединяется и с первою, нигде более не встречающегося в Писании, половиною ст. 14: "терзать тело мое зубами моими". Сообразно с этим 13-14 ст. имеют такой смысл. Намерение Иова "состязаться с Богом" (ст. 3) ослабляется боязнью подвергнуться наказанию за свободные речи. Но это чувство устраняется в свою очередь тем соображением, что больших, чем теперь, бедствий он не испытает. Бояться и страшиться ему, следовательно, нечего: "буду говорить, что бы ни постигло меня" (ст. 13). Безбоязненно ожидает Иов и смерти; она была бы страшна для него в том случае, если бы пришлось умереть неоправданным (ст. 15 ср. (Иов 6:10).16-19.- Решимость Иова перенести свое дело на суд Бога свидетельствует о его невинности: "лицемер не пойдет пред лице Его" (ср. ст. 7-11). На почве данного сознания возникает уверенность в оправдании (ст. 18); уверенность столь сильная, что Иов согласен умереть, если кто-либо докажет ему его беззаконие (ст. 19).20-21.- Иов уверен в своей невинности, уверен и в том, что оправдается пред Богом. Препятствие к этому может быть только со стороны Господа. Если Он "не удалит от Иова руки своей", т. е. не ослабит или совсем не прекратит страданий, то последний все время будет находиться в состоянии трепета, душевного смятения (Иов 9:28), парализующего ясность мысли и тем самым мешающего выяснению невинности. Отсюда "удаление руки Божией", дарование успокоения - является первым условием, при соблюдении которого Иов может доказать свою правоту. Вторым - служит предоставление ему в течение всего суда с Богом права голоса, почему он и просит, чтобы Он не привел его в молчание страхом Своего божественного величия (ст. 21; ср. (Иов 9:34-35).22.Под условием исполнения своей просьбы Иов готов выступить как в роли обвиняемого ("тогда зови, и я буду отвечать"), так и в роли обвинители ("или буду говорить я, а Ты отвечай мне").23.(Иов 14:13) Данные, на основании которых Иов рассчитывает из оправдание.23-24.- Не считав себя совершенно безгрешным (ст. 26), Иов однако не знает за собою столь великих грехов, которые вызывали бы враждебные отношения к нему Бога, такие тяжкие страдания.25-28.- Бог поступает с Иовом как строгий, безжалостный судья. Не объявляя Иову его вины, Он прямо выносит ему тяжкий судебный приговор ("пишешь ... горькое" ср. (Иов 10:1); (Ос 8:12); не совершившему в последние годы каких-либо значительных проступков вменяет в вину грех юности, т. е. легкомыслия (ст. 26; ср. (Пс 24:7), не дает двинуться с места без боли ("ставишь в колоду ноги мои", - ст. 27) тому, чье тело изъедено болезнью, готово распасться (28 ст.).



