- 1. Truly there is a mine for silver, and a place where gold is washed out.
- 2. Iron is taken out of the earth, and stone is changed into brass by the fire.
- 3. Man puts an end to the dark, searching out to the farthest limit the stones of the deep places of the dark.
- 4. He makes a deep mine far away from those living in the light of day; when they go about on the earth, they have no knowledge of those who are under them, who are hanging far from men, twisting from side to side on a cord.
- 5. As for the earth, bread comes out of it; but under its face it is turned up as if by fire.
- 6. Its stones are the place of sapphires, and it has dust of gold.
- 7. No bird has knowledge of it, and the hawk's eye has never seen it.
- 8. The great beasts have not gone over it, and the cruel lion has not taken that way.
- 9. Man puts out his hand on the hard rock, overturning mountains by the roots.
- 10. He makes deep ways, cut through the rock, and his eye sees everything of value.
- 11. He keeps back the streams from flowing, and makes the secret things come out into the light.
- 12. But where may wisdom be seen? and where is the resting-place of knowledge?
- 13. Man has not seen the way to it, and it is not in the land of the living.
- 14. The deep waters say, It is not in me: and the sea says, It is not with me.
- 15. Gold may not be given for it, or a weight of silver in payment for it.
- 16. It may not be valued with the gold of Ophir, with the onyx of great price, or the sapphire.
- 17. Gold and glass are not equal to it in price, and it may not be exchanged for jewels of the best gold.
- 18. There is no need to say anything about coral or crystal; and the value of wisdom is greater than that of pearls.
- 19. The topaz of Ethiopia is not equal to it, and it may not be valued with the best gold.
- 20. From where then does wisdom come, and where is the resting-place of knowledge?
- 21. For it is kept secret from the eyes of all living, unseen by the birds of the air.
- 22. Destruction and Death say, We have only had word of it with our ears.
- 23. God has knowledge of the way to it, and of its resting-place;
- 24. For his eyes go to the ends of the earth, and he sees everything under heaven.
- 25. When he made a weight for the wind, measuring out the waters;
- 26. When he made a law for the rain, and a way for the thunder-flames;
- 27. Then he saw it, and put it on record; he gave it its fixed form, searching it out completely.
- 28. And he said to man, Truly the fear of the Lord is wisdom, and to keep from evil is the way to knowledge.
1."У серебра есть источная жила", - евр. "моца", - место, из которого что-либо выходит естественным путем (Иов 38:27); (3Цар 10:28), и "у золота место, где его плавят", - евр. "йазоку". - очищают от примесей (1Пар 28:18); (Пс 11:7); (Мал 3:3).2.Железо добывается из недр земли, и "из камня выплавляется медь", из брошенных в плавильную печь металлических глыб силою огня выплавливается медная масса.3.Металлы сокрыты в земле, но человек умеет находить их. Для этого он проникает в недра земли, вносит необходимое при добывании металлов освещения туда, где прежде царила тьма.4.Шахты или колодцы вырываются вдали от обитаемых мест, и рабочие, спускаясь и них при помощи веревок или других приспособлений, неизбежно должны висеть в воздухе.5-6.- Так как шахты роются не только в вертикальном по отношению к земле направлении, но и горизонтальном, то внутренность ее оказывается изрытою, как бы прожженною огнем. Здесь, внутри земли, в ее скалах находят прозрачно-синеватый сапфир и золотые песчинки.7-8.- Они сокрыты в такой глубине, что ее не могут просмотреть дальнозоркий орел (синодальное: "хищная птица") и коршун, не бывали в этих отдаленных местностях и везде рыскающие шакалы и львы.9-11.- При добывании металлов и драгоценных камней человек не стесняется пространственными расстояниями (ст. 7-8), не имеют для него значения и другие трудности, препятствия. Он разбивает гранитные камни, производит, где нужно, обвалы, "в скалах просекает каналы" (евр. "jeorim"), - галереи, чтобы было возможно следить за рудными жилами металла, и отводить в сторону мешающую работе воду.12.Земля и земное дают знание о земном; но то, что сверх земли, землею не дается. Она не может сообщить премудрости, (евр. "хокма"), знания вещей в их сущности, последних основаниях, и того высшего религиозно-нравственного видения, которое указывает нормы человеческого существования.13-14.- Премудрости не найдет человек на земле, если бы даже предложил за обладание ею все свои сокровища и исследовал земной шар во всех направлениях: поверхность земли ("земля живых" ср. (Пс 26:13); (Ис 38:11), подземные воды (евр. "тегом", ср. (Быт 49:25) и омывающий землю океан.15-19.- Как превышающая своею ценностью все земное (ст. 13; ср. Притч 3.14-15), премудрость не может быть приобретена за богатства и драгоценности: за самое чистое золото (евр. "дегор" ст. 15, ср. 3Цар 6.30;20-21), за ониксы (евр. "тогам" - берилл, смарагд), за кристаллы (евр. "зекукит", - стекла, причисляемые в древности к драгоценным предметам; кристаллы - евр. "габиш" упоминаются ниже, в ст. 18), за перлы (евр. "рамот", ср. (Иез 27:16), за кристаллы (синодальное - "жемчуг") и красный коралл (евр. "пениним", русское рубин) и за топаз эфиопский (евр. "тедат", - (Исх 28:17); (Иер 28:18), алмаз желто-оранжевого цвета, находимый, по свидетельству Плиния в Эфиопии, и на островах Красного моря (отсюда его индийское, созвучное еврейскому "питедат", название "pita").20.Если человек не и состоянии своими силами найти мудрость на земле, в бездне и море (ст. 13-14), не может приобрести ее за земные сокровища (ст. 14-19), то каким же образом можно ее постигнуть, к кому за этим следует обратиться?21-22.- Подготавливая ответ на данный вопрос, Иов еще раз заявляет, что ни одно живое существо, даже везде летающие и обладающие более зорким, чем человек, взглядом птицы ничего не могут сообщить о премудрости. Но в то время как видимая природа все же свидетельствует о премудрости, до подземного мрака доходит о ней лишь один слух (ст. 22).23-24.- Полнота знания мудрости принадлежит только одному вездесущему (Вар 3:31-32) и всеведущему Богу.25-27.- Она известна Ему со времени творения мира. Когда Господь "ветру полагал вес", т. е. определял степень его силы и слабости, распределял по земле водную массу, устанавливал законы явления дождя, тогда Он "видел премудрость" (ст. 27), - созерцал ее, как идеал, прототип создаваемого; "явил" - проявил, осуществил в созданной природе, последняя стала ее раскрытием; "приготовил", - установил в качестве незыблемого закона, определив тем самым характер дальнейшего существования всего сотворенного, и, наконец, "испытал" способности к дальнейшему саморазвитию (ср. Притч 8.22-30; (Прем 9:9).28.Осуществив при творении мира содержание премудрости, - совокупности Своих идей о нем, Господь указал, в чем состоит норма человеческой жизни. Соответствуя ей, человек соответствует своей идее и принимает участие в общемировой премудрости. - "Вот, страх Господень..." см. толкование (Иов 1:1)



