- 1. So these three men gave no more answers to Job, because he seemed to himself to be right.
- 2. And Elihu, the son of Barachel the Buzite, of the family of Ram, was angry, burning with wrath against Job, because he seemed to himself more right than God;
- 3. And he was angry with his three friends, because they had been unable to give him an answer, and had not made Job's sin clear.
- 4. Now Elihu had kept quiet while Job was talking, because they were older than he;
- 5. And when Elihu saw that there was no answer in the mouth of the three men, he was very angry.
- 6. And Elihu, the son of Barachel the Buzite, made answer and said, I am young, and you are very old, so I was in fear, and kept myself from putting my knowledge before you.
- 7. I said to myself, It is right for the old to say what is in their minds, and for those who are far on in years to give out wisdom.
- 8. But truly it is the spirit in man, even the breath of the Ruler of all, which gives them knowledge.
- 9. It is not the old who are wise, and those who are full of years have not the knowledge of what is right.
- 10. So I say, Give ear to me, and I will put forward my knowledge.
- 11. I was waiting for your words, I was giving ear to your wise sayings; while you were searching out what to say,
- 12. I was taking note; and truly not one of you was able to make clear Job's error, or to give an answer to his words.
- 13. Take care that you do not say, Wisdom is here; God may overcome him, but not man.
- 14. I will not put forward words like these, or make use of your sayings in answer to him.
- 15. Fear has overcome them, they have no more answers to give; they have come to an end of words.
- 16. And am I to go on waiting while they have nothing to say? while they keep quiet and give no more answers?
- 17. I will give my answer; I will put forward my knowledge:
- 18. For I am full of words, I am unable to keep in my breath any longer:
- 19. My stomach is like wine which is unable to get out; like skins full of new wine, it is almost burst.
- 20. Let me say what is in my mind, so that I may get comfort; let me give answer with open mouth.
- 21. Let me not give respect to any man, or give names of honour to any living.
- 22. For I am not able to give names of honour to any man; and if I did, my Maker would quickly take me away.
1.Обращенные к друзьям речи Иова не встретили с их стороны возражения, так как они поняли бесполезность разубеждать страдальца: он был "прав в глазах своих" и никакие доводы с их стороны не могли заставить его признаться в своей виновности, заслуженности наказаний. И это вполне понятно. Друзья рассматривали божественную правду, как карающую за грех в смысле отдельного проступка, но не за грех в смысле греховности вообще. Но грехов, - отдельных проступков, - Иов за собой не знает.2-3.- На смену замолчавшим трем старшим друзьям является четвертый младший Елиуй, - представитель нового, до сих пор еще никем не раскрытого взгляда. Его имя, означающее: "мой Бог он", встречается среди имен народа еврейского (1Цар 1:1); (1Пар 12:20), а имя предка "Вуз" известно, во-первых, как имя второго сына Нахора, брата Авраама (Быт 22:21) и, во-вторых, как имя одного из арабских племен (Иер 25:23). В племени Вуза Елиуй принадлежал к поколению Рама. Выслушанные Елиуем речи Иова и трех друзей не только не удовлетворили его, но и возбудили в нем чувства негодования. Он "воспылал гневом" на Иова за то, что последний, считая себя невинным, обвинял Бога в неправосудии (IX), и на друзей - за то, что они, обличая Иова в грехах, не смогли опровергнуть его свидетельств о своей невинности, - доказать правоту своих взглядов (ср. ст. 12, 15).4-5.- Сознавая промахи друзей и Иова, Елиуй тем не менее молчал, потому что не желал из уважения к старшим прерывать их рассуждения (Иов 29:21). Его речь начинается лишь после того, как сделалось ясным, очевидным прекращение разговора, явилась возможность принять участие в споре без нарушения восточных правил приличия.6-7.- Преклонение пред мудростью и житейским опытом старших (Иов 8:8-9); (Иов 12:12); (Иов 15:9-10) побуждало Елиуя не объявлять до времени своего взгляда (ср. (Сир 32:9-11). Решение вопроса он предоставлял пожилым (ст. 7).8-9.- Объясняющие молчание Елиуя соображения оказались, однако, недостаточно основательными и убедительными. Мудрость находится в зависимости не от возраста, а от обитающего в человеке "духа и дыхания Вседержителя" (Быт 2:7), она - принадлежность человека вообще, как разумного существа, но не одних стариков (ср. (Пс 118:100); (Дан 2:21).10.Придя к такому взгляду, Елиуй и решается принять участие в разговоре.11-12.- Перемена прежнего взгляда Елиуя на мудрость (ст. 7) произошла под влиянием речей друзей. Внимательно вслушиваясь в их рассуждения и оценивая их аргументы, он не нашел в них ничего убедительного, опровергающего, Иова ("никто из вас не обличает Иова"). Слабые в этом отношении, друзья проявили свое умственное бессилие, недостаток мудрости и в том, что не смогли ответить на все положения Иова ("никто не отвечает на его слова"). Старцы, носители и выразители мудрости, оказались далеко не мудрыми.13-14.- В свое оправдание друзья не могут сказать, что опровергнуть, разубедить Иова - выше сил человека. Сделать это может один только Бог. Если бы речи Иова были обращены к нему, Елиую, то он нашелся бы сказать, что следует.15-17.- Вмешательство Елиуя в разговор в данную минуту, но не ранее объясняется двум причинами. Одна заключается в прекращении спора Иова с друзьями. Елиуй начинает речь, не боясь прервать рассуждения других и тем нарушить обычай вежливости. Для соблюдения его им сделано все от него зависящее. Он ждал, не ответят ли друзья на последние речи Иова, но ответа не последовало, - знак, что ему можно начать слова.18-20.- Другая причина - это подготовленность Елиуя к речи. Его сознание переполнено мыслями, которые уже облеклись в словесную форму ("я полон речами"). Они бродят, рвутся наружу, подобно вину, готовому прорвать мехи (Ср. (Пс 44:2). Елиуй выскажется, и ему будет легче.21-22.- Полная беспристрастность суждений Елиуя. Если он будет говорить против истины, то пусть Бог поразит его смертью.



