< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Глава 22

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Then Eliphaz the Temanite made answer and said,
  • 2. Is it possible for a man to be of profit to God? No, for a man's wisdom is only of profit to himself.
  • 3. Is it of any interest to the Ruler of all that you are upright? or is it of use to him that your ways are without sin?
  • 4. Is it because you give him honour that he is sending punishment on you and is judging you?
  • 5. Is not your evil-doing great? and there is no end to your sins.
  • 6. For you have taken your brother's goods when he was not in your debt, and have taken away the clothing of those who have need of it.
  • 7. You do not give water to the tired traveller, and from him who has no food you keep back bread.
  • 8. For it was the man with power who had the land, and the man with an honoured name who was living in it.
  • 9. You have sent widows away without hearing their cause, and you have taken away the support of the child who has no father.
  • 10. For this cause nets are round your feet, and you are overcome with sudden fear.
  • 11. Your light is made dark so that you are unable to see, and you are covered by a mass of waters.
  • 12. Is not God as high as heaven? and see the stars, how high they are!
  • 13. And you say, What knowledge has God? is he able to give decisions through the deep dark?
  • 14. Thick clouds are covering him, so that he is unable to see; and he is walking on the arch of heaven.
  • 15. Will you keep the old way by which evil men went?
  • 16. Who were violently taken away before their time, who were overcome by the rush of waters:
  • 17. Who said to God, Go away from us; and, What is the Ruler of all able to do to us?
  • 18. Though he made their houses full of good things: but the purpose of the evil-doers is far from me!
  • 19. The upright saw it and were glad: and those who had done no wrong made sport of them,
  • 20. Saying, Truly, their substance is cut off, and their wealth is food for the fire.
  • 21. Put yourself now in a right relation with him and be at peace: so will you do well in your undertakings.
  • 22. Be pleased to take teaching from his mouth, and let his words be stored up in your heart.
  • 23. If you come back to the Ruler of all, making yourself low before him; if you put evil far away from your tents;
  • 24. And put your gold in the dust, even your gold of Ophir among the rocks of the valleys;
  • 25. Then the Ruler of all will be your gold, and his teaching will be your silver;
  • 26. For then you will have delight in the Ruler of all, and your face will be lifted up to God.
  • 27. You will make your prayer to him, and be answered; and you will give effect to your oaths.
  • 28. Your purposes will come about, and light will be shining on your ways.
  • 29. For God makes low those whose hearts are lifted up, but he is a saviour to the poor in spirit.
  • 30. He makes safe the man who is free from sin, and if your hands are clean, salvation will be yours.

1-4.- Не обращая внимания на последнюю речь Иова, не опровергая отмечаемых им фактов, Елифаз настаивает на заслуженности постигших его бедствий, выводя эту мысль из положения о Божественном Правосудии. В отношениях к праведникам и грешникам Бог руководится исключительно началами строгого правосудия. Абсолютно всесовершенный, Он не получает выгоды от дел "разумного", - "ищущего Бога" (евр. "маскил"; ср. (Пс 13:2), равным образом и поступки грешника не приносят Ему вреда. Поэтому Его отношение к тем и другим не определяется, как у человека, желанием доставить Себе пользу и избежать вреда. Бог наказывает грешника не потому, что, боясь его, стремится отстранить от Себя грозящую со стороны этого последнего опасность (ст. 4; ср. (Прем 6:7) и награждает праведника не под влиянием соображения подвигнуть на большую добродетель и тем извлечь для Себя выгоду.

5.При безусловном правосудии Бога для страшных страданий Иова нельзя найти другой причины, кроме великой греховности.

6.Предполагаемые ("верно") грехи Иова заключаются в отсутствии у него внушаемой самою природой гуманности, человечности. Он не стеснялся брать залог (ср. (Исх 22:26-27); (Втор 24:10-13) с "братьев своих", т. е. лиц одного с ним племени, и притом "ни за что", т. е. не нуждаясь в них, так как сам был богат. Им руководила в тех случаях одна жадность (ср. (Иов 20:19-21), доходящая до того, что в качестве залога отнималась последняя одежда у полунагих, - ничего не имеющих.

7.Житель пустыни, дороживший водою, он был настолько жаден, что отказывал в глотке воды изнывавшему от жажды и в куске хлеба голодному (ср. (Ис 58:10).

8.Синодальное чтение представляет не совсем точную передачу еврейского текста. Буквальный перевод его, удержанный Акилою и Симмахом, будет такой: "человек с рукою - ему земля, и тот, кто высок по положению, водворялся на ней". "Человек руки", т. е. силы (Иов 40:9); (Пс 76:16); (Пс 82:9) и насилия (Иов 35:9), Иов захватывал землю, расширял свои владения путем насильственного захвата (ср. (Ис 5:8), не дозволяя селиться на ней слабым.

9.К лицам последнего рода относились вдовы и сироты: их просьбы и мольбы оставлялись Иовом без удовлетворения.

10-11.- Величию и силе греха соответствует сила постигших Иова бедствий. Он "окружен петлями", - поражен болезнью, скорбями, бесславием (Иов 18:8-10), не видит возможности избавиться от них ("тьма, в которой ты ничего не видишь", ср. (Иов 17:12), близок к гибели: - "множество вод покрыло тебя" (ср. (Пс 41:8); (Пс 68:3).

12-14.- Грехи против ближних соединяются у Иова с грехами против Бога, - отрицанием Его всеведения и вмешательства в жизнь людей, - промысла.

12.Жилище Божие выше звездного неба, и с подобной высоты Богу видна вся земля, пред Ним расстилается ее необозримый для человеческого глаза простор, Бог всеведущ (ср. (Пс 13:2).

13-14.- Между тем, по мнению Иова, Бог, скрытый от земли облаками ("облака - завеса Его"; ср. (Плач 3:44): "Ты закрыл Себя облаком, чтобы не доходила молитва"), обладает ведением лишь того, что совершается в сфере небес, и, не видя происходящего на земле, не проявляет Своего суда над людьми (ст. 13; ср. (Пс 72:11): (Пс 93:7); (Ис 29:15); (Иез 8:12).

15-17.- Подобными рассуждениями Иов уподобляется древнему, греховному (αρχαιος κοσμος - (2Пет 2:5) допотопному человечеству ("вода разлилась под основание их"), представители которого отвергали так же, как и он, Бога ("отойди от нас"), отрицали вмешательство в свою жизнь своего благодетеля (ст. 17) и за то погибли, по человеческим рассуждениям (ст. 18), преждевременно.

18-20.- Черная неблагодарность этих богохульников вызывает в Елифазе чувство глубокого отвращения, а гибель грешников, одновременно врагов Божьих и людей благочестивых ("враг наш", ср. (Пс 2:20-2); Рим 11.28), наполняла сердца этих последних радостью (ст. 19). Они видели в ней проявление Божественного Правосудия (ср. (Пс 57:11-12); (Пс 63:10-11).

21.Гибель допотопного человечества должна послужить для Иова предостережением. Если он желает избегнуть ее, обязан "сблизиться" с Богом, - оставить чувство вражды против него (евр. "сакан" - быть в дружбе, в интимных с кем-либо отношениях - (Пс 63:3). В результате этого кончатся душевные муки Иова: "будешь спокоен", и он получит награду.

22.Выдавая свой совет как бы совет самого Бога, Елифаз предлагает Иову принять его в качестве непреложной истины ("прими из уст Его закон", ср. Притч 2.6) и всецело, до глубины души им проникнуться: "положи слова Его в сердце твое".

23-24.- Удел такого человека - блаженство (Пс 93:12-13). Так точно и Иову, под условием исполнения им данного совета, - "удаления беззакония из шатра", не только будет возвращено утраченное счастье ("устроишься"; евр. "бана" в смысле дарования прежнего счастья - (Иер 24:6), (Иер 33:7), сообщения большего - (Мал 3:15), но и дано больше, чем он имел. Иов сделается настолько богат, что "блестящий металл" (золото и серебро в неочищенном вида) будет дли него так же бесценен, как прах, а лучшее офирское золото, как простой камень.

25.Не придавай значения земным богатствам, Иов будет считать своим величайшим, самым ценным сокровищем Того, кто дал ему их, т. е. Бога. Он будет "блестящим серебром" - серебро очищенное от примесей.

26.В качестве величайшего блага Бог сделается для Иова источником духовной радости и утешения (ср. (Пс 36:4); (Ис 58:14). Последние проявятся в том, что у него, прощенного и награжденного Богом, исчезнет мучительное чувство богоотверженности. Прощенный Богом, он смело и доверчиво поднимет к Нему свое лице (ср. (Быт 4:6).

27.Проистекающая из доверчивой любви молитва Иова будет услышана Господом, а обеты, плод усердия, а не вынуждения, исполнены.

29-30.- Иов будет настолько тверд в благочестии, что бедствия невинных не поколеблют его праведности (Пс 72:2-3,12-14). При виде их он на основании личного опыта скажет, что они - не проявление Божественного неправосудия, ведут страдальца к возвышению и утверждению в добре: "ты скажешь: возвышение". Подобными рассуждениями он ободрит и самих страждущих, не даст им возможности впасть в грех отчаяния, неверия; они спасутся, благодаря ему: "он спасается чистотою рук твоих" (ст. 30).