< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52

Глава 40

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Слово, которое было к Иеремии от Господа,
    после того как Навузардан, начальник телохранителей,
    отпустил его из Рамы, где он взял его скованного цепями
    среди прочих пленных Иерусалимлян и Иудеев,
    переселяемых в Вавилон.
  • 2. Начальник телохранителей взял Иеремию
    и сказал ему: Господь Бог твой изрек это бедствие на место сие,
  • 3. и навел его Господь и сделал то, что сказал;
    потому что вы согрешили пред Господом и не слушались гласа Его,
    за то и постигло вас это.
  • 4. Итак вот, я освобождаю тебя сегодня от цепей,
    которые на руках твоих:
    если тебе угодно идти со мною в Вавилон, иди,
    и я буду иметь попечение о тебе;
    а если не угодно тебе идти со мною в Вавилон, оставайся.
    Вот, вся земля перед тобою;
    куда тебе угодно, и куда нравится идти,
    туда и иди.
  • 5. Когда он еще не отошел, сказал Навузардан:
    пойди к Годолии, сыну Ахикама, сына Сафанова,
    которого царь Вавилонский
    поставил начальником над городами Иудейскими,
    и оставайся с ним среди народа;
    или иди, куда нравится тебе идти.
    И дал ему начальник телохранителей продовольствие и подарок
    и отпустил его.
  • 6. И пришел Иеремия к Годолии, сыну Ахикама, в Массифу,
    и жил с ним среди народа, остававшегося в стране.
  • 7. Когда все военачальники, бывшие в поле, они и люди их, услышали,
    что царь Вавилонский поставил Годолию, сына Ахикама, начальником
    над страною и поручил ему мужчин и женщин, и детей,
    и тех из бедных страны, которые не были переселены в Вавилон;
  • 8. тогда пришли к Годолии в Массифу
    и Исмаил, сын Нафании,
    и Иоанан и Ионафан, сыновья Карея,
    и Сераия, сын Фанасмефа,
    и сыновья Офи из Нетофафы,
    и Иезония, сын Махафы,
    они и дружина их.
  • 9. Годолия, сын Ахикама, сына Сафанова,
    клялся им и людям их,
    говоря: не бойтесь служить Халдеям,
    оставайтесь на земле и служите царю Вавилонскому,
    и будет вам хорошо;
  • 10. а я останусь в Массифе,
    чтобы предстательствовать пред лицем Халдеев,
    которые будут приходить к нам;
    вы же собирайте вино и летние плоды, и масло
    и убирайте в сосуды ваши,
    и живите в городах ваших, которые заняли.
  • 11. Также все Иудеи, которые находились в земле Моавитской
    и между сыновьями Аммона и в Идумее, и во всех странах,
    услышали, что царь Вавилонский оставил часть Иудеев
    и поставил над ними Годолию, сына Ахикама, сына Сафана:
  • 12. и возвратились все сии Иудеи из всех мест, куда были изгнаны,
    и пришли в землю Иудейскую к Годолии в Массифу,
    и собрали вина и летних плодов очень много.
  • 13. Между тем Иоанан, сын Карея,
    и все военные начальники, бывшие в поле,
    пришли к Годолии в Массифу
  • 14. и сказали ему: знаешь ли ты, что Ваалис, царь сыновей Аммоновых,
    прислал Исмаила, сына Нафании, чтобы убить тебя?
    Но Годолия, сын Ахикама, не поверил им.
  • 15. Тогда Иоанан, сын Карея, сказал Годолии тайно в Массифе:
    позволь мне, я пойду и убью Исмаила, сына Нафании,
    и никто не узнает;
    зачем допускать, чтобы он убил тебя,
    и чтобы все Иудеи, собравшиеся к тебе, рассеялись,
    и чтобы погиб остаток Иуды?
  • 16. Но Годолия, сын Ахикама, сказал Иоанану, сыну Карея:
    не делай этого, ибо ты неправду говоришь об Исмаиле.

1-6.- Иеремия получил от Навузардана полную свободу распорядиться своею судьбою. Он мог или идти с своими соотечественниками в Вавилон или остаться с Годолией, наместником, с небольшою общиною иудейскою в Иудее. Иеремия избрал последнее и остался вместе с Годолией в г. Массифе.

1.Надписание, содержащееся в этом стихе, относится собственно только к (Иер 42:4) и Иер 43.8–13, которые стоят в тесной связи с историческими повествованиями, содержащимися в XL и XLI-й главах. В силу этого и надписание, которому бы следовало быть пред (Иер 42:4) ст., отнесено к началу XL-й гл. — Рама была первою остановкою плененных иудеев (город этот в 2-х часах пути к северу от Иерусалима).

3.Навузардан говорит так, как говорил Иеремия, применяясь к его точке зрения. Впрочем, и по своему языческому складу мыслей, он мог верить в еврейского Бога, Которого евреи оскорбили своим непослушанием и Который за это стал помогать халдеям…

5.Иеремия, очевидно, сначала не высказал желания оставить своих плененных соотечественников. Но потом, когда он услыхал, что и в Иудее еще остается община под управлением иудейского же начальника, он счел лучшим для дела остаться в Иудее, где могла снова возродиться теократическая жизнь.

6.Массифа — в 2-х часах пути к северо-западу от Иерусалима; она была расположена на востоке, господствующей над окружающими местностями.

7-16.- Годолия стал вводить добрые порядки среди оставшихся в Иудее жителей, и около него стали собираться остатки иудейских отрядов, находившимся во время взятия Иерусалима вне этого города, а также те иудеи, какие спасались бегством от халдеев у аммонитян и, вообще, в заиорданских областях. Но благополучию оставшейся иудейской общины скоро пришел конец. Против Годолии был устроен заговор неким Измаилом, о котором Годолии донесли своевременно, но против которого наместник не захотел принять никаких мер.

8.Измаил, сын Нафании, как видно из (Иер 41:1), был царского рода. Отсюда понятно, почему он восстал против Годолии, человека простого происхождения, на которого он, притом, мог смотреть как на изменника отечеству. — Нетофаф — город в Иудее, недалеко от Вифлеема.

9.Не бойтесь служить халдеям — правильнее перевести, как у LXX: не опасайтесь служителей (или чиновников) халдейских, которые, конечно, были оставлены в Палестине Навуходоносором.

10.Собирайте вино… Замечательно, что халдеи не истребляли жатвы и плодов земли Иудейской — то и другое оказалось в целости спустя несколько недель после их удаления из Иудеи. Ассирийцы поступали иначе (ср. Ис 1.7–9).

13.Бывшие в поле, т. е. там и сям скрывавшиеся в стране Иудейской.

14.Царю Аммонитскому было неприятно восстановление порядка в Иудее, совершавшееся Годолиею. Он вероятно имел намерение воспользоваться землею иудейскою и, поэтому, мог внушить Измаилу мысль о необходимости убить Годолию. Царь рассчитывал, что в таком случае халдеи пришлют для отмщения иудеям войско и никого уже из иудеев не оставят в Иудейской земле, которую, быть может, и передадут ему во владение.