- 1. Слово, которое было к Иеремии от Господа,
после того как Навузардан, начальник телохранителей,
отпустил его из Рамы, где он взял его скованного цепями
среди прочих пленных Иерусалимлян и Иудеев,
переселяемых в Вавилон. - 2. Начальник телохранителей взял Иеремию
и сказал ему: Господь Бог твой изрек это бедствие на место сие, - 3. и навел его Господь и сделал то, что сказал;
потому что вы согрешили пред Господом и не слушались гласа Его,
за то и постигло вас это. - 4. Итак вот, я освобождаю тебя сегодня от цепей,
которые на руках твоих:
если тебе угодно идти со мною в Вавилон, иди,
и я буду иметь попечение о тебе;
а если не угодно тебе идти со мною в Вавилон, оставайся.
Вот, вся земля перед тобою;
куда тебе угодно, и куда нравится идти,
туда и иди. - 5. Когда он еще не отошел, сказал Навузардан:
пойди к Годолии, сыну Ахикама, сына Сафанова,
которого царь Вавилонский
поставил начальником над городами Иудейскими,
и оставайся с ним среди народа;
или иди, куда нравится тебе идти.
И дал ему начальник телохранителей продовольствие и подарок
и отпустил его. - 6. И пришел Иеремия к Годолии, сыну Ахикама, в Массифу,
и жил с ним среди народа, остававшегося в стране. - 7. Когда все военачальники, бывшие в поле, они и люди их, услышали,
что царь Вавилонский поставил Годолию, сына Ахикама, начальником
над страною и поручил ему мужчин и женщин, и детей,
и тех из бедных страны, которые не были переселены в Вавилон; - 8. тогда пришли к Годолии в Массифу
и Исмаил, сын Нафании,
и Иоанан и Ионафан, сыновья Карея,
и Сераия, сын Фанасмефа,
и сыновья Офи из Нетофафы,
и Иезония, сын Махафы,
они и дружина их. - 9. Годолия, сын Ахикама, сына Сафанова,
клялся им и людям их,
говоря: не бойтесь служить Халдеям,
оставайтесь на земле и служите царю Вавилонскому,
и будет вам хорошо; - 10. а я останусь в Массифе,
чтобы предстательствовать пред лицем Халдеев,
которые будут приходить к нам;
вы же собирайте вино и летние плоды, и масло
и убирайте в сосуды ваши,
и живите в городах ваших, которые заняли. - 11. Также все Иудеи, которые находились в земле Моавитской
и между сыновьями Аммона и в Идумее, и во всех странах,
услышали, что царь Вавилонский оставил часть Иудеев
и поставил над ними Годолию, сына Ахикама, сына Сафана: - 12. и возвратились все сии Иудеи из всех мест, куда были изгнаны,
и пришли в землю Иудейскую к Годолии в Массифу,
и собрали вина и летних плодов очень много. - 13. Между тем Иоанан, сын Карея,
и все военные начальники, бывшие в поле,
пришли к Годолии в Массифу - 14. и сказали ему: знаешь ли ты, что Ваалис, царь сыновей Аммоновых,
прислал Исмаила, сына Нафании, чтобы убить тебя?
Но Годолия, сын Ахикама, не поверил им. - 15. Тогда Иоанан, сын Карея, сказал Годолии тайно в Массифе:
позволь мне, я пойду и убью Исмаила, сына Нафании,
и никто не узнает;
зачем допускать, чтобы он убил тебя,
и чтобы все Иудеи, собравшиеся к тебе, рассеялись,
и чтобы погиб остаток Иуды? - 16. Но Годолия, сын Ахикама, сказал Иоанану, сыну Карея:
не делай этого, ибо ты неправду говоришь об Исмаиле.
1-6.- Иеремия получил от Навузардана полную свободу распорядиться своею судьбою. Он мог или идти с своими соотечественниками в Вавилон или остаться с Годолией, наместником, с небольшою общиною иудейскою в Иудее. Иеремия избрал последнее и остался вместе с Годолией в г. Массифе.1.Надписание, содержащееся в этом стихе, относится собственно только к (Иер 42:4) и Иер 43.8–13, которые стоят в тесной связи с историческими повествованиями, содержащимися в XL и XLI-й главах. В силу этого и надписание, которому бы следовало быть пред (Иер 42:4) ст., отнесено к началу XL-й гл. — Рама была первою остановкою плененных иудеев (город этот в 2-х часах пути к северу от Иерусалима).3.Навузардан говорит так, как говорил Иеремия, применяясь к его точке зрения. Впрочем, и по своему языческому складу мыслей, он мог верить в еврейского Бога, Которого евреи оскорбили своим непослушанием и Который за это стал помогать халдеям…5.Иеремия, очевидно, сначала не высказал желания оставить своих плененных соотечественников. Но потом, когда он услыхал, что и в Иудее еще остается община под управлением иудейского же начальника, он счел лучшим для дела остаться в Иудее, где могла снова возродиться теократическая жизнь.6.Массифа — в 2-х часах пути к северо-западу от Иерусалима; она была расположена на востоке, господствующей над окружающими местностями.7-16.- Годолия стал вводить добрые порядки среди оставшихся в Иудее жителей, и около него стали собираться остатки иудейских отрядов, находившимся во время взятия Иерусалима вне этого города, а также те иудеи, какие спасались бегством от халдеев у аммонитян и, вообще, в заиорданских областях. Но благополучию оставшейся иудейской общины скоро пришел конец. Против Годолии был устроен заговор неким Измаилом, о котором Годолии донесли своевременно, но против которого наместник не захотел принять никаких мер.8.Измаил, сын Нафании, как видно из (Иер 41:1), был царского рода. Отсюда понятно, почему он восстал против Годолии, человека простого происхождения, на которого он, притом, мог смотреть как на изменника отечеству. — Нетофаф — город в Иудее, недалеко от Вифлеема.9.Не бойтесь служить халдеям — правильнее перевести, как у LXX: не опасайтесь служителей (или чиновников) халдейских, которые, конечно, были оставлены в Палестине Навуходоносором.10.Собирайте вино… Замечательно, что халдеи не истребляли жатвы и плодов земли Иудейской — то и другое оказалось в целости спустя несколько недель после их удаления из Иудеи. Ассирийцы поступали иначе (ср. Ис 1.7–9).13.Бывшие в поле, т. е. там и сям скрывавшиеся в стране Иудейской.14.Царю Аммонитскому было неприятно восстановление порядка в Иудее, совершавшееся Годолиею. Он вероятно имел намерение воспользоваться землею иудейскою и, поэтому, мог внушить Измаилу мысль о необходимости убить Годолию. Царь рассчитывал, что в таком случае халдеи пришлют для отмщения иудеям войско и никого уже из иудеев не оставят в Иудейской земле, которую, быть может, и передадут ему во владение.



