< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52

Глава 48

  • Закрыть сопоставления
  • 1. О Моаве
    так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев:
    горе Нево! он опустошен;
    Кариафаим посрамлен и взят;
    Мизгав посрамлен и сокрушен.
  • 2. Нет более славы Моава;
    в Есевоне замышляют против него зло:
    «пойдем, истребим его из числа народов».
    И ты, Мадмена, погибнешь;
    меч следует за тобою.
  • 3. Слышен вопль от Оронаима,
    опустошение и разрушение великое.
  • 4. Сокрушен Моав;
    вопль подняли дети его.
  • 5. На восхождении в Лухит плач за плачем поднимается;
    и на спуске с Оронаима неприятель слышит вопль о разорении.
  • 6. Бегите, спасайте жизнь свою,
    и будьте подобны обнаженному дереву в пустыне.
  • 7. Так как ты надеялся на дела твои и на сокровища твои,
    то и ты будешь взят,
    и Хамос пойдет в плен
    вместе со своими священниками и своими князьями.
  • 8. И придет опустошитель на всякий город,
    и город не уцелеет;
    и погибнет долина,
    и опустеет равнина,
    как сказал Господь.
  • 9. Дайте крылья Моаву, чтобы он мог улететь;
    города его будут пустынею,
    потому что некому будет жить в них.
  • 10. Проклят, кто дело Господне делает небрежно,
    и проклят, кто удерживает меч Его от крови!
  • 11. Моав от юности своей был в покое,
    сидел на дрожжах своих
    и не был переливаем из сосуда в сосуд,
    и в плен не ходил;
    оттого оставался в нем вкус его,
    и запах его не изменялся.
  • 12. Посему вот, приходят дни, говорит Господь,
    когда Я пришлю к нему переливателей, которые перельют его
    и опорожнят сосуды его,
    и разобьют кувшины его.
  • 13. И постыжен будет Моав ради Хамоса,
    как дом Израилев постыжен был ради Вефиля, надежды своей.
  • 14. Как вы говорите:
    «мы люди храбрые и крепкие для войны»?
  • 15. Опустошен Моав,
    и города его горят,
    и отборные юноши его пошли на заклание, говорит Царь, —
    Господь Саваоф имя Его.
  • 16. Близка погибель Моава,
    и сильно спешит бедствие его.
  • 17. Пожалейте о нем все соседи его и все, знающие имя его,
    скажите: «как сокрушен жезл силы, посох славы
  • 18. Сойди с высоты величия и сиди в жажде,
    дочь — обитательница Дивона,
    ибо опустошитель Моава придет к тебе
    и разорит укрепления твои.
  • 19. Стань у дороги и смотри, обитательница Ароера,
    спрашивай бегущего и спасающегося: «что сделалось?»
  • 20. Посрамлен Моав, ибо сокрушен;
    рыдайте и вопите,
    объявите в Арноне, что опустошен Моав.
  • 21. И суд пришел на равнины,
    на Халон и на Иаацу, и на Мофаф,
  • 22. и на Дивон и на Нево, и на Бет-Дивлафаим,
  • 23. и на Кариафаим и на Бет-Гамул, и на Бет-Маон,
  • 24. и на Кериоф и на Восор,
    и на все города земли Моавитской, дальние и ближние.
  • 25. Отсечен рог Моава,
    и мышца его сокрушена, говорит Господь.
  • 26. Напойте его пьяным, ибо он вознесся против Господа;
    и пусть Моав валяется в блевотине своей,
    и сам будет посмеянием.
  • 27. Не был ли в посмеянии у тебя Израиль?
    разве он между ворами был пойман,
    что ты, бывало, лишь только заговоришь о нем, качаешь головою?
  • 28. Оставьте города и живите на скалах, жители Моава,
    и будьте как голуби,
    которые делают гнезда во входе в пещеру.
  • 29. Слыхали мы о гордости Моава, гордости чрезмерной,
    о его высокомерии и его надменности,
    и кичливости его и превозношении сердца его.
  • 30. Знаю Я дерзость его, говорит Господь, но это ненадежно;
    пустые слова его: не так сделают.
  • 31. Поэтому буду рыдать о Моаве и вопить о всем Моаве;
    будут воздыхать о мужах Кирхареса.
  • 32. Буду плакать о тебе, виноградник Севамский, плачем Иазера;
    отрасли твои простирались за море, достигали до озера Иазера;
    опустошитель напал на летние плоды твои и на зрелый виноград.
  • 33. Радость и веселье отнято от Кармила и от земли Моава.
    Я положу конец вину в точилах;
    не будут более топтать в них с песнями;
    крик брани будет, а не крик радости.
  • 34. От вопля Есевона до Елеалы и до Иаацы они поднимут голос свой
    от Сигора до Оронаима, до третьей Эглы,
    ибо и воды Нимрима иссякнут.
  • 35. Истреблю у Моава, говорит Господь,
    приносящих жертвы на высотах и кадящих богам его.
  • 36. Оттого сердце мое стонет о Моаве, как свирель;
    о жителях Кирхареса стонет сердце мое, как свирель,
    ибо богатства, ими приобретенные, погибли:
  • 37. у каждого голова гола
    и у каждого борода умалена;
    у всех на руках царапины
    и на чреслах вретище.
  • 38. На всех кровлях Моава и на улицах его общий плач,
    ибо Я сокрушил Моава, как непотребный сосуд, говорит Господь.
  • 39. «Как сокрушен он!» будут говорить рыдая;
    «как Моав покрылся стыдом, обратив тыл!».
    И будет Моав посмеянием и ужасом
    для всех окружающих его,
  • 40. ибо так говорит Господь: вот, как орел,
    налетит он и распрострет крылья свои над Моавом.
  • 41. Города будут взяты, и крепости завоеваны,
    и сердце храбрых Моавитян будет в тот день,
    как сердце женщины, мучимой родами.
  • 42. И истреблен будет Моав из числа народов,
    потому что он восстал против Господа.
  • 43. Ужас и яма и петля — для тебя, житель Моава,
    сказал Господь.
  • 44. Кто убежит от ужаса, упадет в яму;
    а кто выйдет из ямы, попадет в петлю,
    ибо Я наведу на него, на Моава, годину посещения их,
    говорит Господь.
  • 45. Под тенью Есевона остановились бегущие, обессилев;
    но огонь вышел из Есевона и пламя из среды Сигона,
    и пожрет бок Моава и темя сыновей мятежных.
  • 46. Горе тебе, Моав!
    погиб народ Хамоса,
    ибо сыновья твои взяты в плен,
    и дочери твои — в пленение.
  • 47. Но в последние дни возвращу плен Моава, говорит Господь.
    Доселе суд на Моава.

1-47.- Пророк следит своим взором за переходом с одного места на другое неприятельских войск, вторгающихся в Моавитскую землю. Неприятель идет с севера — от Есевона и ни один город Моавитский не может устоять пред ним. Моавитяне бегут к югу. В этом опустошении Моавитской страны пророк усматривает праведный суд Божий за высокомерие, с каким Моав относился к избранному народу. Смерть, лишение состояния, плен — вот, что ожидает моавитян. Однако в далеком будущем пророк усматривает восстановление Моавитского государства.

1.О Моаве — см. (Ис 15:1)Нева — см. (Ис 15:2)Кариафаим — город, лежавший в 10 римских милях к западу от Медевы. — Mизгав — крепость, вероятно, другое название Кирхареса, главной твердыни Моава (Ис 15:1).

2.Есевон, аммонитский город (см. (Иер 49:3), а прежде — моавитский (Ис 15:4); (Ис 16:8,9). Отсюда неприятель устремляется на завоевание моавитской страны. — Мадмена — вероятно то же, что Медева (Ис 15:2).

3.Оронаим — то же, что Хоронаим у (Ис 15:5)

4.Дети его — по евр. Zeireiha, но, кажется правильнее, согласно с LXX, читать Zoara — «к Цоару». Моавитяне с криком бегут к г. Цоару, который лежал на юге страны Моавитской (у Исаии — Сигор, (Ис 15:5).

5.См. (Ис 15:5)

6.См. (Иер 17:6)

7.Хамос — национальный бог моавитский.

8.Как сказал Господь — устами пророка Исаии, еще раньше Амоса.

10.Проклятие или го ре ожидает того, кто будет щадить Моава.

11.Вино через переливку из сосуда в сосуд теряет свой первоначальный вкус и ароматичность. Моавитяне, которых до сих пор никто не уводил в плен, сохраняли, как нетронутое вино, все свои отличительные свойства.

13.Вефиль был главным святилищем израильского царства (Ам 3:14).

18.Дивон — см. (Ис 15:2)

19.Ароер — см. (Ис 17:2) Некоторые полагают, что у Ароера, лежавшего на берегу потока Арнона, был удобный переход через эту реку, а потому маовитяне, бежавшие с севера, должны были проходить мимо Ароера.

20.Здесь ответ на вопрос жителей Ароера.

21.Халон, Яаца и Мофаф — города равнины Моавитской.

22.Бет-Дивлафаим — местоположение этого города неизвестно. То же нужно сказать и о Бет-Гамуле. — Бет-Маон — к юго-западу от Медевы.

24.Кериоф — вероятно, тоже, что Ар-Моав, который здесь не упомянут. — Восор — город Моавитский, который не нужно смешивать ни с Боцрою идумейскою, ни с Бострою Хауранскою.

26.Напоить Моава нужно вином гнева Божия (Иер 13:13); (Иер 25:15).

27.Если Иегова гневался на Израиля, то Моав не имел, во всяком случае, никакого права издеваться над избранным народом: сам он был нисколько не выше его.

28.Дикие голуби часто свивают себе гнезда над отвесными скалами, над пропастями. Во входе в пещеру — точнее, «по ту сторону пропасти», которая отделяет их от преследователей.

29.См. (Ис 16:6)

31.См. (Ис 16:7)

32.Свободная передача (Ис 16:8) и cл. Плачем Иазера — т. е. как плачу об Иазере. Озеро Иазера — по евр. точнее: море Иазера. Может быть, Иеремия имеет здесь в виду большие пруды — Севамский и Иазерский, которые образовывались рекою Иазер (теперь называемой Сир), впадающей в Иордан, следы коих существуют и теперь.

33.Кармил — здесь имя нарицательное: «плодородный холм». Это название Моавитской равнины, отличавшейся своим плодородием.

34.См. (Ис 15:4,5,6)Оронаим здесь назван третьей Еглою, см. (Ис 15:5)

35.См. (Ис 16:12)

36.Свободная передача (Ис 16:11) и (Ис 15:7)

38.Ср. (Ис 15:3)

40.Орел — царь вавилонский (Иез 17:3).

43-44.- Ср. (Ис 24:17) и сл.

45.Здесь есть сходство с кн. (Чис 21:28) и 29, где идет речь о пламени войны, которое из Есевона (при Сигоне) пожрало Моавитскую страну. То же самое повторится снова: из Есевона придет погибель на Моава (ср. ст. 2). — Под тению Есевона… Смысл этого трудного выражения и следующих за ним слов лучше всего передать так: спасения моавитяне не найдут. Они подойдут к Есевону, городу крепкому, но этот город уже занят врагами, и отсюда не спасение, а огонь выйдет на Моавитскую землю. Этот город, древнее жилище царя Сигона, изведет из себя пламя (неприятельские войска, которые будут иметь опорный пункт в этом городе) и это пламя сожжет Моава — его бока и темя, т. е. доберется до крайних пунктов земли моавитской и до самых укрепленных и возвышенных ее пунктов. — Сыновья мятежные — название моавитян, которые постоянно готовы были нападать на евреев и производить среди них смятение.

47.Последние дни — см. (Иер 23:20) Особое замечание. Чем объяснить близкое сходство многих выражений пророчества о Моаве с пророчествами Исаии (Ис 15:1) и (Ис 16:1) гл.)? Можно полагать, что изречения пророческие о соседних народах, составленные древними пророками, считались у евреев общим национальным достоянием и постоянно повторялись, так что и Иеремия естественно говорил в своем пророчестве этими привычными для слуха иудеев словами Исаии. Точно так же он пользуется, очевидно, и хорошо знакомыми народу изречениями Моисея, Амоса и Софонии. — Что касается исполнения угроз Иеремии, то они осуществились при Навуходоносоре, который в пятом году по разрушении Иерусалима покорил аммонитян и моавитян (Иосиф Флавий ).