< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104

Глава 79

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Асафа.
  • 2. віддали трупи твоїх слуг птиці небесній на поживу, тіло твоїх побожних - земному звірю.
  • 3. Пролили кров їхню, немов воду, довкола Єрусалиму, і нікому було ховати.
  • 4. Ми стали глумом для сусідів наших, наругою та сміховиськом для всіх. що навколо нас.
  • 5. Докіль, о Господи? Чи будеш гніватись повіки? Палатиме, немов вогонь, твоя ревність?
  • 6. Вилий твій гнів на поган, що тебе не знають, і на царства, що твого імени не прикликають.
  • 7. Вони бо Якова пожерли й оселю його зруйнували.
  • 8. Не згадуй проти нас провин предків; хай прийде небарно нам назустріч твоє милосердя, бо ми вельми нужденні стали.
  • 9. Поможи нам, о Боже нашого спасіння, слави імени твого ради; визволь нас, прости нам гріхи наші імени твого ради.
  • 10. Чому б погани мали говорити: «Де їхній Бог?» Нехай погани перед очима нашими дізнають відплату за пролиту кров слуг твоїх!
  • 11. Нехай до тебе дійде стогін бранця! Могутністю руки твоєї визволь призначених на смерть!
  • 12. І поверни всемеро сусідам нашим у лоно їхній глум, яким, о Господи, глумились над тобою.
  • 13. Ми ж твій народ й отара твоєї пастви будемо дякувати тобі повіки і з роду в рід хвалу твою звіщати.

2.Отношения Бога к израильскому народу изображаются как отношение пастыря к овцам, которых первый оберегает и питает. - "Восседающий на Херувимах". Изображения последних находим над крышкой Ковчега Завета. Так как херувим служит символом быстроты, то молитва "яви Себя" означает - поспеши придти со Своею помощью.

3.Колено Ефремово было самым многочисленным, богатым и влиятельным в царстве Израильском, почему часто именем Ефрема обозначается вообще десятиколенное царство. До Давида и после разделения царства Еврейского оно имело преобладающее значение и влияние в ходе жизни сначала всего народа, а потом Израиля. Манассия упоминается здесь как родоначальник колена, происшедшего от брата Ефремова. Вениаминово колено по воцарении Давида разделилась; одна часть признавала его царем, другая - нет, и впоследствии, после Соломона, одна половина этого колена вошла в состав царства Израильского. Молитва за Израиля указывает, что последний был беспомощен помочь себе. Здесь нужно понимать гибель этого царства от ассириян.

4.Припев, повторяющийся в псалме три раза - в ст. 4, 8 и 20. - "Восстанови" - молитва писателя от лица Израиля и за Израиля, который представляется потерявшим силу и значение, утративший свою самобытность, о восстановлении которой и молит автор.

5."Гневен к молитвам" - не исполняешь прошений, выраженных в молитвах.

6."Напитать хлебом слезным, напоить слезами" - не давать просвета в жизни, осыпать только несчастиями.

9."Виноградной лозой" называется еврейский народ, выведенный из Египта. - "Выгнал народы, посадил ее" - разумеется завоевание евреями Палестины, очищение последней от населявших ее языческих племен и упрочение здесь политического значения и силы евреев.

11-12.- Евреи в Палестине размножились и границы их владений были обширны; "горы покрылись тенью", они касались гор идумейских с юга; "ветви ее как кедры", которые росли преимущественно на Ливане, северной границе Иудейского царства. "Ветви свои до моря" Средиземного, западная граница; "отрасли свои до реки" - Евфрата - восточная граница.

13-14.- Под проходящими по пути, лесным вепрем и полевым зверем разумеются враждебные соседние народы, достоянием которых стала делаться Палестина. Так, напр., Израиль в царствование Езекии погиб от ассириян, которые произвели значительные опустошения и в Иудее; при Манассии те же ассирияне напали на Иудею и отвели в плен самого царя; при Иосии было опустошение от фараона, а при преемниках Иосии стали учащаться нападения вавилонян. Враги сравниваются с "лесным вепрем", с диким кабаном, который производил громадные опустошения в виноградниках подкапыванием лоз. Достаточно одному кабану попасть туда, и он в одну ночь губил большой виноградник.

15."Обратись" - взгляни милостиво, защити.

16."Отрасли", - т. е. народ еврейский, как отросток от корня, избранного Богом, т. е. Авраама.

18."Муж десницы" - излюбленный муж, стоящий подле правой руки, был "Вениамин" (см. (Втор 31:12). Вениамин здесь берется для обозначения всего Израильского царства. "Сын человеческий" - весь иудейский народ. Название сына ему было дано Богом еще в Египте (см. (Исх 6:22); пр. (Ос 11:1). - "Которого Ты укрепил Себе" - избрал для Своего особенного руководства. Это руководство и покровительство, действительно, оказывалось Богом всему народу еврейскому за время его жизни и поселения в Палестине. Это же покровительство было источником той политической и внешней силы, которую евреи приобрели в глазах всех соседних языческих народов. Всему еврейскому народу писатель молит Господа послать "руку", т. е. помочь.

19."Оживи". Это выражение относятся к Израилю, который изображается мертвым, конечно, в политическом смысле, так как он был отведен в плен ассириянами. Эта гибель царства Израильского была злым предзнаменованием для Иудеи, уже умиравшей во время жизни писателя, почему он и молит о "милостивой руке Господа", которая бы оживила и воскресила это царства.