- 1. Then Eliphaz the Temanite answered and said,
- 2. If we assay to commune with thee, wilt thou be grieved? but who can withhold himself from speaking?
- 3. Behold, thou hast instructed many, and thou hast strengthened the weak hands.
- 4. Thy words have upholden him that was falling, and thou hast strengthened the feeble knees.
- 5. But now it is come upon thee, and thou faintest; it toucheth thee, and thou art troubled.
- 6. Is not this thy fear, thy confidence, thy hope, and the uprightness of thy ways?
- 7. Remember, I pray thee, who ever perished, being innocent? or where were the righteous cut off?
- 8. Even as I have seen, they that plow iniquity, and sow wickedness, reap the same.
- 9. By the blast of God they perish, and by the breath of his nostrils are they consumed.
- 10. The roaring of the lion, and the voice of the fierce lion, and the teeth of the young lions, are broken.
- 11. The old lion perisheth for lack of prey, and the stout lion
- 12. Now a thing was secretly brought to me, and mine ear received a little thereof.
- 13. In thoughts from the visions of the night, when deep sleep falleth on men,
- 14. Fear came upon me, and trembling, which made all my bones to shake.
- 15. Then a spirit passed before my face; the hair of my flesh stood up:
- 16. It stood still, but I could not discern the form thereof: an image was before mine eyes, there was silence, and I heard a voice, saying,
- 17. Shall mortal man be more just than God? shall a man be more pure than his maker?
- 18. Behold, he put no trust in his servants; and his angels he charged with folly:
- 19. How much less in them that dwell in houses of clay, whose foundation is in the dust, which are crushed before the moth?
- 20. They are destroyed from morning to evening: they perish for ever without any regarding it.
- 21. Doth not their excellency which is in them go away? they die, even without wisdom.
1-2.- Речь Елифаза, по его убеждению, не только не утешит Иова, но еще более огорчит его. Но как бы ни неприятна была истина, она должна быть высказана. И Елифаз, извиняясь за доставляемое им Иову огорчение, не может воздержаться от слова.3-5.- Первою каплею горечи в речи Елифаза является упрек Иову в его малодушии. Оно тем более несвойственно ему, что прежде он утешал и словами утешения ободрял и поддерживал людей с "опустившимися руками" и "гнущимися коленами" и всецело "падающих", т. е. слабых духом (2Цар 4:1); (Ис 13:7); (Ис 35:3-4). Ободрявший других не может ободрить себя (ст. 5), иронически (ср. (Мф 27:42) замечает Елифаз.6.Порицая малодушие Иова, Елифаз усматривает в нем достаточный повод и побуждение обратиться к страдальцу с речью "Не в благочестии ли твоем надежда твоя? упование твое не на непорочность ли путей твоих"? спрашивает он его. По мнению Елифаза, ропот и жалобы Иова проистекают из его уверенности в своем благочестии. Он ропщет и жалуется потому, что себя, человека благочестивого и непорочного, считает несправедливо наказанным. Эта ложная, по взгляду Елифаза, мысль Иова, заставляя его обратиться с речью к своему другу, заранее предрешает его основное положение. В противоположность Иову, Елифаз утверждает, что несчастья постигают только грешников; следовательно, и Иов, раз он подвергся бедствиям, не может считать себя благочестивым, невинно наказанным.7-9.- В подтверждение справедливости своего взгляда Елифаз ссылается, во-первых, на опыт и знание самого Иова, не видавшего будто бы в течение своей жизни случаев гибели праведника (ст. 7); и во-вторых - на личный опыт. Последний ручается за то, что наказываются лишь те, которые подготовляли почву для зла ("оравшие нечестие") и делали его ("сеявшие зло"; ср. (Ос 10:13). Уподобление злодеев в их деяниях земледельцам вызывает соответствующий образ для выражения мысли о наказании их божественным гневом. Насаждения злодеев погибают, подобно трудам земледельцев, от знойного ветра (ст. 9; ср. (Иер 4:11); (Иез 17:10); (Иез 19:12); (Ос 13:15).10-11.- Гибель целой семьи львов представляет, по мнению экзегетов, намек на судьбу семейства Иова.12-21.- Для сообщения своему взгляду большей убедительности, авторитетности Елифаз ссылается на бывшее ему откровение, описывая сначала форму, в которой оно было сообщено (ст. 12), затем время получения (ст. 13), испытанное при этом состояние (ст. 14-16) и, наконец, самое содержание (ст. 17-21).12-13.- Сообщенное в форме шепота (евр. "семец", переданное в синодальном чтении выражением "нечто", Симмах переводит "ψιθυρισμος", Вульгата - "sussurus" - "шелест", "шепот") и проникшее в душу Елифаза помимо его сознания и воли ("тайно принеслось слово", в буквальном переводе: "ко мне прокралось слово"), откровение было получено им "среди размышлений о ночных видениях". Еврейское "бишифим", чему соответствует синодальное "среди размышлений", собственно значит "ветви", "разветвления", по отношению к душевной деятельности "перепутывающиеся мысли", "сумятицу мыслей" (Дильман). Откровение падало на то время, когда Елифаз пробудился с душою, смущенною беспокойными мыслями.14-16.- Непосредственные предвестники откровения - прошедший над Елифазом "дух", - ветер ("тихое веяние" ст. 16, ср. (3Цар 19:11); (Дан 2:2) и явление в нем таинственного существа, вида которого нельзя было распознать, - вызвали обычные при видениях чувства ужаса и страха (Быт 15:12); (Быт 28:17); (Дан 7:15); (Дан 8:18); (Дан 10:7).17-21.- На предложенный явившимся вопрос: "человек праведнее ли Бога?" ("мезлоах" - "пред Богом" - см. (Чис 32:22) им же самим дается отрицательный ответ. В очах Божиих нечисты и несовершенны даже ангелы, тем более человек. Он грешен. Признаком его греховности является, во-первых, кратковременность существования ("между утром и вечером распадаются", ср. (Пс 89:6); "истребляются скорее моли", ср. (Иов 13:28); (Ис 50:9), во-вторых, смерть в состоянии неразумия: "умирают, не достигши мудрости", т. е. страха Божия (Иов 28:28). Та и другая черта, - скоротечность жизни и смерть не умудренным, - усвояется по преимуществу, даже исключительно одним грешникам (Иов 15:32); (Пс 89:6-9); ср. (Пс 90:1,16); (Пс 91:13-15); Притч 5.13).



