< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Глава 10

  • Закрыть сопоставления
  • 1. My soul is weary of my life; I will leave my complaint upon myself; I will speak in the bitterness of my soul.
  • 2. I will say unto God, Do not condemn me; shew me wherefore thou contendest with me.
  • 3. Is it good unto thee that thou shouldest oppress, that thou shouldest despise the work of thine hands, and shine upon the counsel of the wicked?
  • 4. Hast thou eyes of flesh? or seest thou as man seeth?
  • 5. Are thy days as the days of man? are thy years as man
  • 6. That thou enquirest after mine iniquity, and searchest after my sin?
  • 7. Thou knowest that I am not wicked; and there is none that can deliver out of thine hand.
  • 8. Thine hands have made me and fashioned me together round about; yet thou dost destroy me.
  • 9. Remember, I beseech thee, that thou hast made me as the clay; and wilt thou bring me into dust again?
  • 10. Hast thou not poured me out as milk, and curdled me like cheese?
  • 11. Thou hast clothed me with skin and flesh, and hast fenced me with bones and sinews.
  • 12. Thou hast granted me life and favour, and thy visitation hath preserved my spirit.
  • 13. And these things hast thou hid in thine heart: I know that this is with thee.
  • 14. If I sin, then thou markest me, and thou wilt not acquit me from mine iniquity.
  • 15. If I be wicked, woe unto me; and if I be righteous, yet will I not lift up my head. I am full of confusion; therefore see thou mine affliction;
  • 16. For it increaseth. Thou huntest me as a fierce lion: and again thou shewest thyself marvellous upon me.
  • 17. Thou renewest thy witnesses against me, and increasest thine indignation upon me; changes and war are against me.
  • 18. Wherefore then hast thou brought me forth out of the womb? Oh that I had given up the ghost, and no eye had seen me!
  • 19. I should have been as though I had not been; I should have been carried from the womb to the grave.
  • 20. Are not my days few? cease then, and let me alone, that I may take comfort a little,
  • 21. Before I go whence I shall not return, even to the land of darkness and the shadow of death;
  • 22. A land of darkness, as darkness itself; and of the shadow of death, without any order, and where the light is as darkness.

1-2.- Иов не чувствует желания продолжать жизнь (Иов 9:21) и д. ); она ему противна, вызывает одни лишь жалобы. Рассеять, уничтожить подобное настроение и тем возбудить желание жизни мог бы Господь своим ответом, за что страдает и наказывается Иoв (ср. (Иов 3:20-23). Но он выступает только в роли карателя, не объясняет его вины.

3-7.- Тщетны и личные усилия Иова постичь причину постигших его бедствий и тем облегчить свою скорбь. Вины за собою он не знает, а делаемые им предположения в целях выяснить, за что его карает Господь, не могут быть признаны удовлетворительными, так как не совместимы с представлением о Боге. Недопустимо, во-первых, чтобы Господь наказывал создание Своих рук (Быт 2:7); (Пс 2:15) потому, что это доставляет Ему удовольствие (ст. 3). Такое предположение противоречит божественной любви, которой человек обязан своим существованием. Во-вторых, невозможно думать, что наказание - результат ошибки, незнания (ст. 4). Она свойственна ограниченному по уму человеку, судящему по внешности, но не всеведущему Богу, знающему сердце людей (1Цар 16:17); (Сир 24:27-28). Нельзя, наконец, предположить, что жизнь Господа так же кратка, как и жизнь человека, и потому Он, боясь упустить время для наказания, не дает греху Иова обнаружиться, а нарочно изыскивает его вину и безвинного раньше времени и без всякой необходимости подвергает каре (ст. 5-7).

8-12.- Все приведенные предположения не имеют и не могут иметь места. Но в таком случае возникает новое недоумение. Как первый, созданный из глины человек, так точно и Иов - создание Божие, прямое дело рук Господа. По воле Божией из человеческого семени ("молоко") зародился в утробе матери его организм, силою Божьею созданы различные члены один за другим ("Твои руки ... образовали всего меня кругом" - ст. 8), и ею же он превращен затем в полного человека ("кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня", ст. 11; ср. (Пс 24:13), над которым в течение всей остальной жизни непрестанно бодрствовал божественный промысл (ст. 12). И если теперь Божественный Художник уничтожает свое создание (ст. 8), мало того, предмет попечения и забот, то Он совершает непонятный, непостижимый акт самоуничтожения.

13-14.- Проявив в акте создания свою любовь к Иову, Бог одновременно с этим предопределил, постановил, как правило, не прощать ему даже самого малого греха (евр. "хата" в отличие от грехов великих, совершаемых "дерзновенною рукой" (Чис 15:30). Как же примирить эти два взаимно исключающие друг друга начала: любовь и отсутствие всепрощения?

15-17.- При подобном отношении Бога к Иову положение последнего оказывается в полном смысле безвыходным. Если он виновен, то ему нет оснований ждать милости и прощения; если прав, то нет данных "поднять головы своей" (ст. 15), т. е. ободриться. Последнее невозможно потому, что в очах Божьих Иов не перестает быть грешником, заслуживающим наказания. Показателем такого отношения к нему Господа является все более и более усиливающаяся болезнь, она - свидетель его виновности (Иов 16:8), за которую Бог преследует Иова, как лев свою добычу (Ис 38:13); (Ос 5:14); (Ос 13:7), в нанесении страданий проявляет Свое всемогущество.

18-19.- Утверждая, что Господь еще при создании решил не прощать ему греха (ст. 13-14), Иов не понимает, как Бог мог даровать ему жизнь. Последнее предполагает и требует любви, но ее не было, за что ручается определение "не оставлять греха без наказания". Не было любви, не мог появиться на свет и Иов Так возникает новое недоумение.

20-22.- Тревожимый всеми этими неразрешимыми вопросами, утративший веру в Бога, как правосудное, любящее человека существо, Иов ввиду приближения смерти ("не малы ли дни мои?") просит Господа отступить от него, прекратить проявления гнева (ст. 15-17). Тогда он умрет спокойно, не тревожимый сомнениями. И этот сравнительно светлый конец будет возмещением за тот мрак, который ждет его в преисподней, где нет даже следа солнечного света ("офел" ст. 22, ср. (Исх 10:22), где господствует сень смертная.