- 1. Then answered Eliphaz the Temanite, and said,
- 2. Should a wise man utter vain knowledge, and fill his belly with the east wind?
- 3. Should he reason with unprofitable talk? or with speeches wherewith he can do no good?
- 4. Yea, thou castest off fear, and restrainest prayer before God.
- 5. For thy mouth uttereth thine iniquity, and thou choosest the tongue of the crafty.
- 6. Thine own mouth condemneth thee, and not I: yea, thine own lips testify against thee.
- 7. Art thou the first man that was born? or wast thou made before the hills?
- 8. Hast thou heard the secret of God? and dost thou restrain wisdom to thyself?
- 9. What knowest thou, that we know not? what understandest thou, which is not in us?
- 10. With us are both the grayheaded and very aged men, much elder than thy father.
- 11. Are the consolations of God small with thee? is there any secret thing with thee?
- 12. Why doth thine heart carry thee away? and what do thy eyes wink at,
- 13. That thou turnest thy spirit against God, and lettest such words go out of thy mouth?
- 14. What is man, that he should be clean? and he which is born of a woman, that he should be righteous?
- 15. Behold, he putteth no trust in his saints; yea, the heavens are not clean in his sight.
- 16. How much more abominable and filthy is man, which drinketh iniquity like water?
- 17. I will shew thee, hear me; and that which I have seen I will declare;
- 18. Which wise men have told from their fathers, and have not hid it:
- 19. Unto whom alone the earth was given, and no stranger passed among them.
- 20. The wicked man travaileth with pain all his days, and the number of years is hidden to the oppressor.
- 21. A dreadful sound is in his ears: in prosperity the destroyer shall come upon him.
- 22. He believeth not that he shall return out of darkness, and he is waited for of the sword.
- 23. He wandereth abroad for bread, saying, Where is it? he knoweth that the day of darkness is ready at his hand.
- 24. Trouble and anguish shall make him afraid; they shall prevail against him, as a king ready to the battle.
- 25. For he stretcheth out his hand against God, and strengtheneth himself against the Almighty.
- 26. He runneth upon him, even on his neck, upon the thick bosses of his bucklers:
- 27. Because he covereth his face with his fatness, and maketh collops of fat on his flanks.
- 28. And he dwelleth in desolate cities, and in houses which no man inhabiteth, which are ready to become heaps.
- 29. He shall not be rich, neither shall his substance continue, neither shall he prolong the perfection thereof upon the earth.
- 30. He shall not depart out of darkness; the flame shall dry up his branches, and by the breath of his mouth shall he go away.
- 31. Let not him that is deceived trust in vanity: for vanity shall be his recompence.
- 32. It shall be accomplished before his time, and his branch shall not be green.
- 33. He shall shake off his unripe grape as the vine, and shall cast off his flower as the olive.
- 34. For the congregation of hypocrites shall be desolate, and fire shall consume the tabernacles of bribery.
- 35. They conceive mischief, and bring forth vanity, and their belly prepareth deceit.
2-4.- Упрекая друзей в неразумии (Иов 12:1-6), Иов сам заслуживает такого же точно обвинения. О недостатке у него мудрости свидетельствуют пустота (см. прим. к (Иов 11:2), горячность, раздражительность речей ("наполняет чрево ветром палящим", точнее, "ветром востока"), - слова мудрого проникнуты спокойствием (Притч 14.29; (Еккл 9:17) - и, наконец, отрицание страха Божия, - начала всякой мудрости (Иов 28:28); Притч 1.7; Притч 9.10; (Пс 110:10); (Сир 1:15-16). Отрицающим страх Божий, нетвердым в благочестии Иов является по мнению Елифаза потому, что отвергает Божественное Правосудие как по отношению к себе, считая себя невинно наказанным, так и по отношению ко всем людям (Иов 9:22) и д. ) С утратою страха, чувства благоговения к Богу в речах Иова не заметно должного почтения к Господу: "за малость считаешь речь к Богу" (ст. 4).5-6.- Отрицание страха Божьего составляет прямое проявление нечестия (Пс 9:25,27,32,34); (Пс 35:2). Следовательно, сам Иов свидетельствует о своей греховности, виновности, сам является в роли самообличителя: "тебя обвиняют уста твои, а не я..."7-8.- В своих речах Иов не проявил обычной, свойственной человеку мудрости. Тем более он не имеет основания усвоить себе какую-то особенную мудрость, побуждающую друзей к полному молчанию (Иов 12:13). Он не первый человек, и потому не наделен теми высшими качествами, какие были свойственны этому последнему. Он сотворен не прежде холмов, как бы от вечности (Пс 89:2); Притч 8.25), не стоял в непосредственных отношениях к Богу и не посвящен им в планы мироправления (Прем 9:13).9-10.- Иов - обыкновенный смертный человек; знания его нисколько не выше знаний друзей. Но так как последние ссылаются в своих речах на опыт предков, более старых, чем предки Иова, и потому более мудрых, то он должен согласиться с ними.11-16.- По своим знаниям Иов - обыкновенный смертный человек. Поэтому прежде всего неуместно с его стороны пренебрежительное отношение (Иов 12:1-6) к рассуждениям друзей, их кротким речам ("Маловажное ли дело для тебя утешения Божии и кроткие слова, к тебе обращенные?" - ст. 11); во-вторых, не допустимы дерзкие, полные гордости речи к Богу (ст. 12-13). В них он обвиняет Его в неправосудии, считая себя невинно наказанным. Рассуждать так Иов не имеет права, потому что склонность к греху составляет у него как и у всякого человека, потребность природы (ст. 16). Чистым в очах Божиих быть он не может (ст. 14): постигшее его бедствие вполне им заслужено.17-19.- Уверенность Елифаза в недостатке у Иова мудрости дает ему право высказать свой взгляд на спорный вопрос о земном мздовоздаянии. В противоположность суждениям Иова излагаемое старшим другом учение отличается безусловною достоверностью. Оно не его личный взгляд, а взгляд мудрецов прежних времен, переданный им их предками и составленный последними на основании личного опыта и наблюдения; в нем нет никаких посторонних, чужеземных примесей: предки жили в то время, когда в их страну не вторглись чужеземцы (ст. 19).20-24.- Согласно излагаемому Елифазом учению предков, нечестивый никогда не пользуется настоящим миром; его совесть, обремененная преступлениями, постоянно заставляет страшиться бедствий. Мучения усиливаются еще тем обстоятельством, что грешник не знает конца им: "число лет закрыто от притеснителя (ст. 20). Создаваемые на почве мучений совести предчувствия бедствий оправдываются: нечестивый слышит устрашающе звуки, которые предвещают ему гибель. И хотя она постигает его в то время, когда он наслаждается благоденствием (ст. 21), но спастись не представляется возможности: меч божественного мщения поражает грешника (ст. 22). Несчастье, на которое обречен нечестивый, - для богатого им является полная нищета (ст. 23) - постигает его с непреоборимою силою (ст. 24).25-27.- Причиною гибели грешника является кичливое от сознания своей силы противление Богу (ст. 25; ср. (Ис 23:11); (Иез 25:7); ст. 26; ср. (1Цар 2:3); (Пс 72:3-9); (Пс 74:5-6), соединенное с нечувствительностью к божественным воздействиям (ст. 27 ср. (Втор 32:15); (Пс 72:7,11). Подобно ожиревшему, равнодушному ко всему окружающему человеку, грешник не хочет видеть и понять обращенных к нему вразумлений.28.Одним из проявлений подобной настроенности является поселение грешника в тех местах, с которыми соединено воспоминаний о божественном наказании, и которые, как наглядные памятники справедливого гнева, удерживают богобоязненных от попытки утвердиться в них. На основании следующего 29 ст. можно, кажется, думать, что поселение нечестивого в обреченных на запустение местах вызывается жадностью, страстью к приобретению богатств.29-35.- Конец грешника.29-30.- Создаваемое вышеуказанным путем (ст. 28) благоденствие грешника непрочно. Его приобретению не суждено процветать и достигнуть зрелости: "не распрострется по земле приобретение его" (образ выражения заимствован от ветви, отягченной плодами). Оно погибнет, подобно дереву, брошенному в огонь. "Отрасли" не дети нечестивого, так как речь о потомстве идет ниже, а части растущего накопляемого имущества, которое сравнивается с деревом.31.В обреченных на запустение и развалины местностях и домах (29 ст.) нельзя прочно обосноваться: надежда на это тщетна, суетна. Думающего и поступающего иначе ("заблуждающегося") ждет гибель.32-34.- Утучневший, презревший божественное определение грешник наказывается не только уничтожением имущества, но и преждевременною смертью (ст. 32; ср. (Пс 54:24); (Пс 72:7,19); (Пс 77:31,33) и таковою же гибелью своих детей (ст. 33).35.Метафорическое резюме предшествующей речи. Грех всегда и неизбежно сопровождается несчастием (Иов 4:8); (Пс 7:15-17); (Ис 59:4),



