- 1. But Job answered and said,
- 2. Hear diligently my speech, and let this be your consolations.
- 3. Suffer me that I may speak; and after that I have spoken, mock on.
- 4. As for me, is my complaint to man? and if it were so, why should not my spirit be troubled?
- 5. Mark me, and be astonished, and lay your hand upon your mouth.
- 6. Even when I remember I am afraid, and trembling taketh hold on my flesh.
- 7. Wherefore do the wicked live, become old, yea, are mighty in power?
- 8. Their seed is established in their sight with them, and their offspring before their eyes.
- 9. Their houses are safe from fear, neither is the rod of God upon them.
- 10. Their bull gendereth, and faileth not; their cow calveth, and casteth not her calf.
- 11. They send forth their little ones like a flock, and their children dance.
- 12. They take the timbrel and harp, and rejoice at the sound of the organ.
- 13. They spend their days in wealth, and in a moment go down to the grave.
- 14. Therefore they say unto God, Depart from us; for we desire not the knowledge of thy ways.
- 15. What is the Almighty, that we should serve him? and what profit should we have, if we pray unto him?
- 16. Lo, their good is not in their hand: the counsel of the wicked is far from me.
- 17. How oft is the candle of the wicked put out! and how oft cometh their destruction upon them! God distributeth sorrows in his anger.
- 18. They are as stubble before the wind, and as chaff that the storm carrieth away.
- 19. God layeth up his iniquity for his children: he rewardeth him, and he shall know it.
- 20. His eyes shall see his destruction, and he shall drink of the wrath of the Almighty.
- 21. For what pleasure hath he in his house after him, when the number of his months is cut off in the midst?
- 22. Shall any teach God knowledge? seeing he judgeth those that are high.
- 23. One dieth in his full strength, being wholly at ease and quiet.
- 24. His breasts are full of milk, and his bones are moistened with marrow.
- 25. And another dieth in the bitterness of his soul, and never eateth with pleasure.
- 26. They shall lie down alike in the dust, and the worms shall cover them.
- 27. Behold, I know your thoughts, and the devices which ye wrongfully imagine against me.
- 28. For ye say, Where is the house of the prince? and where are the dwelling places of the wicked?
- 29. Have ye not asked them that go by the way? and do ye not know their tokens,
- 30. That the wicked is reserved to the day of destruction? they shall be brought forth to the day of wrath.
- 31. Who shall declare his way to his face? and who shall repay him what he hath done?
- 32. Yet shall he be brought to the grave, and shall remain in the tomb.
- 33. The clods of the valley shall be sweet unto him, and every man shall draw after him, as there are innumerable before him.
- 34. How then comfort ye me in vain, seeing in your answers there remaineth falsehood?
2.Внимательное отношение друзей к речам Иова - показатель того, что они придают им известное значение, не считают пустыми, брошенными на ветер, словами. Это и доставит утешение страдальцу, скорбящему от противоречий друзей, насмешек над ним (Иов 17:2).3.Может быть, даже Софар, внимательно выслушав речь Иова, прекратит свои насмешки: "после того, как поговорю, насмехайся".4.Друзья вмешиваются в речи Иова, прерывают их и возражают, между прочим, потому, что считают неуместным с его стороны переходящее в ропот малодушие и раздражительность, страстность (Иов 4:3-5); (Иов 8:2). В действительности же подобное настроение вполне естественно. Страждущие обычно ищут себе сочувствия в окружающих их людях. Но речь, точнее, жалоба (евр. "сихи" ср. (Иов 7:13); (Иов 9:27); (Иов 10:1) Иова обращена не к людям - друзьям, он не ждет помощи с их стороны (Иов 13:2), а к Богу (Иов 13:3); (Иов 16:20). И так как Он, от которого страдалец ожидает разрешения вопроса о причине бедствий, не внимает его воплям (Иов 9:32); (Иов 19:7), то как же ему не впасть в уныние?5.Вместо того, чтобы упрекать Иова в малодушии, друзья обязаны "положить перст на уста", т. е. замолчать (Иов 31:9); (Иов 39:34); Притч 30.32; (Прем 8:12); (Сир 5:12). К этому должно располагать то чувство ужаса, которое вызывается самим видом страдальца.6-13.- И теперь, как и прежде, речь Иова будет полна нетерпения и возбуждения. И все же ее следует выслушать внимательно. Возбуждение Иова понятно: оно вызывается неразрешимым для человеческого ума и приводящим в смущение праведников фактом благоденствия грешников (Пс 72:2-3,12-4); (Иер 12:1) и д. ).7.Вопреки уверению Софара (Иов 20:5), оно проявляется прежде всего в долголетии и крепости сил (ср. (Пс 72:4), что составляет удел праведника (Иов 5:26).8.Помимо этого, нечестивые имеют счастье видеть себя, подобно праведникам (Пс 126:3); (Пс 127:3-5); (Пс 143:12); ср. (Иов 18:19), окруженными многочисленным семейством. В их поколении не наблюдается большой смертности ("дети и внуки их пред лицом их", ср. (Иов 5:25), не бывает, следовательно, поводов к печали.9.И вообще "домы" нечестивых, - семейства, включая жен, детей и слуг (Быт 7:1); (Быт 21:17); (Быт 50:7), не испытывают, как свойственно благочестивым (Иов 5:24), страха, - не подвергаются ударам божественного гнева (ср. (Пс 72:5).10.Счастье грешников сказывается и в успешном ведении хозяйства, - в размножении стад (Пс 143:13), благодаря отсутствию случаев несчастных родов среди домашних животных (Быт 31:38).11-12.- Пользуясь успехом во всем, нечестивые проводят веселую, беспечальную жизнь. Дети их забавляются соответствующими играми, а старшие услаждают свой слух пением и игрой на музыкальных инструментах (Ис 5:12), (Ис 42:11).13.Счастливая жизнь заканчивается легкою смертью: мгновенно, без болезней сходят грешники в шеол (ср. (Иов 18:13).14-16.- По своему поведению грешники не заслуживают счастья ("счастье их не от рук их" ст. 16), так как сознательно ("не хотим знать") отвергают Бога, указанный Им человеку образ жизни ("путь", ср. (Ис 58:2), и считают бесполезным служение Ему (ст. 15; ср. (Мал 3:14). И если оно им дается, то, очевидно, вопреки теории друзей о земном мздовоздаянии. Фактом благоденствия нечестивым она всецело опровергается. Счастье дается грешникам легко, служение Богу трудно, и тем не менее Иов не желал бы быть на их месте: "совет нечестивых будь далек от меня" (ср. (Иов 17:9).17-18.- Отрицаемая Иовом теория земных мздовоздаяний не может быть доказана случаями бедствий грешников. Как показывает вопросительная форма речи ("часто ли?" евр. "камма", ср. (Иов 7:19); (Иов 13:23), они составляют, по его мнению, единичные, редкие явления. Редко угасает у нечестивых светильник (Иов 18:5-6); находит беда (Иов 18:12), и постигает назначенный от Бога удел страданий. Редко равным образом подвергаются они внезапной гибели (ст. 18; ср. (Пс 1:4); (Пс 17:13); (Пс 72:14); (Ис 40:24); (Ис 41:2); (Ис 47:14).19-21.- Не может быть опровергнут взгляд Иова и тем положением друзей, что грешники наказываются в лице своих детей (Иов 5:4); (Иов 20:10). Бедствия последних не могут быть его бедствиями, так как после смерти ("когда число месяцев его кончится" - ст. 21) он ничего не знает о судьбе своего потомства (Иов 14:21); (Еккл 9:5-6). Поэтому кто согрешил, тот и должен быть наказан (ст. 19-20; ср. (Иез 18:1), сам обязан испить чашу божественного гнева (ст. 20 cp. (Пс 74:9).22.Утверждая, что на земле существует строгое мздовоздаяние, настаивая на его непреложности (Иов 18:4) и древности, - изначальности в роде человеческом (Иов 20:4), друзья хотят быть мудрее Бога, предписывают законы мироправления Тому, Кто по Своей мудрости неизмеримо выше человека: "судит горних", - небожителей (евр. "рамим"; ср. (Иов 4:18); (Иов 15:15); (Иов 25:2); (Пс 77:69); (Ис 24:21). Управляющего небом хотят учить способу управлять землею!23-26.- В подобной роли друзья выступают потому, что божественное мироправление следует совершенно иным началам. Оно не знает мздовоздаяния ни здесь на земле, ни по смерти. Один, т. е. нечестивый умирает в состоянии полного внешнего благополучия ("в полноте сил своих"; ср. (Пс 37:4,8), со всеми признаками счастливо проведенной жизни (ст. 24; ср. (Ис 58:11), другой - праведник сходит в могилу, испытав всю горечь обреченной на страдания человеческой жизни ("с душою огорченною", ср. (Иов 3:20); (Иов 7:11); (Иов 10:1). Для праведника и грешника не существует мздовоздаяния на земле, нет его и по смерти. Оба одинаково будут покоиться в могиле, сделаются добычей червей (ср. (Иов 17:14); (Еккл 9:2).27-28.- Возражением против высказываемого Иовом взгляда являются неоднократные заявления друзей, что одним из доказательств наказания грешников является гибель его жилища (Иов 8:22); (Иов 15:34); (Иов 18:15,21). Ввиду возможности повторения их и в настоящем случае ("где дом князя?") Иов приводит ослабляющие силу этого соображения данные.29-30.- Ими являются свидетельства много видевших и слышавших путешественников, т. е. данные с оттенком всеобщности, повсеместности. Они удостоверяют, что нечестивый не подвергается бедствиям, ускользает от гибели.31.И если сам Бог щадит грешника, то тем более никто из людей не осмеливается упрекать и обличать его в неправдах и наказать.32.Не обличаемый никем в течение своей жизни, нечестивый пользуется знаками внимания и уважения и после смерти. Его с почетом провожают до могилы, и память о нем не исчезает, как утверждает Вилдад (Иов 18:17), а продолжает жить: "на его могиле ставять стражу", - такой или иной памятник, - или же просто оберегают ее от разрушения.33.С почетом погребенный, не тревожимый дурными отзывами потомков, грешник спокойно спит в "глыбах долины" (Иов 38:38), - любимом месте погребения на востоке, а то счастье, которым он пользовался в течение своей жизни, вызывает в потомках не чувство ужаса (Иов 18:20), а стремление подражать ему (ср. (Еккл 4:15-16), подобно тому, как и он шел по стопам своих предшественников.34.Отсутствие мздовоздаяния делает несбыточными советы и обещания друзей, что под условием обращения к Богу Иов получит земное счастье.



