- 1. Wherefore, Job, I pray thee, hear my speeches, and hearken to all my words.
- 2. Behold, now I have opened my mouth, my tongue hath spoken in my mouth.
- 3. My words shall be of the uprightness of my heart: and my lips shall utter knowledge clearly.
- 4. The spirit of God hath made me, and the breath of the Almighty hath given me life.
- 5. If thou canst answer me, set thy words in order before me, stand up.
- 6. Behold, I am according to thy wish in God
- 7. Behold, my terror shall not make thee afraid, neither shall my hand be heavy upon thee.
- 8. Surely thou hast spoken in mine hearing, and I have heard the voice of thy words, saying,
- 9. I am clean without transgression, I am innocent; neither is there iniquity in me.
- 10. Behold, he findeth occasions against me, he counteth me for his enemy,
- 11. He putteth my feet in the stocks, he marketh all my paths.
- 12. Behold, in this thou art not just: I will answer thee, that God is greater than man.
- 13. Why dost thou strive against him? for he giveth not account of any of his matters.
- 14. For God speaketh once, yea twice, yet man perceiveth it not.
- 15. In a dream, in a vision of the night, when deep sleep falleth upon men, in slumberings upon the bed;
- 16. Then he openeth the ears of men, and sealeth their instruction,
- 17. That he may withdraw man from his purpose, and hide pride from man.
- 18. He keepeth back his soul from the pit, and his life from perishing by the sword.
- 19. He is chastened also with pain upon his bed, and the multitude of his bones with strong pain:
- 20. So that his life abhorreth bread, and his soul dainty meat.
- 21. His flesh is consumed away, that it cannot be seen; and his bones that were not seen stick out.
- 22. Yea, his soul draweth near unto the grave, and his life to the destroyers.
- 23. If there be a messenger with him, an interpreter, one among a thousand, to shew unto man his uprightness:
- 24. Then he is gracious unto him, and saith, Deliver him from going down to the pit: I have found a ransom.
- 25. His flesh shall be fresher than a child
- 26. He shall pray unto God, and he will be favourable unto him: and he shall see his face with joy: for he will render unto man his righteousness.
- 27. He looketh upon men, and if any say, I have sinned, and perverted that which was right, and it profited me not;
- 28. He will deliver his soul from going into the pit, and his life shall see the light.
- 29. Lo, all these things worketh God oftentimes with man,
- 30. To bring back his soul from the pit, to be enlightened with the light of the living.
- 31. Mark well, O Job, hearken unto me: hold thy peace, and I will speak.
- 32. If thou hast any thing to say, answer me: speak, for I desire to justify thee.
- 33. If not, hearken unto me: hold thy peace, and I shall teach thee wisdom.
1-3.- Беспристрастные по содержанию (Иов 32:21), заключающие одну только истину (3), речи Елиуя должны быть выслушаны Иовом от начала и до конца ("внимай всем словам"). К нему он должен отнестись без того предубеждения, которым встречал рассуждения друзей (Иов 13:4).4-7.- И с другой стороны, Иов может говорить с Елиуем вполне спокойно. И по духовной (ст. 4), и по телесной природе Елиуй совершенно подобен Иову: "вот, у Бога, пред Богом (евр. "ла-эл", ср. (Иов 12:16) я, как и ты" (ст. 6). Елиуй не представляет из себя непреоборимого противника; спор с ним - вполне равный, по силам Иову. Последний без всякого смущения и страха (ст. 7; ср. (Иов 9:34); (Иов 13:21); (Иов 16:22) может защищать свое дело. Синодальное чтение ст. 6: "вот я, по желанию твоему, вместо Бога", не находит оправдания ни в оригинальном тексте, ни в речах Иова. Он, наоборот, решительно отказывается от рассуждения с людьми и горит желанием перенести свое дело на суд Бога (Иов 13:3-5); тем более у него нет даже следов желания видеть в лице Елиуя заместителя Бога.8-12.- Одно из ошибочных мнений, допущенное Иовом в разговоре с друзьями и теперь опровергаемое Елиуем. Он считал себя чистым, беспорочным, (Иов 10:7); (Иов 12:4); (Иов 13:23); (Иов 16:17); (Иов 23:10); (Иов 27:5) и д. ; как ограничение подобного взгляда см. (Иов 8:20-21); (Иов 13:23,26); (Иов 14:4,16-17), а Бога - "выискивающим причины неприязни" (евр. "тенуот"; ср. числ. (Иов 32:7), враждебным себе существом, сковавшим его, подобно узнику (Иов 10:13-14); (Иов 13:24,27); (Иов 19:11); (Иов 30:21). Иов не прав в этом случае, потому что Бог - "выше человека" (ст. 12). Последнему отношения Бога к Иову могут, действительно, казаться проявлением вражды и гнева. Но это объясняется тем, что ограниченный по уму человек не в состоянии понять смысла действий превосходящих его премудростью Бога ("выше человека"). Они представляются ему враждебными, а на самом деле не таковы.13.Мысль о враждебности к себе Бога Иов выводит между прочим из того, что Бог не отвечает ему, скрывается от него (Иов 13:24). Но и в этом случае он также не прав. Бог вообще не отдает отчета в своих делах (ср. (Иов 9:12), не объясняет мотивов своих отношений к людям. Заключать на основании этого, будто в своих поступках Он руководится непременно чувством вражды, более чем странно.14.Каковы в своих причинах отношения Бога к Иову, об этом можно судить по аналогичным с ними способам воздействия Бога на человека.15-18.- Одним из них являются сновидения. Бог пользуется ими, как средством для сообщения человеку откровения ("открывает ухо": ср. (2Цар 7:27); (Пс 39:7) и охранения своих наставлений от забвения ("запечатлевает", буквально - "полагает печать": запечатание в смысле охранения (Песн 4:12); (Дан 6:17); (Мф 27:66). Цель этих откровений та, чтобы отклонить человека от беззаконного дела (рус. "предприятие", евр. "маасе", - (1Цар 20:19); (Быт 20:3,6), удалить от гордости (Дан 3:1) и тем спасти от смерти ("от пропасти"; ср. (Пс 15:10); (Пс 30:4). - естественного наказания за грех (Быт 3:3).19.Кроме сновидений, Господь пользуется для вразумления человека болезнью, во время которой "постоянная борьба волнует его кости" (ср. (Пс 37:4), - нарушается равновесие, гармония сил, и члены тела являются как бы воюющими друг с другом, отстаивающими свое существование в ущерб другим.20-22.- Естественные следствия болезни: исчезновение аппетита, худоба, разрушение души (носительницы телесной жизни) и отдание жизни "ламмитим", - ангелам, получившим от Бога право умерщвлять человека, если он не раскаивается (2Цар 24:16); (Пс 77:49).23.В качестве исправительного средства постигающая человека болезнь становится понятной ему при помощи ангела посредника (евр. "мелиц", ср. (Быт 42:3); (2Пар 32:1); (Ис 43:7), указывающего больному истинный путь ("йашеро", ср. Притч 14.2), т. е. путь веры и покаяния в грехах, как средство избавиться от смерти (ср. (Быт 48:15); (Пс 33:8).24.Посредничество ангела, возвращающего больному сознание греха, склоняет на милосердие Бога: в раскаянии и страданиях Он усматривает выкуп и повелевает ангелу освободить раскаявшегося от смерти (Ис 63:9).25-26.- Возвращение больному здоровья и дарование ему Богом праведности, - мысль, свойственная только Елиую в отличие от друзей (ср. (Иов 5:19) и д. ; (Иов 8:21); (Иов 11:15) и д. ).29-30.- Постигающие человека бедствия направляются к его исправлению, вразумлению, но не служат выражением божественного гнева, вражды, как утверждал Иов32-33.- Так как взгляд Елиуя на воспитательное, исправительное значение страданий является новым для Иова, то желательно выслушать его отзыв о нем.



