- 1. So these three men ceased to answer Job, because he was righteous in his own eyes.
- 2. Then was kindled the wrath of Elihu the son of Barachel the Buzite, of the kindred of Ram: against Job was his wrath kindled, because he justified himself rather than God.
- 3. Also against his three friends was his wrath kindled, because they had found no answer, and yet had condemned Job.
- 4. Now Elihu had waited till Job had spoken, because they were elder than he.
- 5. When Elihu saw that there was no answer in the mouth of these three men, then his wrath was kindled.
- 6. And Elihu the son of Barachel the Buzite answered and said, I am young, and ye are very old; wherefore I was afraid, and durst not shew you mine opinion.
- 7. I said, Days should speak, and multitude of years should teach wisdom.
- 8. But there is a spirit in man: and the inspiration of the Almighty giveth them understanding.
- 9. Great men are not always wise: neither do the aged understand judgment.
- 10. Therefore I said, Hearken to me; I also will shew mine opinion.
- 11. Behold, I waited for your words; I gave ear to your reasons, whilst ye searched out what to say.
- 12. Yea, I attended unto you, and, behold, there was none of you that convinced Job, or that answered his words:
- 13. Lest ye should say, We have found out wisdom: God thrusteth him down, not man.
- 14. Now he hath not directed his words against me: neither will I answer him with your speeches.
- 15. They were amazed, they answered no more: they left off speaking.
- 16. When I had waited, (for they spake not, but stood still, and answered no more;)
- 17. I said, I will answer also my part, I also will shew mine opinion.
- 18. For I am full of matter, the spirit within me constraineth me.
- 19. Behold, my belly is as wine which hath no vent; it is ready to burst like new bottles.
- 20. I will speak, that I may be refreshed: I will open my lips and answer.
- 21. Let me not, I pray you, accept any man
- 22. For I know not to give flattering titles; in so doing my maker would soon take me away.
1.Обращенные к друзьям речи Иова не встретили с их стороны возражения, так как они поняли бесполезность разубеждать страдальца: он был "прав в глазах своих" и никакие доводы с их стороны не могли заставить его признаться в своей виновности, заслуженности наказаний. И это вполне понятно. Друзья рассматривали божественную правду, как карающую за грех в смысле отдельного проступка, но не за грех в смысле греховности вообще. Но грехов, - отдельных проступков, - Иов за собой не знает.2-3.- На смену замолчавшим трем старшим друзьям является четвертый младший Елиуй, - представитель нового, до сих пор еще никем не раскрытого взгляда. Его имя, означающее: "мой Бог он", встречается среди имен народа еврейского (1Цар 1:1); (1Пар 12:20), а имя предка "Вуз" известно, во-первых, как имя второго сына Нахора, брата Авраама (Быт 22:21) и, во-вторых, как имя одного из арабских племен (Иер 25:23). В племени Вуза Елиуй принадлежал к поколению Рама. Выслушанные Елиуем речи Иова и трех друзей не только не удовлетворили его, но и возбудили в нем чувства негодования. Он "воспылал гневом" на Иова за то, что последний, считая себя невинным, обвинял Бога в неправосудии (IX), и на друзей - за то, что они, обличая Иова в грехах, не смогли опровергнуть его свидетельств о своей невинности, - доказать правоту своих взглядов (ср. ст. 12, 15).4-5.- Сознавая промахи друзей и Иова, Елиуй тем не менее молчал, потому что не желал из уважения к старшим прерывать их рассуждения (Иов 29:21). Его речь начинается лишь после того, как сделалось ясным, очевидным прекращение разговора, явилась возможность принять участие в споре без нарушения восточных правил приличия.6-7.- Преклонение пред мудростью и житейским опытом старших (Иов 8:8-9); (Иов 12:12); (Иов 15:9-10) побуждало Елиуя не объявлять до времени своего взгляда (ср. (Сир 32:9-11). Решение вопроса он предоставлял пожилым (ст. 7).8-9.- Объясняющие молчание Елиуя соображения оказались, однако, недостаточно основательными и убедительными. Мудрость находится в зависимости не от возраста, а от обитающего в человеке "духа и дыхания Вседержителя" (Быт 2:7), она - принадлежность человека вообще, как разумного существа, но не одних стариков (ср. (Пс 118:100); (Дан 2:21).10.Придя к такому взгляду, Елиуй и решается принять участие в разговоре.11-12.- Перемена прежнего взгляда Елиуя на мудрость (ст. 7) произошла под влиянием речей друзей. Внимательно вслушиваясь в их рассуждения и оценивая их аргументы, он не нашел в них ничего убедительного, опровергающего, Иова ("никто из вас не обличает Иова"). Слабые в этом отношении, друзья проявили свое умственное бессилие, недостаток мудрости и в том, что не смогли ответить на все положения Иова ("никто не отвечает на его слова"). Старцы, носители и выразители мудрости, оказались далеко не мудрыми.13-14.- В свое оправдание друзья не могут сказать, что опровергнуть, разубедить Иова - выше сил человека. Сделать это может один только Бог. Если бы речи Иова были обращены к нему, Елиую, то он нашелся бы сказать, что следует.15-17.- Вмешательство Елиуя в разговор в данную минуту, но не ранее объясняется двум причинами. Одна заключается в прекращении спора Иова с друзьями. Елиуй начинает речь, не боясь прервать рассуждения других и тем нарушить обычай вежливости. Для соблюдения его им сделано все от него зависящее. Он ждал, не ответят ли друзья на последние речи Иова, но ответа не последовало, - знак, что ему можно начать слова.18-20.- Другая причина - это подготовленность Елиуя к речи. Его сознание переполнено мыслями, которые уже облеклись в словесную форму ("я полон речами"). Они бродят, рвутся наружу, подобно вину, готовому прорвать мехи (Ср. (Пс 44:2). Елиуй выскажется, и ему будет легче.21-22.- Полная беспристрастность суждений Елиуя. Если он будет говорить против истины, то пусть Бог поразит его смертью.



