< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Глава 35

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Elihu spake moreover, and said,
  • 2. Thinkest thou this to be right, that thou saidst, My righteousness is more than God
  • 3. For thou saidst, What advantage will it be unto thee? and, What profit shall I have, if I be cleansed from my sin?
  • 4. I will answer thee, and thy companions with thee.
  • 5. Look unto the heavens, and see; and behold the clouds which are higher than thou.
  • 6. If thou sinnest, what doest thou against him? or if thy transgressions be multiplied, what doest thou unto him?
  • 7. If thou be righteous, what givest thou him? or what receiveth he of thine hand?
  • 8. Thy wickedness may hurt a man as thou art; and thy righteousness may profit the son of man.
  • 9. By reason of the multitude of oppressions they make the oppressed to cry: they cry out by reason of the arm of the mighty.
  • 10. But none saith, Where is God my maker, who giveth songs in the night;
  • 11. Who teacheth us more than the beasts of the earth, and maketh us wiser than the fowls of heaven?
  • 12. There they cry, but none giveth answer, because of the pride of evil men.
  • 13. Surely God will not hear vanity, neither will the Almighty regard it.
  • 14. Although thou sayest thou shalt not see him, yet judgment is before him; therefore trust thou in him.
  • 15. But now, because it is not so, he hath visited in his anger; yet he knoweth it not in great extremity:
  • 16. Therefore doth Job open his mouth in vain; he multiplieth words without knowledge.

1-3.- Из намеченных в предшествующей речи двух неправильных мыслей Иова (Иов 34:5-6,9) Елиуем пока была опровергнута только одна - отрицание Божественного Правосудия. Разбору другой, - положении о бесполезности благочестия, посвящается речь настоящей главы. Иов "правее Бога" в том отношении, что признает необходимость воздаяния, тогда как правда Божия не делает никакого различия между добродетельными и грешниками (Иов 9:22-23) и т. п. ), из чего и проистекает бесполезность благочестия.

5-8.- Человек не в состоянии изменить облака, - увеличить или уменьшать их блеск. Тем более бесконечно великий и всесовершенный Бог ничего не получает от добрых и злых дел человека (ср. (Иов 7:20); (Иов 22:2) и д. ; (Пс 15:2). Он не был бы Богом, если бы изменялся в зависимости от его добродетели и нечестия; их последствия - польза и вред сказываются только на людях (ст. 8).

9.Возражением против изложенного Елиуем взгляда является ссылка на то, что Господь не слышит жалобных воплей угнетенных (24:12): благочестие бесполезно. К разбору данного положения и переходит теперь Елиуй.

10.Одна из причин того, что Бог помогает далеко не всем притесняемым, заключается в их нежелании обратиться к Богу; они не ищут Того ("где Бог", ср. (Иер 2:6,8), чья помощь в минуту бедствий ("ночью", ср. (Иов 34:20,25) наполняет уста страдальцев хвалебною песнью (ср. (Пс 39:2-4).

11-13.- Другая причина оставления Богом без ответа воплей лежит в их характере. Они - тоже, что инстинктивные крики животных, проявление безвыходного положения, созданного гордостью притеснителей (ст. 12), но не смиренная, соединенная с сознанием греховности молитва. Как таковые, они и не выслушиваются Богом (ср. Притч 1.27-28): "Бог не слушает беззакония, и Вседержитель не взирает на него" (буквальное чтение ст. 13).

14-15.- Если Бог отвечает не на все молитвы по вполне законным основаниям, то и причина того, что вопли Иова остаются не услышанными (Иов 19:7); (Иов 23:8-10), заключается не в Боге, а в нем самом. И с другой стороны, это не дает права утверждать, что дело навсегда останется в таком же положении, - никогда не будет суда на Иова. "Так как Его гнев не обнаруживается вдруг, то следует ли отсюда, что Он не обращает внимания на преступление" (буквальное чтение ст. 15). Иов не должен успокаивать себя тем, что Бог как бы забыл его: временное забвение сменится строгим судом.

16.Отрицающий Божественное Правосудие и его проявление в истории человечества (Иов 24:1), Иов рассуждает неблагоразумно.