- 1. At this also my heart trembleth, and is moved out of his place.
- 2. Hear attentively the noise of his voice, and the sound that goeth out of his mouth.
- 3. He directeth it under the whole heaven, and his lightning unto the ends of the earth.
- 4. After it a voice roareth: he thundereth with the voice of his excellency; and he will not stay them when his voice is heard.
- 5. God thundereth marvellously with his voice; great things doeth he, which we cannot comprehend.
- 6. For he saith to the snow, Be thou on the earth; likewise to the small rain, and to the great rain of his strength.
- 7. He sealeth up the hand of every man; that all men may know his work.
- 8. Then the beasts go into dens, and remain in their places.
- 9. Out of the south cometh the whirlwind: and cold out of the north.
- 10. By the breath of God frost is given: and the breadth of the waters is straitened.
- 11. Also by watering he wearieth the thick cloud: he scattereth his bright cloud:
- 12. And it is turned round about by his counsels: that they may do whatsoever he commandeth them upon the face of the world in the earth.
- 13. He causeth it to come, whether for correction, or for his land, or for mercy.
- 14. Hearken unto this, O Job: stand still, and consider the wondrous works of God.
- 15. Dost thou know when God disposed them, and caused the light of his cloud to shine?
- 16. Dost thou know the balancings of the clouds, the wondrous works of him which is perfect in knowledge?
- 17. How thy garments are warm, when he quieteth the earth by the south wind?
- 18. Hast thou with him spread out the sky, which is strong, and as a molten looking glass?
- 19. Teach us what we shall say unto him; for we cannot order our speech by reason of darkness.
- 20. Shall it be told him that I speak? if a man speak, surely he shall be swallowed up.
- 21. And now men see not the bright light which is in the clouds: but the wind passeth, and cleanseth them.
- 22. Fair weather cometh out of the north: with God is terrible majesty.
- 23. Touching the Almighty, we cannot find him out: he is excellent in power, and in judgment, and in plenty of justice: he will not afflict.
- 24. Men do therefore fear him: he respecteth not any that are wise of heart.
1-5.- Продолжение описания грома и молнии. На основании 2-го и дальнейших стихов догадываются, что Елиуй описывает грозу, разразившуюся в то самое время, когда он кончал свою речь.1.Гроза с сопровождающими ее громом и молниею - предвестники предстоящего явления Бога (Исх 19:9,16-17), а оно вызывает в Елиуе, как и в других ветхозаветных людях чувство страха (Ис 6:5); (Иез 2:1); (Дан 10:7-8).2.Голосом Божиим является, по воззрению древних восточных народов, гром (Пс 28:1), внимательно вслушаться в него и приглашает своих собеседников Елиуя.3.Звуками грома наполняется все воздушное пространство, а блеск молнии достигает пределов земли.4.За молнией следует гром, и "он (блеск) не останавливается, когда голос Его услышан", т. е. за громом вновь - молния и т. д. Раскаты грома и появление молнии непрестанно чередуются.5.Заключительное замечание о грозе, указывающее на ее поразительный характер ("дивно", ср. (Пс 64:6); (Пс 64:14); (Дан 8:24), величие Бога (ср. Пс XXVIII) и служащее переходом к описанию других столь же чудных явлений.6-8.- К ним принадлежит выпадение снега и обильного дождя в суровый период года, - между осенью и весною, с соответствующими последствиями для людей и животных: прекращением деятельности земледельцев и кочевников (в таком смысле употребляется евр. глагол "хатам" - "полагать печать" в (Иов 9:7); (Откр 20:2-3) и удалением зябнущих от холода зверей в берлоги (Пс 103:20-2).9.Зима - время сильных бурь и стужи. Первые приносятся ветрами, дующими "гахедер", - из внутренней части юга (Иов 9:9), на юг находящейся пустыни, почему и земля Хадрах (Зах 9:1) называется в Талмуде "землею юга", - с юга (Ис 21:1); (Зах 9:14) или юго-востока (Ос 13:15), вторая приходит от "миммезарим", - от севера.10.Под влиянием холодных ветров ("от дуновения Божия"; ср. (Исх 15:10) появляется лед, и поверхность воды делается плотною ("сжимается"), - затвердевает.11-13.- Новое описание туч и дождя, вызванное может быть, приближением грозы. В ст. 13 вместо синодального "или в благоволение" должно стоять: "или для Своей земли": дождь посылается Богом для увеличения плодородия земли.14-18.- Вместо того, чтобы препираться с Богом, враждовать против Него, Иов должен вывести из чудных непонятных для него дел Божиих соответствующее заключение о своих страданиях. И действительно, если он не может сказать, как движутся в воздухе облака, каким образом нагревается его одежда от совместного действия солнца и южного ветра, как устроены небеса, сходные по блеску с сделанными из блестящей меди зеркалами (Иез 28:8), то как же он может спорить с Богом о постигшем его бедствии?19.Сам Елиуй и другие люди ничего не могут сказать о них по причине ограниченности своего ума. С другой стороны, если бы они и могли это сделать, то где ручательство, что сказанное дойдет до слуха Господа, будет принято Им во внимание (ср. (Иов 9:33). И, наконец, не поведет ли попытка вступить в рассуждения с Богом к гибели, а это соображение не вызывает ли в свою очередь мысль о покорности: "но желает ли человек быть уничтоженным?" (буквальное чтение второй половины стиха).21.Правильное чтение данного стиха такое: "и теперь нельзя глядеть на Его свет, когда он ярко блестит в небесах после того, как пронесся ветер и расчистил их". Если человек не выносит солнечного света, то не будет ли он ослеплен, стараясь проникнуть в тайны божественной премудрости? Одно из соображений в пользу мысли о необходимости предать себя в руки Господа.22.Вместо "светлая погода" в буквальное переводе с еврейского должно читаться: "золото приходит с севера". Людям известно месторождение золота, оно добывается на севере (Геродот, III, 116; Плиний, VI, 11, 33). Но что касается премудрости Божией, божественных определений о человеке, знание которых дороже обладания золотом (Иов 28:12-16), то они недоступны смертным - "окрест Бога страшное великолепие".23.Хотя определения Господа непостижимы, но они безусловно справедливы. Так вынуждается Иов вручить свою судьбу Богу, смиренно подчиниться Его воле.24.И не только Иов, но и все люди, даже мудрые должны преклониться пред неисповедимыми путями Божьими. "Бог не смотрит ни на кого из мудрых" (вторая половина стиха), их мудрость не может отвратить Его определений.



