- 1. Then answered Zophar the Naamathite, and said,
- 2. Should not the multitude of words be answered? and should a man full of talk be justified?
- 3. Should thy lies make men hold their peace? and when thou mockest, shall no man make thee ashamed?
- 4. For thou hast said, My doctrine is pure, and I am clean in thine eyes.
- 5. But oh that God would speak, and open his lips against thee;
- 6. And that he would shew thee the secrets of wisdom, that they are double to that which is! Know therefore that God exacteth of thee less than thine iniquity deserveth.
- 7. Canst thou by searching find out God? canst thou find out the Almighty unto perfection?
- 8. It is as high as heaven; what canst thou do? deeper than hell; what canst thou know?
- 9. The measure thereof is longer than the earth, and broader than the sea.
- 10. If he cut off, and shut up, or gather together, then who can hinder him?
- 11. For he knoweth vain men: he seeth wickedness also; will he not then consider it?
- 12. For vain man would be wise, though man be born like a wild ass
- 13. If thou prepare thine heart, and stretch out thine hands toward him;
- 14. If iniquity be in thine hand, put it far away, and let not wickedness dwell in thy tabernacles.
- 15. For then shalt thou lift up thy face without spot; yea, thou shalt be stedfast, and shalt not fear:
- 16. Because thou shalt forget thy misery, and remember it as waters that pass away:
- 17. And thine age shall be clearer than the noonday; thou shalt shine forth, thou shalt be as the morning.
- 18. And thou shalt be secure, because there is hope; yea, thou shalt dig about thee, and thou shalt take thy rest in safety.
- 19. Also thou shalt lie down, and none shall make thee afraid; yea, many shall make suit unto thee.
- 20. But the eyes of the wicked shall fail, and they shall not escape, and their hope shall be as the giving up of the ghost.
2-3.- Многословие не есть признак ума и правды (Притч 10.19), приводящей слушателей силою своей бдительности в молчание (Иов 6:25), а наоборот свидетельствует о глупости (Еккл 5:2); (Еккл 10:14). Считая сообразно с этим продолжительную речь Иова неубедительным пустословием, Софар не допускает возможности ответить на нее молчанием. Оно свидетельствовало бы о неспособности друзей понять и изобличить пустоту речей Иова, говорило бы о их глупости.4-6.- В противоположность Иову, уверенному в правоте своих суждений, невинности (Иов 10:7) и незаслуженности наказаний, Софар утверждает, что он страдает не только вполне заслуженно, но и мало: часть его грехов не открыта ему Богом (ст. 5), предана Богом забвению (ср. (Иов 14:17), - прощена.7-9.- И как в настоящем случае, так и в случае больших страданий Иов не имеет права оспаривать их справедливость. Его протест безрассуден, поскольку это - протест ограниченного по уму человека против Бога, мудрость которого, будучи взята во всем своем объеме, во всей глубине и широте (ст. 8-9), превосходит человеческое разумение (ст. 7; ср. Рим 11.33). Если человек не в состоянии обнять своим взглядом и мыслью небо, море и землю, то как же может он постичь их Творца? Иов будет осуждать то, чего не понимает.10-11.- Протест не только безрассуден, но и бесполезен. Божественные определения, основанные на всестороннем знании беззакония, даже замаскированного, прикрытого ложью, справедливы и в силу этого неотвратимы. Человек должен им подчиниться.12.Так и поступит разумный человек; что же касается пустого, то скорее осел превратится в человека, чем он вразумится (Делич).13-20.- Определения Божии премудры и неотвратимы; следовательно, им нужно подчиняться, а не противиться. Смирение вознаграждается, гордость наказывается. Когда Иов прекратит ропот, "управит сердце свое", - даст ему истинное направление (ст. 13, ср. (1Цар 7:3); (2Пар 20:33); (Пс 77:8), что выразится в молитве и удалении от всего дурного (ст. 14, ср. (Иов 8:5-6), то Бог наградит его. Он исцелится от болезней, лицо его сделается чистым, освободится от струпьев (ст. 15); не испытывая страха лишиться, он будет пользоваться устойчивым непрекращающимся счастьем, счастьем настолько полным и захватывающим его существо, что воспоминания о пережитых страданиях не оставят в его душе чувства горечи (ст. 16). Не омрачаемая ни опасением за будущее (ст. 15), ни печальными воспоминаниями о прошлом, жизнь Иова будет яснее полдня, - самого светлого в течение дня времени (ст. 17). Даже в случае опасности он, уверенный в божественной помощи и защите, может наслаждаться покоем, не боясь бедствия; оно его не коснется (ст. 18-19; ср. (Иов 5:21-24); Лев 26.6; (Соф 3:13). Наконец, благоволение Божие к Иову сделает его предметом уважения для многих: они будут заискивать, добиваться его расположения (ст. 19 ср. Притч 19.6).20.Совершенно иная участь ждет нечестивого. Он не только не увидит чего-либо хорошего ("глаза беззаконных истают" - (Втор 28:32), но не в состоянии будет избежать опасностей, - надежда на избавление от них исчезнет (ср. (Иов 8:22).



