Глава 12

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 12 13 14 15 16 17 18 19 21 22 24 25 26 27 28 30 31 32 37 39 40 41 42 43 44 45 46 48 49
  • 1.

    И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе

    Авраам представляет собой разум. Наконец, Авраам означает и переход. Поэтому, чтобы разум, который во Адаме всего себя предал наслаждению и плотским обольщениям, перешел в форму и вид добродетели, нам был предложен для подражания мудрый муж. Действительно, Авраам в переводе с еврейского на латынь означает «отец», потому что разум с некоторой отеческой властью, суждением и заботой управляет всем человеком. Итак, этот разум находился в Харране, то есть в пещерах, будучи подвластен различным страстям. Поэтому Аврааму сказано: пойди из земли твоей, то есть из тела твоего. Из этой земли вышел тот, чье жительство на небесах.

    Об Аврааме.

  • 8.

    Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа

    Где Вефиль, то есть «дом Божий», там и жертвенник; где жертвенник, там призывание Бога. Вполне заслуженно он достиг такого преуспеяния, потому что надеялся, что Бог ему поможет. Подвижник Господа упражняется и закаляется через препятствия.

    Об Аврааме.

  • 11.

    Ст. 11-15 Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых; скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя. И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая; увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов

    Он удалился в пустыню. Случился голод, и он сошел в Египет. Он знал, что в Египте - распутные юноши, разврат, разнузданное вожделение, необузданность страстей. Он понимал, что в такой среде скромность его жены будет без защиты и что красота супруги будет для него опасна, поэтому он научил ее говорить, что она его сестра. Тем самым мы научаемся, что не слишком следует искать красоты супруги, которая часто может стать причиной смерти мужа. Ведь не столько красота жены, сколько ее добродетель и серьезность радуют мужа. Тот, кто стремится к счастливому супружеству, пусть не ухаживает за той, которая кичится богатством, которую не сдерживают брачные обязательства, ни за той, которая украшает себя драгоценностями, - но за той, которую украшают добрые нравы. Нередко жена оскорбляет мужа, если знает, что она более знатна. Все это близко гордыне.

    Сара не была богаче состоянием, ни блистательней родом. Поэтому она не считала мужа неравным, поэтому она любила его как равного ей достоинством, поэтому ее не удерживали ни состояние, ни родители, ни родственники, но она следовала за своим мужем, куда бы тот ни шел. Она вступила в чужую страну, объявила себя его сестрой, согласившись, раз уж это необходимо, подвергнуть опасности свою честь, а не безопасность мужа, и, чтобы спасти супруга, солгала про родство с ним, чтобы злоумышлявшие против ее чести не убили бы его как соперника и защитника жены. И действительно, едва только египтяне увидали ее, то, пораженные ее необыкновенной красотой, ввели ее к своему царю и хорошо обращались с Авраамом, оказывая ему почести как брату той, которая понравилась их царю.

    Об Аврааме.

  • 12.

    и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых

    См. Толкование на (Быт 12:11)

  • 13.

    скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя

    См. Толкование на (Быт 12:11)

  • 14.

    И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая

    См. Толкование на (Быт 12:11)

  • 15.

    увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов

    См. Толкование на (Быт 12:11)

  • 17.

    Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову

    Это место представляет великое свидетельство и доказательство того, что следует блюсти непорочность. Оно каждого побуждает показать себя непорочным: не жаждать чужого ложа, не соблазнять чужую жену надеждой на то, что все останется в тайне и будет совершаемо безнаказанно, и не пользоваться беспечностью и глупостью мужа, или его долгим отсутствием. Покровитель брака есть Бог, от Которого ничто не сокрыто. Никто не избежит Его, ни один человек не надсмеется над Ним. Он взирает вместо отсутствующего мужа, стоит на страже, и даже без стражи Он уличает виновника, прежде чем тот совершит, что задумал. В душе каждого, в уме всякого Он распознает преступление. Даже если ты, прелюбодейка, обманула мужа, ты не обманешь Бога; даже если ты избежала мужа, даже если ты одурачила судью на суде, ты не избегнешь Судьи всего мира. Он очень строго карает за обиду бедного, за оскорбление ничего не подозревающего мужа, ведь обида сильнее, когда презрен и оставлен без внимания Создатель брака, а не просто его Страж.

    Об Аврааме.