Глава 43

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 12 13 14 15 16 17 18 19 21 22 24 25 26 27 28 30 31 32 37 39 40 41 42 43 44 45 46 48 49
  • 9.

    я отвечаю за него, из моих рук потребуешь его; если я не приведу его к тебе и не поставлю его пред лицем твоим, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни

    Однако самый младший брат Вениамин удерживался, будучи все еще связан отеческой любовью. Его удерживали оковы Закона, отеческий обычай. Между тем голод усиливался, потому что он пришел поздно. За него поручились двое - Рувим и Иуда, то есть кротость и исповедание. Он пользуется ими как поручителями у отца, им доверяется, из которых один - первенец, а другой - воскресший. Первенец указывает на Закон, а воскресший - на Евангелие.

    Об Иосифе.

  • 11.

    Израиль, отец их, сказал им: если так, то вот что сделайте: возьмите с собою плодов земли сей и отнесите в дар тому человеку несколько бальзама и несколько меду, стираксы и ладану, фисташков и миндальных орехов

    Они ведут с собой младшего Вениамина, который пришел, сопровождаемый фимиамом и неся с собой cмолу, чем скрепляются мраморные камни, потому что своей проповедью, словно духовной смолой, он будет скреплять живые камни. Он несет также мед, которым внутри раны уничтожаются вредные вещества без какого-либо болезненного отсечения. В самом деле, такова была проповедь Павла, что он острием своего рассуждения уничтожал гнойную инфекцию и выводил наружу испорченную жидкость, желая более прижечь больные органы духа, нежели отсечь. А то, что фимиам есть образ молитвы, а кассия и алое - образы погребения, нас учит пророк Давид, говоря: Смирна и алое и кассия от одежд твоих.

    Итак, Павел пришел проповедовать крест Господень, то есть вечнозеленый дуб и миндальные орехи, у которых твердая скорлупа и нежный плод (по справедливости и священнический жезл Аарона был из миндаля, и посох Иеремии тоже), а также серебра вдвое. Кто же будет сомневаться, что эти дары не были бесполезны? Ибо и жизнь патриарха, и слово апостола вечно зеленеют в душах каждого человека, а беседа святых, подобно серебру, закаленному в огне, блистает сиянием спасительной заповеди. И весьма справедливо братья принесли двойную сумму серебра, чем был прообразован приход Павла, который оказывал сугубую честь тем пресвитерам, которые трудятся в слове и учении.

    Об Иосифе.

  • 19.

    И подошли они к начальнику дома Иосифова, и стали говорить ему у дверей дома

    И стали они у дверей дома рассказать начальнику дома причину своего прихода. Ведь еще сомневаются входить те, которые желают привести причину и более хотят оправдаться от своих дел, нежели принять благодать, и поэтому они изобличаются у дверей. Тот же, кто ожидает плод девственного чрева и наследие Господа, приобретает товар Сына и не смущается у дверей, но на исходе этой жизни отбрасывает врага, чтобы, зная его более тяжкую вину, тот не смог помешать ему поспешать в горнее. Потому начальник дома ответил им таинственно. Узнай же, кто это, когда ты читаешь, что Моисей был верен во всем доме Его. Действительно, начальники дома суть Моисей, Петр, Павел и остальные святые, но один лишь Господин - Христос. Ибо написано: И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; а Христос - как Сын в доме Его; дом же Его - мы, если только сохраним свободу и славу упования.

    Об Иосифе.

  • 23.

    Он сказал: будьте спокойны, не бойтесь; Бог ваш и Бог отца вашего дал вам клад в мешках ваших; серебро ваше дошло до меня. И привел к ним Симеона

    О, великие и ясно изложенные таинства! То есть сказано: почему вы гордитесь? Вы часто полагаете, что серебро, которое имеете в мешках, ваше? Но что вы имеете, чего бы не получили? А если получили, что хвалитесь, как будто не получили? Вы уже пресытились, вы уже обогатились; вы полагаете, что имеете серебро, но серебро вам дал Бог отцов ваших - Тот Бог ваш и Бог отцов ваших, Которого вы отвергли. Но Он прощает и милует, Он принимает, если вы обратитесь. Он - Тот, Кто не требует вашего серебра, но дарует Свое. Он Сам дал вам серебро в мешках ваших. Теперь серебро лежит в ваших мешках, которые ранее были полны грязи. И поэтому из ваших тот, кто сказал: Ты разодрал мое вретище и препоясал меня веселием. Дар веселия - это Христос, Который Сам есть ваше серебро, ваша плата. Господь Иисус не требует от вас платы за Свой хлеб, не спрашивает вес вашего серебра. Ваше серебро поддельное, серебро в мешке не хорошо: серебро ваше подлинное я принял. То есть: не вещественное, а ваше духовное серебро подлинное. Его вы принесли своей верой и благочестием, как сыны Иакова; оно дается без ущерба и счисляется без какого-либо недостатка, поскольку такой ценой исключается убыток, то есть смерть, и приобретается прибыль, то есть жизнь.

    Об Иосифе.

  • 25.

    И они приготовили дары к приходу Иосифа в полдень, ибо слышали, что там будут есть хлеб

    И они приготовили дары к приходу Иосифа в полдень. Вера Павла ускорила наступление полдня. Прежде он был слеп, а после этого стал видеть Солнце правды, ибо когда кто-либо открывает Господу путь свой и уповает на Него, то Господь выводит, как свет, правду его, и справедливость его, как полдень. И когда Аврааму явился Бог при дубе Мамрийском, также был полдень от присутствия Господа ему воссиял вечный свет. Итак, был полдень, когда настоящий Иосиф вошел в свой дом, чтобы обедать. Ведь день светит ярче тогда, когда совершаются таинства.

    Об Иосифе.

  • 26.

    И пришел Иосиф домой; и они принесли ему в дом дары, которые были на руках их, и поклонились ему до земли

    Сказано: и они принесли ему дары. Итак, мы приносим дары, а Он устраивает пир. Он говорит: подавайте хлебы, которые едят только евреи, а египтяне вкушать не могут.

    Об Иосифе.

  • 27.

    Он спросил их о здоровье и сказал: здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он?

    Сколь великое уважение до пира! Какой нравственный урок использования им внимательности и учтивости! Братья все еще подозревали ложное обвинение, которое, как они полагали, им приготовил Иосиф. Он же пригласил их к столу. Их чувство поколебалось, а его вежливость осталась неизменной. Он первый обращается, первый спрашивает: как дела? И вслед за этим: здоров ли отец ваш старец? Ведь вышестоящему свойственно приглашать нижестоящего к разговору, давать уверенность слову, спрашивать не только о них самих, но и о родителях. Они же отвечали: здоров отрок твой, отец наш. Иосиф назвал его старцем, чтобы почтить, а они назвали его отроком, чтобы показать свое смирение и покорность. Ибо старость достойна почтения, а отрочество представляется послушным и ближе к скромности, чем к гордости.

    Об Иосифе.

  • 29.

    И поднял глаза свои, и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей, и сказал: это брат ваш меньший, о котором вы сказывали мне? И сказал: да будет милость Божия с тобою, сын мой

    И увидел их Иосиф, и Вениамина, брата своего, сына матери своей. Итак, видят евреев и ныне, и видит их Христос, Который есть истинный Иосиф, когда они приходят по образу Павла. И он говорит с ними ласково и кротко, чтобы и они вместе принимали пищу. Ранее же, поскольку они пришли без Вениамина, он узнал их, но отвернулся от них, как написано: и говорил с ними сурово, поскольку они не узнали того, кем были узнаны. Итак, они преуспели заслугой Павла, которого Господь Иисус любил больше других братьев как самого младшего и рожденного той же матерью.

    Пусть же узнают иудеи Того, Кого они отвергли как Господа. Хотя Он и был распят их собранием, но Он все равно любит их больше, как рожденных от той же родительницы, даже если они поздно узнают Виновника своего спасения. Но, осознавая свои собственные грехи, они не верят, что милосердие Христа столь велико, что Он отпускает грехи и прощает беззакония. Итак, их прообразом явились патриархи, какими они станут в будущем. Они получили приглашение к благодати, призывались на пир спасительной трапезы, но подозревали приготовленные им ложные обвинения и подстроенные козни.

    И поднял глаза свои Иосиф, и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей. Нравственный же смысл заключается в том, что тех, кого мы любим, мы видим прежде других, и на кого прежде устремлена наша душа, тех лучше видит взгляд наших очей. Ведь, как правило, когда мы отовсюду отвлечены другими занятиями ума, мы не видим стоящих перед нашими глазами. Таким образом, под руководством души направляется наш взгляд. Итак, святой Иосиф увидел Вениамина, своего брата, образ которого он хранил в душе и которого искал глазами. И поскольку тот отсутствовал, то Иосиф почти не видел братьев, ибо видеть их было бесполезно. Но, не удовлетворившись только тем, что увидел, Иосиф, будто не зная, спросил: это брат ваш меньший? Обычай и очарование любви состоят в том, что мы направляем на наших возлюбленных не только взгляд, но и слово. И Иосиф узнал своего возлюбленного брата, но потому он спросил, чтобы назвать по имени того, кого он имел в душе. Действительно, не дожидаясь ответа, он тотчас благословил его и взволновался результатом своего желания. И возмутились внутренности его - потому что откладывалась возможность обнять того, кого он желал. Наконец, вошел он во внутреннюю комнату и плакал, и умыл лицо свое, и скрепился. Острие великой любви быстро пронзает сердце, если расслаблены бразды желания. Иосиф побеждался чувством, но откладывал рассуждением, так что в нем боролись разум с любовью. И он плакал, чтобы угасить слезами пламя святой любви.

    Таков нравственный смысл. А таинственный вот в чем. Господь Иисус увидел Павла (ибо очи Господни обращены на праведников), и сказал: это брат ваш меньший? Пока называется меньшим тот, кто еще не достиг зрелого возраста почтенной веры, не вырос в мужа совершенного, как он сам сказал, в меру полного возраста Христова. Действительно, он называется юношей только там, где сторожил одежды побивавших камнями Стефана. И поэтому он хотел, чтобы Филимон подражал не юности его, а старости, как написал: лучше прошу, так как ты такой, как Павел старец. Поэтому он проповедует не принимать юных вдовиц, не из-за их возраста, но из-за определенной распущенности в зреющих грехах и незрелости в добродетели. Впрочем, целомудрие больше достойно похвалы в юноше, чем в старце. Я полагаю, что недалеким от истины будет предположение, что, хотя Павел был поражен и устрашен тем, что на него напала слепота, он, однако, стал приближаться и говорить: Господи! что повелишь мне делать? Поэтому Христос называл его меньшим, чтобы тому, кто призывался к благодати, была отпущена вина, приобретенная в опасном возрасте. Итак, Христос увидел его тогда, когда его осиял свет, и поскольку юноши удерживаются от порока скорее страхом, чем разумом, Он применил рожно и милостиво увещевал не идти против рожна.

    Об Иосифе.