Глава 27

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 12 13 14 15 16 17 18 19 21 22 24 25 26 27 28 30 31 32 37 39 40 41 42 43 44 45 46 48 49
  • 15.

    И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела в нее младшего сына своего Иакова

    Иаков получил одежду своего брата, потому что превосходил его свойственной старости мудростью; младший брат снял одежду со старшего, потому что блистал достоинством веры. Ревекка представила эту одежду как символ Церкви и дала младшему сыну одежду Ветхого Завета - пророческую и священническую одежду, одежду царя Давида, одежду царей Соломона, Езекии и Иосии - и дала ее христианскому народу, который знает, как пользоваться полученным покрывалом, поскольку иудейский народ хранил его без применения и не знал собственных украшений. Эта одежда лежала в тени, заброшенная и забытая, ибо была скрыта мрачной мглой нечестия и не могла распахнуться шире в черством сердце народа. Христианский народ надел ее и воссиял. Он украсил ее сиянием своей веры и светом благочестивых деяний. Исаак узнал привычный запах своего рода, признал одежду Ветхого Завета, но не признал голос ветхого народа и поэтому понял, что он был подменен. Та же одежда сохраняется даже ныне, но исповедание более преданного народа стало теперь благозвучным, и верно сказал Исаак: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы. И ощутил Исаак запах от одежды. Вероятно, это означает, что мы не оправдываемся делами, но верой, потому что телесная немощь препятствует делам, а сияние веры затмевает погрешности деяний и дарует прощение согрешений.

    Об Иакове и блаженной жизни.

  • 27.

    Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь

    Итак, Иаков благоухал этими плодами: он следовал за Господом сквозь опасности и верил, что под Его водительством пребудет везде невредим. Хотя запах поля приятен и сладок, потому что это запах природы, тем не менее от святого патриарха веяло благодатью добродетелей. Сколь умерен и воздержан он был! Он не устремился на приготовленную ему пищу, но без промедления уступил ее просящему брату, от которого получил благословенное первородство. Сколь уважителен по отношению к родителям! По материнской любви он стяжал первенство над старшим братом и по дару отеческого благословения освятился. Сколь благоговеен! Он отказался причинить вред брату. Сколь стыдлив! Он боялся обмануть отца. Сколь почтителен! Он не смог отказать матери в том, что она повелевала.

    Не прекрасно ли и справедливо сказано о нем, что и он даст плод в свое время, о котором написано: вот, запах от сына моего, как запах от поля полного? Ибо он был совершенен во всякой красе добродетелей и благоухал благодатью святого благословения и небесного блаженства. Действительно, он есть поле, которое благословил Господь. Не это бренное поле, заросшее деревьями, изрытое бурными потоками или болотистыми топкими местами; не родящее хлеб и непригодное для виноградников, каменистое бесплодным гравием, потрескавшееся и высохшее от засухи, пропитанное кровью или заросшее терновником и шипами, - но то поле, о котором говорит Церковь в Песне Песней: Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, силами и крепостями поля. Ибо ведь это поле, о котором говорит Господь: и красота поля со Мною. На этом поле находится та виноградная лоза, которая была выжата, излила кровь и омыла мир. На этом поле имеется та смоковница, под которой святые обретут покой, обновленные приятностью духовной благодати. На этом поле - та плодоносная олива, которая изобилует благовонием Господнего мира. На этом поле цветут гранатные яблоки, которые скрывают множество плодов под покровом веры и сохраняют их, так сказать, в объятьях любви.

    Об Иакове и блаженной жизни.

  • 30.

    Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом, и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей.

    После того, как было произнесено благословение, пришел старший брат. Этим возвещается, что первым было предопределено царство Церкви, а не синагоги, однако проникла синагога, чтобы преизобиловал грех, и после того, как преизобиловал грех, стала преизобиловать благодать. В то же время очевидно, что соискатель Небесного Царства должен усердствовать, чтобы присвоить благословение и завладеть правом на то, что ему вверяется. Поэтому отец не осудил, но похвалил младшего сына, ибо Исаак говорит: брат твой, придя с хитростью, взял благословение твое. Хитрость хороша, когда похищение безупречно, а похищение благочестия - безупречно, потому что от дней Иоанна Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. В самом деле, отцы наши отмечали Пасху второпях и вкушали агнца второпях, без промедления, и святой Иосиф призвал и удержал брата Вениамина, выдумав благочестивую ложь.

    Об Иакове и блаженной жизни.

  • 40.

    и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей.

    Исав упорством добился и получил благословение, но то благословение, которое соответствовало и было согласно предшествующему, а именно, что он будет служить брату своему. Ибо тот, кто не мог повелевать и властвовать другим, должен служить, чтобы пребывать под властью более мудрого. Святой патриарх не стремился обречь своего сына на жалкую участь раба, но, как благой отец, имеющий двух сыновей, одного невоздержного, а другого мудрого и умеренного, чтобы позаботиться о том и о другом, умеренного поставил над невоздержным и повелел, чтобы неразумный повиновался мудрому. Ибо неразумный не может добровольно быть учеником добродетели или упорным в прилежании, потому что безумный изменяется, как луна. И справедливо Исаак отказал Исаву в свободе собственной воли, чтобы тот не носился по волнам, словно корабль без кормчего, но подчинил его брату согласно написанному: глупый будет рабом мудрого. Поэтому справедливо он подчинил его, чтобы тот исправлял свои чувства под властью владычествующего над ним. И поэтому Исаак говорит: ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; ибо благочестие господствует над свирепостью и кротость превосходит жестокие чувства.

    Итак, вот что говорит патриарх Исаак: будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей, обозначая, что будут два народа, один - сын рабыни, другой - свободной (ибо буква находится в рабстве, а благодать свободна), и что тот народ, который внимает букве, столь долго будет в рабстве, сколь долго он будет следовать за толкователем духовного учения. Тогда будет также то, что говорит апостол: Пусть только остаток спасется по избранию благодати. Будешь служить брату твоему - но ты ощутишь преуспеяние вдобровольно, а не по принуждению повиноваться брату.

    Об Иакове и блаженной жизни.

  • 42.

    И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына ее; и она послала, и призвала младшего сына своего Иакова, и сказала ему: вот, Исав, брат твой, грозит убить тебя

    Мы слышали, что сказано о невоздержности, пропитанной телесными вожделениями, давайте рассмотрим, как ведет себя истинная добродетель. Она ни в чем не нуждается, кроме Божией благодати, преследует то единственное и высшее благо, довольствуется им одним, из которого мы получили все, но сами ничего ему не приносим, потому что оно ни в чем не нуждается, как говорит Давид: Я сказал Господу моему: Ты - Господь мой, потому что блага мои Тебе не нужны. Ибо в чем нуждается Тот, кто всем изобилует, щедро дарует нам все в совокупности и доставляет все без недостатка?

    Об Иакове и блаженной жизни.

    Ревекка отдавала предпочтение не одному сыну перед другим, но праведному перед неправедным. Для благочестивой матери тайна божественного промысла перевешивала ее детей: она не столько предпочитала Иакова его брату, сколько посвящала его Господу, ибо знала, что тот может сохранить вверенный ему дар. Беспокоилась она и о другом сыне, избавляя его от божественной немилости, чтобы тот не навлек на себя более тяжкой вины, лишившись благодати полученного благословения.

    Иаков, или О блаженной жизни.

  • 43.

    и теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги к Лавану, брату моему, в Харран,

    Если получится, давайте научимся от Ревекки, какую надлежит иметь прозорливость, чтобы ненависть не вызвала гнев и гнев не повлек за собой братоубийство. Пускай к нам придет Ревекка - то есть облечемся терпением, этим благим сторожем непорочности - пускай она убедит нас не уступать гневу. Давайте скроемся куда-нибудь подальше, пока в нас со временем не утихнет негодование и не придет забвение обиды. Итак, терпение не боится изгнания, но с готовностью принимает его: не столько для того, чтобы испытать само спасение, сколько для того, чтобы стало возможным уклониться от повода к преступлению.

    Об Иакове и блаженной жизни.