- 22.
Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа
Ревекка зачала и своим терпением расторгла оковы бесплодия. Давайте же рассмотрим, что породила ее пророческая и апостольская душа и каким образом. Она пошла, - сказано, - вопросить Господа, потому что младенцы стали биться в ее утробе, и получила ответ: два племени во чреве твоем. Ибо она ничего не предполагает сама по себе, но во всем спрашивает Бога как верховного покровителя ее замыслов. Будучи преисполнена одновременно мира и благочестия, она, по своей вере и в соответствии с предсказанием, соединяет два племени и словно бы заключает их в своей утробе. И вполне справедливо она названа скорее сестрой, чем женой, потому что кроткая и мирная ее душа прославляется более за всеобщую любовь, чем за частный брачный союз, а также поскольку она полагала, что более обязана всем, нежели одному.
Исаак, или О душе.
- 28.
Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова
Нам не следует осуждать родителей за то, что они предпочли младшего сына старшему. Одновременно следует остерегаться, чтобы, внимая их примеру, никто бы не стал выносить несправедливых суждений между сыновьями, полагая, будто одного следует любить, а другим пренебрегать. Ибо этим возбуждается братская ненависть и из-за увеличения ничтожного состояния затевается братоубийственное злодеяние. Пусть равная мера любви согревает детей. И если какая-либо черта в ребенке, который более ласков и больше похож на тебя, в большей степени притягивает твою любовь, то справедливость должна быть равной по отношению ко всем. Чем больше уделяется возлюбленному, снискивающему любовь братьев, тем больше отнимается у обремененного завистью несправедливого предпочтения. Исав грозил, что убьет своего брата, и ни братское родство, ни почтение родителей не удерживало его от братоубийственного безумия. Он скорбел, что у него похищено благословение, и ему следовало доказать кротостью, а не преступлением, что он его непременно достоин.
Об Иакове и блаженной жизни.
- 31.
Ст. 31-32 Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве
Закон ограничивает неумеренность в пище и изобилие яств не только для того, чтобы обуздать разнузданность, но также чтобы созерцанием сдерживающего наставления открыть путь для применения разума, который устраняет источники чревоугодия и прочие вожделения и сдерживает телесные страсти и волнения. Поэтому умеренность - предшественница исправления и наставница воспитания. Так святой Иаков получил от брата первенство, которым не обладал, и, получив предпочтение с согласия брата, научил впредь, что несдержанные в самих себе бесполезны для принятия решений.
Об Иакове и блаженной жизни.
- 32.
Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве
См. Толкование на (Быт 25:31)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Амвросий Медиоланский > Бытие > Глава 25