Глава 17

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 12 13 14 15 16 17 18 19 21 22 24 25 26 27 28 30 31 32 37 39 40 41 42 43 44 45 46 48 49
  • 1.

    Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен

    Затем сказано Аврааму: и будь непорочен. Ему был дан дух мудрости, святой, удобоподвижный, чистый. Поэтому душа мудрого мужа должна днем и ночью упражняться, постоянно пребывая на страже, никогда не предаваться сну и в беспрерывном бодрствовании устремляться к Богу, чтобы постигнуть те вещи, которые есть, и познать причины каждой. Но мудрость также изъясняет будущее: она знает давно прошедшее и угадывает будущее, знает тонкости слов и разрешение загадок, предузнает знамения и чудеса и последствия лет и времен. Итак, тот, кто стяжал ее, не может не быть благим и совершенным, потому что он обладает всякой добродетелью и является образом благости. Потому даже софисты века сего [т.е. профессиональные учителя философии и риторики] переняли отсюда такое определение мудрого мужа: «Мудрец есть достойный муж, искусный в речах».

    Об Аврааме.

  • 5.

    и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов

    Бог изменяет имя Авраама, добавив одну букву, так, чтобы вместо Аврама он назвался Авраамом, то есть, чтобы вместо «бесполезный отец», согласно переводу, его называли «возвышенным отцом», «избранным отцом», или же вместо просто «отец» - «отцом сына». Он был «бесполезным», потому что не знал Бога, но стал «избранным» после того, как познал Бога. Он был «отцом», когда имел ребенка от служанки, но не был «отцом сына», потому что у него не было сына, рожденного в законном браке. Когда Сара родила, он стал «отцом сына».

    Об Аврааме.

  • 6.

    и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя

    Давайте вернемся теперь к дару Божию, ибо нет ничего его совершеннее. Действительно, что может быть лучше мудрости, что хуже тщетной суеты, что отвратительнее суеверия? Поэтому как тому, кому обещана полнота совершенства, Бог говорит Аврааму: весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя, потому что у верного целый мир богатства, и он плодится, а не сокращается, как глупец. От Авраама происходят народы, то есть вера его передается народам и царям века, которые уверовали и покорились Господу Иисусу, Которому сказано: цари принесут Тебе дары. И это вполне справедливо, потому что из рода Авраама не только будут цари по достоинству, но также такие цари, которые не будут служить греху, и зло не победит их, потому что смерть не будет иметь над ними власти.

    Мы также узнали, что открытия благого ума - царские и знатные, поскольку, подобно Аврааму, он не имеет многочисленного посредственного поколения, но изобилует царским потомством. Ему была дана земля в полное владение, чтобы он властвовал над телом и не был пленником плотских наслаждений, но чтобы плоть покорно несла должную службу уму. Образ Авраама, очевидно, обозначает тайну Церкви, которая благодаря наследию веры обладает всем миром. Хорошо он назван «избранным отцом звука», «отцом веры», «отцом благочестивого исповедания».

    Об Аврааме.

  • 11.

    обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами

    Я знаю, что многих смущает это место. Ведь если обрезание - хорошее дело, то следовало бы придерживаться его и сегодня, а если бесполезное, то не следовало предписывать его, в особенности при посредстве божественного пророчества. Но поскольку апостол Павел сказал, что Авраам получил знак обрезания, то, несомненно, знак не есть само дело, но нечто отличное от него, то есть не истина, а признак истины. В самом деле, Павел сам изложил и выразил это в таких словах: знак обрезания получил он, как печать праведности и веры. Поэтому не бессмысленно мы понимаем, что телесное обрезание есть знак духовного обрезания. Следовательно, знак оставался, пока не пришла истина. Пришел Господь Иисус, Который сказал: Я есмь путь и истина и жизнь, потому что Он обрезывает не ничтожную часть тела знаком, но всего человека истиной. Он упразднил знак, ввел истину, потому что после того, как настало совершенное, то, что отчасти, было отменено. Потому обрезание части прекратилось, когда воссияло обрезание вселенной. Ведь уже не отчасти, но весь человек спасается и телом, и душой, ибо написано: если кто хочет идти за Мною, отвергнисъ себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Это есть совершенное обрезание, потому что через жертву тела добывается душа, о которой Сам Господь сказал: кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее.

    Аврааму, когда он собирался обрести наследие истинного потомства, повелевается совершить обрезание. Разве не очевидно, что обрезание плоти есть предписание чистоты: чтобы человек сдерживал вожделение плоти и укрощал по невоздержности и распущенности необузданные страсти? Ибо словом обрезание предписывается исторгнуть всякое зловоние нечистоты и избегать приманки вожделения.

    Об Аврааме.

  • 12.

    Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени

    Поскольку Авраам призван к совершенному, он получает прорицание совершенства: обрежьте, - сказано, - весь мужеский пол ваш и обрежьте плоть вашу. Совершенное же обрезание духовно - в самом деле, и текст учит нас этому, когда говорит: обрежьте жестокость сердца вашего. Многие понимают это место так: обрежьте весь мужеский пол ваш, то есть ваш ум, ибо нет ничего крепче ума. Далее, поскольку мужской пол еще и свят, сказано: всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, будет назван святым Господу. Что же более свято, чем ум, который производит семена благих помышлений, которыми он разверзает ложесна души, заключенные бесплодием, которое препятствует родам, так что он способен породить те невидимые поколения, очевидно, в той утробе, о которой говорит Исайя: Мы зачали в утробе и родили дух спасения.

    Итак, обрезание сердцем умопостигаемо, а обрезание плоти, как заповедано, чувственно: первое как истина, а второе как знак. Таким образом, обрезание двойное, потому что требуется воздержание души и тела. Наконец, египтяне обрезывают мужчин на четырнадцатом году и требуют, чтобы и женщины обрезывались на том же году, потому что с этого возраста, очевидно, начинает разгораться страсть мужского вожделения и у женщин начинаются месячные. Но Податель вечного Закона требует знака телесного обрезания только у мужчин, потому что при сношении мужчина более страстен, нежели женщина, и потому Он желал ослабить его пылкость знаком обрезания. Или потому, что мужчины полагают, что они гуляют законно, раз они воздерживаются от прелюбодеяния, и думают, что отношения с блудницами соответствуют закону природы, хотя ни мужчине, ни женщине не позволено сочетаться ни с кем иным вне брака.

    Согласно же возвышенному толкованию возвещается то, что, если ум чист и обрезан, свободен от излишних вожделений и помыслов, он привязывает душу к своей чистоте и, преисполненную чистыми чувствами, делает родительницей благого потомства. Закон повелевает на восьмой день обрезывать мальчика: очевидно, это предписание имеет некий таинственный смысл, потому что это день воскресения. Ведь Господь Иисус воскрес в воскресенье. Следовательно, если день воскресения застанет нас обрезанными и свободными от излишних преступлений, омытыми от всякой скверны, чистыми от телесных пороков, если с этого дня ты станешь чист - ты воскреснешь чистым.

    Об Аврааме.

  • 14.

    Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой

    Не случайно и не напрасно многих, как кажется, смущает следующее место, в котором Господь сказал так: потому что необрезанный мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей в восьмой день, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой. В самом деле, здесь полагается, что небрежность родителей относительно восьмого дня причинит большой вред младенцу, так что душа его истребится, хотя даже закон об убийце, который совершил непреднамеренное убийство человека, определил города, укрывшись в которых, тот может избежать наказания за пролитие крови. Как же там в расчет принимается случайность убийства, а здесь младенчество не принимается в расчет, в то время как отсутствует сама возможность совершения преступления, ни умышленного, ни неумышленного, если, конечно, не думать, как это делают некоторые, что смертью ребенка больше караются родители? Но ведь несправедливым считается, когда преступление виновных перекладывают на невиновных или когда из-за преступления виновного наказывается невиновный, или когда одинаковому наказанию подвергают тех, чья вина отличается. Поэтому некоторые полагают, что здесь говорится об уничтожении родителей, так что истребится их душа, а не ребенка. Однако и это крайне сомнительно, даже если в пользу этого утверждения говорят слова: ибо он нарушил завет Мой. …Другие же полагают, что Господь Бог, хоть и безмолвно, грозит родителям более суровыми наказаниями, чтобы взрослые испытывали больший страх, раз уж не пощажен даже младенец.

    Об Аврааме.

  • 17.

    И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит

    Бог призвал Авраама, когда тот еще не был обрезан и все еще оставался необрезанным, когда ему было обещано наследование законного сына - чтобы ты уверовал, что он не только отец иудеев, как они утверждают, но и родоначальник по вере всех верующих. Сарра также еще прежде обрезания мужа через прибавление одной буквы благословляется великим воздаянием, так что имеет первенство добродетели и благодати. Бог обещает, что от нее произойдут народи, и цари народов, поэтому в ней утвержден образ не синагоги, а Церкви. Авраам рассмеялся обещанию, что от нее родится сын, и это было свидетельством не неверия, а ликования. Действительно, он пал на лицо - то есть поклонился, поскольку поверил, - и добавил: неужели у меня, столетнего, родится сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? И сказал: о, хотя бы Измаил был жив пред лицом Твоим! Он не поступает как неверующий обещаниям и как алчный на обеты, то есть говорит: «Я не сомневаюсь, что Ты сделаешь так, что и столетнему старику дашь сына и, как Творец природы, расширишь пределы природы. Блажен тот, кому даровано это, но я буду преисполнен благодарности, даже если Измаил, которого я имею от рабыни, будет жив пред лицом Твоим». И Господь благосклонно отозвался на его чувства, не отверг прошения и подтвердил Свои обетования.

    Об Аврааме.

  • 25.

    А Измаил, сын его, был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его

    Измаил обрезывается в тринадцать лет. Это также, очевидным образом, имеет смысл, потому что тот, кому предстоит приступить к познанию женщины, прежде должен обрезать в себе пыл вожделения, чтобы воздерживаться от излишних связей и сохранять себя только для законного супружества.

    Об Аврааме.