Глава 39

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 12 13 14 15 16 17 18 19 21 22 24 25 26 27 28 30 31 32 37 39 40 41 42 43 44 45 46 48 49
  • 5.

    И с того времени, как он поставил его над домом своим и над всем, что имел, Господь благословил дом Египтянина ради Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле.

    У рабов есть причина, по которой они могут хвалиться: Иосиф тоже был рабом. Источник утешения есть у тех, которые по какой-либо необходимости перешли от свободы к рабству. У них есть, чему подражать, чтобы узнать, что меняется положение, а не нравы, что и среди рабов есть место свободе, и в рабстве - стойкости. Так и господа имеют, на что им надеяться благодаря хорошим рабам. Авраам благодаря рабу нашел жену для своего сына. И Господь благословил дом Египтянина ради Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле его. Сказано: и поручил он все, что имел, в руки Иосифа. Заметим, что тем, чем господа сами не могли управлять, управляли рабы.

    Об Иосифе.

  • 6.

    И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел. Иосиф же был красив станом и красив лицем.

    Зачем мне добавлять про относящиеся к частному дому распоряжения раба, который затем управлял царством? Гораздо важнее, что прежде он управлял самим собой. И хотя Иосиф был красив станом и весьма красив лицом, однако он не направил красоту своего лица к чужому беззаконию, но сохранил ее для своей благодати, посчитав, что будет еще прекраснее, если докажет свою большую привлекательность не потерей чистоты, а украшением целомудрия. Настоящая красота не привлекает чужих глаз и не уязвляет слабые души, но получает одобрение всех, никого не обманывая, но стяжая себе похвалу.

    Об Иосифе.

  • 7.

    И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною.

    Если некая женщина бросит развратный взгляд, то вина будет лишь на бросившей греховный взгляд, а не на том, кто не хочет, чтобы на него смотрели с греховным умыслом. Нет вины в том факте, что на него посмотрели. Не во власти раба, чтобы на него не смотрели, но самому мужу следовало быть бдительным к взглядам своей жены. Раз уж он не опасался за супругу, то Иосиф полагал, что это свидетельствует о ее целомудрии, а не о попущении легкомыслия. Итак, пусть мужчины научатся быть бдительными к женским взглядам, ведь даже те, кто не хочет, чтобы в них влюблялись, становятся объектами страстной любви. Действительно, Иосиф был страстно любим, хотя и презрел ту, которая любила. И хорошее извинение для него содержится в словах Писания: И обратила взоры на Иосифа жена господина его. То есть: не он выставил себя и не он застал ее врасплох, но она сама забросила свои сети и сама попалась в свою засаду, сама расставила свои силки и сама запуталась в своих оковах.

    Она сказала: спи со мною. Первый умысел - прелюбодеяние очей, второй - слов; но тот, кто не соблазняется очами, может противостоять и слову. В достаточном количестве защита имеется там, где еще свободно чувство. Поэтому написано, что Иосиф отказался. Во-первых, он победил в духовной брани, словно щитом души отразив ее нападение; затем метнул слово, подобно копью, чтобы она отступила.

    Об Иосифе.

  • 8.

    Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки

    Верно сказано: жена господина, а не «госпожа» о той, которая не смогла вынудить того, чего захотела добиться. В самом деле, каким образом является госпожой та, которая не имела действительного господства, которая не соблюла поведения госпожи, которая доставляла лишь соблазн сладострастия для рабов? Тот поистине господин, кто не принимает пламени любовницы, кто не чувствует оков сводницы, кого не страшит никакая боязнь смерти, кто скорее желает умереть свободным от обвинения, чем избрать соучастие в преступной власти. Тот поистине свободен, кто считал позором не воздать за благосклонность.

    Об Иосифе.

  • 11.

    случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было

    Иосиф имеет оправдание в свидетельстве Священного Писания, потому что он не мог оставить порученной ему господином обязанности. Ведь не достаточно того, что он спокойно вошел внутрь своего дома как человек, который не может быть схвачен, но праведный должен был также предусмотреть, чтобы у безумной женщины не было повода, в противном случае она погибла бы из-за его греха. Тем не менее, когда он увидел, что его противник - это жена его господина, он должен был опасаться оскорбить господина, не исполнив обязанности. В то же время он еще полагал, что ее дерзость заключается в словах, а не в наложении рук. Он имеет оправдание, что вошел, и достоин похвалы за то, что убежал и не счел одежды тела более важными, чем чистота души.

    Об Иосифе.

  • 12.

    она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон.

    Словно не свое, он оставил то, что прелюбодейка удержала в своих руках, и посчитал чужим то, к чему бесстыжая могла прикоснуться и схватить. Поистине, велик тот муж, кто был продан, но не познал рабских свойств; был страстно любим, но не полюбил в ответ; был упрашиваем, но не уступил; был схвачен, но убежал. Когда к нему подошла жена господина, его можно было удержать за одежду, но не пленить душой; он не выдержал долго даже самих ее слов, поскольку посчитал скверной, если дольше с ней останется, чтобы от рук прелюбодейки на него не перешло сладострастное возбуждение. Итак, он лишился одежды и освободился от преступления, оставив одеяния, которыми удерживался. Он был раздет, но убежал не голым, поскольку был покрыт одеянием целомудрия, ибо не гол тот, кого не раздела вина.

    Об Иосифе.

  • 14.

    кликнула домашних своих и сказала им так: посмотрите, он привел к нам Еврея ругаться над нами. Он пришел ко мне, чтобы лечь со мною, но я закричала громким голосом,

    Итак, Иосиф побежал вон, а она разгласила искушение своего прелюбодеяния, подняв крик, что еврей убежал, оставив свои одежды. Затем она сама предъявила то, что должна была скрывать, чтобы подстроенным преступлением навредить невинному. А праведный Иосиф не умел обвинять, и поэтому бесстыжая сделала это безнаказанно. Таким образом, я назвал бы поистине раздетой, хотя и сохранившей чужие одежды ту, которая утратила все покровы целомудрия. А в достаточной мере одетым и защищенным я назвал бы того, чей голос не был услышан, но чья невинность говорила сама за себя.

    Об Иосифе.

  • 17.

    И пересказала ему те же слова, говоря: раб Еврей, которого ты привел к нам, приходил ко мне ругаться надо мною.

    Поскольку она не могла защищать свои пороки, то стала обвинять невинных, присоединяя неверность к нечестности, удерживая чужое, сама осуждая других, не зная никакой меры своему безумию. Какая иная причина такой жестокости, если не та, что она встретила отпор своим похотям и что ее желания были обмануты через отказ? Вот ради чего открывается темница - чтобы принять невинных. Снимаются цепи с преступников, чтобы их возложили на верных. Отпускаются изменники истины, чтобы был заключен тот, кто отказался изменить вере.

    Об Иосифе.

  • 20.

    и взял Иосифа господин его и отдал его в темницу, где заключены узники царя. И был он там в темнице

    Я назвал бы его более счастливым, хотя он и сажается в темницу, поскольку он претерпел мученичество за целомудрие. В самом деле, целомудрие - благой дар, но оно имеет меньшую заслугу, если не подвергается опасности. А где оно сохраняется при опасности для жизни, там оно получает больший венец. Без суда и следствия Иосиф сажается в темницу, как преступник, но Господь не оставил его и в темнице. Пусть не смущаются невинные, даже если им предъявляют ложные обвинения и несправедливо сажают в темницу. Господь посетит своих и в темнице. И поэтому там больше помощи, где больше опасности.

    Об Иосифе.

  • 21.

    И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы.

    Что же удивительного, если находящихся в темнице посещает Христос, Который упомянул, что Он Сам заключен в темницу в лице своих людей, как написано: Я был в темнице, и вы не посетили Меня. Да и куда не проникает Божие милосердие? Иосиф обрел такую милость, что, будучи заключен в темницу, сам хранил замки темницы, а начальник темницы сложил с себя свои обязанности и поручил власти Иосифа всех узников. Таким образом, не только сам Иосиф не чувствовал темницы, но и другим узникам он облегчил тюремные страдания.

    Об Иосифе.