Глава 32

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 12 13 14 15 16 17 18 19 21 22 24 25 26 27 28 30 31 32 37 39 40 41 42 43 44 45 46 48 49
  • 21.

    И пошли дары пред ним, а он ту ночь ночевал в стане.

    Наконец, намереваясь испросить мир у брата, он спал в стане. Совершенная добродетель имеет тишину и твердый покой; поэтому Господь и обещал этот свой дар более совершенным, говоря: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам. Поэтому совершенные не столь легко поддаются земным вещам, не смущаются страхом, не волнуются подозрением, не трясутся от ужаса, не поддаются скорби, но, словно находясь на безопасном берегу, имеют свой ум твердо пребывающим в неподвижном состоянии против нахлынувших волн мирских бурь. Эту твердость христианским умам сообщил Христос, принеся внутренний мир душам испытанных людей, чтобы не смущалось наше сердце и не волновалась душа. То, что этот мир превосходит всякий ум, доказывает наш учитель апостол, говоря: и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Итак, плод мира - не смущаться в сердце. Наконец, жизнь праведного спокойна; неправедный же, напротив, полон беспокойства и смятения. Итак, нечестивый поражается более своими подозрениями, нежели множество людей - ударами других; и в душе его синяки от ран больше, нежели на теле тех, кого избивают другие.

    Великое дело, если человек спокоен в самом себе и согласен с самим собой. Внешний мир достигается либо заботливой предусмотрительностью императора, либо рукой воинов; он случается или от удачных военных действий или же от истребления варваров, если они во враждебном порыве обращают свое оружие против самих себя. Такой мир не зависит от наших усилий, он - следствие случая. Ясно, что слава достижения этого внешнего мира принадлежит императору; плод же мира, который находится в умах и держится чувствами отдельных людей, пребывает в нас самих. У мира, которым изгоняются искушения духовной злобы, больший плод, нежели у того, которым отражается оружие врагов. Мир, который исключает соблазн телесных страстей и смягчает смятение, более возвышен, нежели тот, который останавливает нашествие варваров. Ибо важнее противостоять врагу, который в тебе, нежели тому, который далеко.

    Об Иакове и блаженной жизни.

  • 24.

    И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари

    Итак, Иаков, который очистил свое сердце от всякой вражды и имел в себе чувство миролюбия, после того как оставил все свое, остался один и боролся с Богом. Ведь всякий, кто пренебрегает мирским, приступает к образу и подобию Божию. Что же значит бороться с Богом, как не начать состязание в добродетели, сойтись с более сильным и стать более лучшим подражателем Бога, чем прочие? И поскольку вера его и благочестие остались непревзойденными, то Господь открыл ему сокрытые тайны, коснувшись состава бедра его, - в знак того, что из его рода должен был произойти от Девы Господь Иисус, Который подобен и равен Богу. Состав пораженного бедра знаменует крест Христа, Который будет спасением для всех, распространив по всему миру прощение грехов, и Который неподвижностью и сном Своего тела дарует воскресение усопшим. Поэтому справедливо, что солнце взошло для Иакова, в чьем роде воссиял спасительный крест Господа. Подобным образом восходит и Солнце правды для того, кто знает Бога, ибо Он - Свет вечный.

    Об Иакове и блаженной жизни.

  • 32.

    Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова.

    О, если бы они ели и поверили! Но поскольку они не намеревались сотворить волю Божию, поэтому не ели. Некоторые же понимают это так: Иаков хромал именно на одно бедро, поскольку этим показывалось, что когда из его рода произойдут два народа, то один из них будет неподвижным относительно благодати веры. Именно этот народ и хромал от неподвижности неверия.

    Об Иакове и блаженной жизни.