Глава 22

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 12 13 14 15 16 17 18 19 21 22 24 25 26 27 28 30 31 32 37 39 40 41 42 43 44 45 46 48 49
  • 7.

    И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения

    Он приносит в жертву возлюбленного сына, и того, кого поздно зачал, быстро отдал в жертву - его не удержало даже призывание отеческого имени, когда Исаак назвал его отцом, а он его - сыном.

    О кончине брата Сатира.

  • 10.

    И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего

    Отеческой рукой он обнажил нож над сыном и, сокрушенный отеческой любовью, трепетал, как бы не пропала казнь, удар не пришелся бы мимо и десница не утратила бы силы. Он испытывал чувство любви, но не отступил от обетования и спешил явить покорность, даже когда услышал прорицание.

    О кончине брата Сатира.

  • 12.

    Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня

    С высшими благочестивыми намерениями Авраам приносил во всесожжение своего сына, согласно изречению Божию, и, словно лишившись природного чувства, извлекал нож, чтобы промедление не умалило жертвоприношение. Однако, когда ему было приказано не касаться сына, он с радостью спрятал нож, и тот, кто по ревностной вере торопился принести в жертву единородного сына, поспешил по еще более усердному благочестию предложить в жертву овна.

    Послания.

  • 13.

    И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего

    Вместо человека Бог явил на дровах агнца, чтобы вернуть сына отцу и не оставить без жертвы священника. Итак, Авраам не был обагрен кровью сыноубийства, а Бог не был лишен жертвы. Увидев овна, пророк не стал хвалиться и проявлять упрямство, но человека заменил овном. Этим показывается, насколько благочестиво он принес в жертву того, кого столь радостно получил назад.

    О кончине брата Сатира.

    Многие говорят, что наши святые писатели не владели искусством красноречия. Мы не оспариваем, ибо они писали не по искусству, но по благодати, которая превосходит всякое красноречие. Они писали то, что им давал говорить Дух. Однако же писавшие об искусстве красноречия нашли красноречие в их писаниях и составили к нему комментарии и правила. Действительно, в искусстве красноречия требуется главным образом наличие «причины» (aition), «предмета» (hule) и «результата» (apotelesma). Итак, когда мы читаем, что святой Исаак говорит отцу: вот огонь и дрова, где же жертва?, чего не хватает здесь? Ведь тот, кто спрашивает, сомневается, тот, кто отвечает спрашивающему, произносит ответ и откладывает сомнение, то есть огонь - это «причина», дрова - «предмет», который называется по-латыни materia, - и, в-третьих, остается «результат». Об этом спросил сын; и когда он сказал: где же жертва?, отец ответил: Бог усмотрит Себе жертву, сын. Давайте немного порассуждаем о смысле этого таинства: Бог указал овна, запутавшегося рогами, а овен - это Слово, полное покоя, умеренности и терпения. Этим показывается, что благая жертва - благоразумно познать премудрость, и смысл заслуг, и умилостивления. Поэтому и пророк говорит: приносите жертвы правды. Итак, жертва есть как жертва правды, так и премудрости.

    Послания.