Глава 13

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 12 13 14 15 16 17 18 19 21 22 24 25 26 27 28 30 31 32 37 39 40 41 42 43 44 45 46 48 49
  • 1.

    И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и все, что у него было, и Лот с ним, на юг

    Итак, Авраам ушел оттуда, взяв с собой жену свою Сару, то есть «главную», а не рабыню. Поэтому и сказано ему: слушай жену твою Cappу. Ведь та, которая освободилась от рабства грехов, получает главенство, а не рабство. Следовательно, крепкий ум берет с собой главную добродетель, то есть неопытную в телесных чувствах, которая не подчиняется им, все унесла с собой из Египта и ничего не оставила там из своих наук. Этот ум не окрашен неумеренностью, надменностью или бесчестной разнузданностью, но покрыт ревностным воздержанием и облечен в платье стыдливости.

    Об Аврааме.

  • 2.

    И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом

    И был он очень богат, ибо не испытывал недостатка ни в каком достоянии, не домогался чужого, потому что не нуждался ни в чем, что хотел бы назвать своим. Ведь быть богатым означает иметь то, что удовлетворяет желание. Умеренность имеет меру, а богатство - нет, поскольку его меру определяет тот, кто стремится к нему. Был же он богат скотом, и серебром, и золотом - что это значит? Мне не кажется, что в праведном человеке восхваляются мирские богатства. Поэтому под скотом я понимаю телесные чувства, ибо они неразумны, под серебром - слово, а под золотом - ум. Авраам по справедливости был богат, потому что властвовал над неразумными чувствами: он действительно усмирил их и сделал кроткими, так что они стали разумны. Он имел слово, блистающее цветом веры, очищенное благодатью духовного учения, и разум, наполненный мудростью. И потому благой ум сравнивается с золотом, потому что, подобно золоту, превосходящему прочие металлы, благой ум в человеке господствует над прочими частями человеческой сущности. Итак, богатство мудреца заключается в трех вещах: в чувстве, слове и уме. И по порядку возникла некая градация, как мы читаем у апостола: А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. Следовательно, ум больше, потому что именно он размалывает духовный хлеб, чтобы произвести очищение чувств и слов. Всюду сохраняется лицо мудрого мужа. …Итак, через простые события жизни Авраама объясняются примеры великих установлений. По справедливости богат тот, кто обогащает рассуждения философов, кто своим поведением формирует их учения. Поэтому Писание изобразило его богатства.

    Об Аврааме.

  • 5.

    И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры

    Осталось узнать, был ли богат также и Лот, его племянник, поскольку он был из того же рода. Однако Писание сообщает только о том, что он изобиловал скотом, а именно: И у Лота, который ходил с Авраамом, был мелкий и крупный скот и шатры. У него не было серебра, поскольку он еще не был праведен, ибо раскаленное серебро - язык праведного. У него не было золота, которое было у того, кто увидел «последующее Христа», о котором написано: и последующее его в блеске золота. Авраам увидел Его, как засвидетельствовал Господь, говоря: Авраам увидел день мой и возрадовался. И потому он заслужил иметь блеск золота и обладать им.

    Я думаю, что ни в коем случае теперь не следует опускать то, что, похоже, вызвало затруднение даже у более ученых мужей, а именно, почему написано: И у Лота, который ходил с Авраамом. Согласно этим словам, будто бы имелся другой Лот, который с ним не ходил, так что многие думают, что этот вопрос еще не решен. Поэтому, чтобы удовлетворить их и не отступить от правила Писания, мы говорим, что было одно лицо, но два занятия, потому что под одним и тем же мужем подразумеваются две вещи. По числу он один, по имени - два.

    Ведь Лот в переводе на латинский именуется «отклонением»: некто отклоняется от благого и дурного. Поэтому, когда Лот отклонялся от дурного, то есть от заблуждения, бесчестья и преступления, он присоединялся к дяде. А когда отклонялся от благого, то есть от праведного, невинного, святого, благочестивого, он сочетался с бесчестьем. Поэтому хорошо сказано: И Лот, который ходил с Авраамом, потому что он еще не избрал Содом, не жил с виновниками пороков, ибо в Содоме он стал жить позднее. Поэтому, будто бы удаленный от самого себя, он воспринимался как некто другой, отпадая не только от праведного мужа, но и от самого себя.

    Об Аврааме.

  • 6.

    И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе

    Поскольку он уже начал намеренно уклоняться от дяди, земля их уже не сдерживала, ведь никакого пространства не может быть достаточно для несогласных. Для спокойных и мирных даже в тесноте просторно, а для различающихся нравами и обширное узко. И поскольку я сказал сначала, что здесь формируется человеческий ум, который сначала был несовершенен, но постепенно совершенствуется через некоторые возрастания и градации, потому сказано: И непоместительна была земля для них, то есть одна душа не вмещала естественно различные противодействующие ей стремления.

    Об Аврааме.

  • 7.

    И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле

    Итак, давайте рассмотрим, кто же такие пастухи, каких они пасли животных и какая ссора возникла между пастухами Авраама и пастухами Лота. Пастухи - вожатые стад, и они могут быть либо усердными и благоразумными, теми, кто не позволяет скоту попирать полевые насаждения копытами ног, либо нерадивыми и ленивыми, которые не сдерживают свой скот, чтобы тот пасся на лугах, а не на полях, но позволяют ему беспрепятственно блуждать по различным полевым плодам. Поэтому необходимо внимательно наблюдать за этими пастухами, чтобы случайно не записать на счет усердных то, что произошло по беспечности нерадивых.

    Однако, поскольку речь идет не о видимом, давайте рассмотрим прежде, какой скот пасли эти пастухи. Мы можем дать определение этим пастухам. Сказано, что они были пастухами вьючных животных. А вьючные животные, как мы узнали, означают неразумные телесные чувства. Итак, кто же эти пастухи чувств, как не предводители этих чувств - правители, вожди или наставники некоей речи или мысли нашего ума? Если они сведущи и упорны в пастырской науке, то не позволяют блуждать стаду чувств и приставать к негодному и вредному корму, но заботливым водительством удерживают их, налагая узды разума и преграждая им путь, когда те сопротивляются. А дурные предводители или их бесполезные споры позволяют чувствам носиться по собственному влечению, низвергать себя в пропасть и в погибель, топтать посевы и пожирать плоды, так что, если до тех пор и имелись какие-то плоды добродетели в этой душе, они даже и их уничтожают.

    Об Аврааме.

  • 8.

    И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники

    Итак, по справедливости благочестие требовало лучшие части. Давайте также рассмотрим красоту прочих добродетелей. Святой Авраам радовался присутствию племянника, к которому он проявлял отеческое чувство. Ссора возникла между слугами племянника и дяди. Как мудрый муж, Авраам заметил, что обычно из-за раздоров слуг разрушается согласие хозяев, и прервал нить разногласия, чтобы зараза не распространилась. Ибо он посчитал, что терпимее расторжение уз, нежели вред дружбе, как следует и тебе поступать, если ты по случайности попадешь в подобную ситуацию, а именно - уничтожь источник раздора, ведь ты не сильнее Авраама. Он решил, что следует прервать ссору слуг, а не смотреть свысока на нее. Если же ты сильнее, смотри, как бы другой не оказался слабее и не стал прислушиваться к шушуканью слуг. Часто неразделенные рабы вызывают разногласие среди родственников. Лучше раздели их, чтобы сохранилась дружба, - неразделенный дом не выдерживает двоих. Не лучше ли дружелюбно переселиться, нежели совместно жить в разногласии?

    Авраам совершил разделение, ибо непоместительна, - сказано, - была земля для них обоих, потому что они были слишком богаты. Это мирской порок - то, что земля непоместительна для богатых, ибо ничто не может насытить алчности богачей. Чем человек богаче, тем с большей жадностью стремится он к обладанию. Он жаждет расширить границы полей, изгнать соседа. Неужели Авраам был таким же? Никак нет, хотя в начале и он был несовершенным, ибо откуда совершенство до прихода Христа? Еще не пришел Тот, Кто сказал: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и приходи и следуй за Мною. Однако Авраам, будучи далеким от жадности, предлагает выбор и, будучи праведным, пресекает раздор.

    Да не будет раздора, - сказано, - между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы люди и братья. Мы уже читали, что Авраам был дядей, а Лот его племянником, почему же он называет его братом? Однако заметь, что мудрый муж расположен к согласию, поэтому сперва он сказал: ибо мы люди, а все люди - дети одной природы, зачатые в ее утробе, взлелеянные и произведенные на свет из одного чрева. Поэтому мы, словно братья, связаны неким законом родства, будучи сотворены одним отцом и рождены одной матерью, словно единоутробные братья. Таким образом, поскольку мы отпрыски разумной природы, нам, как единоутробным, следует любить друг друга взаимной любовью, а не враждовать и преследовать.

    Более же справедливо отнести эти слова к единой душе, чье разумное начало сродственно, как мы выше сказали, неразумным чувствам. С другой стороны, это разумное начало также связано с добродетелями. Поэтому пороки и добродетели человека связаны между собой по некоторой братской необходимости, поскольку те - плотские, а эти принадлежат разумной душе; плоть же и душа, из которых состоит человек, сочетаются словно по некоему закону супружества. Стало быть, человек должен установить соглашение между своими частями и побуждать их к миру. Но поскольку никто не обладал такой силой, чтобы победить плоть, поэтому наступил Мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а Закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. Верно, стало быть, апостол назвал себя бедным человеком, поскольку он претерпевает такую войну в себе, что не может ее подавить. И наконец, когда Соломон говорил об одной частице страстей, а именно о гневе, он сказал: Мудрый лучше храброго, и сдерживающий гнев лучше завоевателя города. Следовательно, блажен тот, кто избегнул этой войны - даже не пришелец и чужеземец, но гражданин святых и домочадец Божий, который, хоть и пребывает на земле, не тревожится земным.

    Об Аврааме.

  • 10.

    Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская

    Хвастовство - друг тех, кто уклоняется от правды. Действительно, как Авраам был смиренен, предоставив другому выбор, так Лот был заносчив, присвоив выбор себе: добродетель смиряется, а неправедность превозносится. Лот должен был довериться тому, кто был более зрел, чтобы избежать опасности. И действительно, он не сумел правильно выбрать. Ведь сначала он поднял глаза и обозрел землю, то есть ту вещь, которая не на первом месте, а на третьем, то есть на последнем.

    Об Аврааме.

  • 11.

    и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга

    Как прекрасно сказано в Писании: избрал себе Лот, то есть «отклонение», поскольку Бог предложил нам добро и зло, чтобы каждый выбрал, что хочет. Так не будем же избирать то, что кажется приятным на вид, но то, что превосходит истиной. И когда нам представится выбор следовать за тем, что нам предпочтительнее, не будем поднимать глаза, соблазнившись ложной красотой и прелестью, и, будто бы отвратя взор, скрывать природную истину.

    Об Аврааме.

  • 13.

    Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом

    То, что люди Содомские были злы и весьма грешны пред Господом, есть важное дело домостроительства: чтобы ты узнал, что тяжкая горечь грехов побуждает милостивого Бога к отмщению, и даже Авраам вполне справедливо не смог Его умолить о пощаде содомитян, поскольку те были порочны сверх меры. И многие люди, чем порочнее, тем более пытаются скрыть это. Им удается избегнуть расследований со стороны людей, когда дела ведутся без участия судьи или когда праведник обвиняется по ложному свидетельству. Праведник же, напротив, пребывает перед Богом, даже когда он осуждаем людьми, поскольку Бог взирает не на решения судов или на то, что основано на выдуманных доводах подлецов, но на голую сущность дел. В человеческих разбирательствах обман ложного показания часто поглощает силу истины. Сусанна оставалась перед Богом совершенно непорочной, даже будучи осуждена за прелюбодеяние, поскольку Бог не придавал значения факту, который был основан на утверждениях лживых свидетелей, но допрашивал совесть, скрытую внутри ума.

    Об Аврааме.

  • 14.

    И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу

    Здесь следует место, которое с ясностью учит нас, насколько быстро преуспевает ум, когда преодолеваются излишки неразумной части души, а также сколько зла приносят пороки, когда они соединяются с пороками. Ибо не случайно в Писании сказано: И сказал Бог Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки. Отсюда, словно из некоего источника, философы-стоики почерпнули свойственное им изречение, что «все принадлежит мудрецу». Ведь восток, запад, север и юг - части вселенной, в них заключен весь мир. И когда Бог обещает это дать Аврааму, что иное Он возвещает, как не то, что у мудрого и верного человека есть все и что у него всего довольно? Поэтому и Соломон говорит в Притчах: У верного целый мир богатства. Насколько раньше Зенона, наставника стоиков и основателя этой самой школы, жил Соломон, насколько раньше самого отца философии Платона или изобретателя ее имени Пифагора! Кто же верен, если не мудрец? Ведь безумный изменяется, как луна, а мудрец пребывает неизменным в вере.

    Об Аврааме.