Глава 41

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 12 13 14 15 16 17 18 19 21 22 24 25 26 27 28 30 31 32 37 39 40 41 42 43 44 45 46 48 49
  • 9.

    И стал говорить главный виночерпий фараону и сказал: грехи мои вспоминаю я ныне

    Побуждаемый сном своего царя, он говорит: грех мой вспоминаю я. Итак, это есть позднее, но верное признание: после греха ты признаешь то, чего должен бы остерегаться до греха. Как быстро ты позабыл слова: вспомни обо мне. Ты знаешь, что эти слова были сказаны еще в то время, однако твой слух притупила надменная власть и, будучи пьян от вина, не слышал ты трезвых слов. Хотя бы теперь вспомни обо мне ты, который с опозданием признал свой грех. Ты спрашиваешь раба, почему же отвергаешь Господина? Опьяняйся же не вином, а Святым Духом. Вспомни, что претерпел тот, с кем ты вместе спал и видел сон. Он тоже был главным и начальником царской трапезы, относящейся к обязанности хлебопеков. Он тоже почитал себя великим, поскольку имел власть над царским хлебом, но не знал, что даже такая власть сопряжена со многими превратностями. Угрожал другим тот, кто сам вскоре должен был подвергнуться высшей казни, и не слушал того, кто, хотя и был рабом господина, тем не менее сообщил им пророчество: что по повелению самого царя, в отношении которого он тешил себя многими надеждами, его должны обезглавить и оставить в пищу птицам. Этот пример должен был вразумить тебя, чтобы ты не доверял себя вероломству.

    Об Иосифе.

  • 17.

    И сказал фараон Иосифу: мне снилось: вот, стою я на берегу реки

    Я полагаю, что этот сон был объявлен не одному или двум человекам, но предложен всем, ибо семь лет мира сего, тучных и богатых мирским изобилием, будут поглощены будущими веками, в которых будет непрестанный покой и соблюдение духовного закона. Духовный закон будет хранить колено Ефремово, плодородное ради Бога отцов, как добрая телица: не та, вымя которой наполнено плотским молоком, а та, которая изобилует духовным молоком и благодатью. Бог сказал, что Он Сам сидит на ее прекрасной шее, как написано: Ефрем - телица, обученная любить победу, Я же перешел на прекрасную шею ее.

    Итак, елей грешника да не намастит главы нашей, и плодам лжи не подобает услаждать нас, чтобы не сказали о нас: Вы посеяли нечестие, пожали его беззакония. Ты съел плод лжи, потому что надеялся на колесницы твои. Меня не беспокоит, что такой человек имеет тощие колосья и иссушенные ветром, ибо и Давид тогда был лучше, когда иссыхал, будто паутина, и имел дух сокрушенный - жертву Богу, и тем превосходнее спасаются те, кого злой дух в веке сем упражнял тяжелыми испытаниями.

    Об Иосифе.

  • 42.

    И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему

    Отсюда я полагаю, что Иосиф заслужил таинственные награды, поскольку он говорил о таинственных вещах. Действительно, что же означает перстень, который был надет на его палец, как не то, чтобы мы поняли, что ему было доверено первосвященство веры, чтобы он запечатлевал других? И что это за одежды, которые суть облачение премудрости, как не врученное ему Небесным Царем первенство в премудрости? Золотая цепь, как кажется, указывает на добрый разум, а колесница означает высшую вершину заслуг.

    Об Иосифе.

  • 55.

    Но когда и вся земля Египетская начала терпеть голод, то народ начал вопиять к фараону о хлебе. И сказал фараон всем Египтянам: пойдите к Иосифу и делайте, что он вам скажет

    Итак, все, кто терпел голод, направлялись к Иосифу. Кто же это, как не те, о ком сказано: Вечером возвращаются они, и терпят голод, как псы. Был же голод не в одном только месте, но по всей земле, поскольку не было того, кто делал бы благо. Поэтому Господь Иисус, сжалившись о свирепствующем в мире голоде, отворил Свои житницы и явил скрытые там сокровища небесных таинств - ведения и премудрости, чтобы никто не имел недостатка в пропитании. В самом деле, Премудрость говорит: Идите, ешьте хлеб мойъъ, и только тот может сказать: Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться, кого насытил Христос. Итак, Христос отворил житницы Свои и продавал, прося в качестве платы не деньги, но веру и благочестие. И продавал Он не малой группе людей в Иудее, но продавал всем, чтобы в Него поверили все народы.

    Об Иосифе.

  • 57.

    И из всех стран приходили в Египет покупать хлеб у Иосифа, ибо голод усилился по всей земле

    И из всех стран приходили в Египет покупать хлеб у Иосифа. Ибо голод охватил их. В самом деле, голодали все те, кого не накормил Христос. Итак, будем покупать пропитание, благодаря которому сможем противостоять голоду! Пусть никто не удерживается из соображений своей бедности; пусть никто не пугается, если у него нет денег. Христос просит не денег, а веры, которая дороже денег. Ведь купил же Его Петр, у которого не было денег: серебра и золота нет у меня, - сказал он, - а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа встань и ходи. И пророк Исайя говорит: Жаждущие! идите к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте, пейте и ешьте; покупайте без серебра и без платы вино. Ведь от нас не требует платы Тот, Кто заплатил за нас цену Своей крови, ибо Он искупил нас не золотом и серебром, но Своей драгоценной кровью. Следовательно, ты должен заплатить ту цену, которой искуплен: даже если Он не всегда требует, ты все равно должен ее. Итак, купи себе Христа не тем, что есть у немногих, но тем, чем все обладают по природе, но немногие приносят от страха. Христос требует назад у тебя то, что принадлежит Ему. Он Сам дал всем жизнь и Сам принес за всех Свою смерть. Заплати за Творца то, что ты должен заплатить по закону. Он был предметом незаурядной сделки, и не все легко видят Его. Наконец, те девы в Евангелии, которых выгнал пришедший Жених, остались вне дома, поскольку они не купили продававшегося масла. Поэтому им сказано: пойдите лучше к продающим и купите себе. И весьма справедливо заслуживает похвалы тот купец, который продал все, что имел, и купил жемчужину.

    Об Иосифе.