Глава 45

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 12 13 14 15 16 17 18 19 21 22 24 25 26 27 28 30 31 32 37 39 40 41 42 43 44 45 46 48 49
  • 1.

    Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим

    И приказал Иосиф всем отойти, чтобы братья узнали его. Ведь Иисус пришел, как Он Сам говорит, только к погибшим овцам дома Израилева. И, громко зарыдав, он сказал: я - Иосиф. Жив ли еще отец мой? Это означает, что Он простирал Свои руки к народу неверующему и непокорному, и не искал посланника или вестника, но Господь Сам желал спасти народ Свой.

    Об Иосифе.

  • 3.

    И сказал Иосиф братьям своим: я - Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним

    Он говорит: Я тот же, Который сказал «вот Я», и: Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. Ведь что же иное Он объявил, если не «Я - Иисус», когда его искушали начальники иудейские, спрашивая: Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я. И когда Он сказал Пилату: ты говоришь, что Я Царь; Я на то родился. И когда первосвященник говорил: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?, Он ответил ему: ты сказал. Истинно говорю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных. «У Меня Божественная власть» - вот что означает то, что он говорит: я - Иосиф.

    Об Иосифе.

  • 4.

    И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я - Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет

    Подойдите ко Мне, так как Я сблизился с вами даже до такой степени, что стал соучастником вашего естества, приняв на Себя плоть. По крайней мере, не убегайте от Того, Кто причастен к вашему сообществу, если не узнаёте Виновника спасения.

    Об Иосифе.

  • 5.

    но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни

    Какая братская любовь! Какое дорогое братство! Ведь даже братоубийственное преступление он простил, говоря, что это было по промыслу Божию, а не по человеческому нечестию, поскольку не людьми он был предан на смерть, а Господом послан для жизни. Да и что же иное означает посредничество Господа нашего Иисуса Христа, превзошедшего всех братьев любовью, когда Он, распятый на кресте, просил за народ: Отче, прости им, ибо не ведают, что творят. И что иное означает обращение Святости, сказавшей посреди учеников Своих: мир вам! Это Я, не бойтесь. И когда они, смутившись и испугавшись подумали, что видят духа, Он еще раз сказал им: что смущаетесь, и для чего сомнения входят в сердца ваши ? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это - Я Сам, осяжите Меш и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.

    Об Иосифе.

  • 9.

    Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли

    Даже сказано было теми же словами, чтобы мы поняли, что это Тот же Самый, Кто говорил раньше в Иосифе, а затем в Своем теле, поскольку и слова не изменил. Сказал же тогда: не печальтесь. А затем: Идите скорее к отцу моему и скажите: так говорит сын твой Иосиф: «Бог поставил меня господином над всем Египтом». А в Евангелии Он сказал: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. А потом сказал: дана Мне всякая власть на небе и на земле, то есть говоря этим: «Это было по Божественному домостроительству, чтобы Я принял власть, а не из-за человеческой жестокости». Не обвиняет в преступлении Тот, Кто перечисляет награды. А то, что говорится в Бытии: потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни, Он опять повторяет в Евангелии, говоря: научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ведь в этом и есть награда и жизнь святых, чтобы они также несли спасение другим.

    Об Иосифе.

  • 14.

    И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его

    Очевидно также и то таинство, что, подобно тому, как после исполнения всех заповедей Иосиф обнимает своего брата Вениамина и бросается ему на шею, - так и после исполнения Евангелия Христос обнимает Павла некими руками Своего милосердия, чтобы его, склоненного своим внутренним убеждением, как бы за шею поднять к небу.

    Об Иосифе.

  • 16.

    Дошел в дом фараона слух, что пришли братья Иосифа; и приятно было фараону и рабам его

    Откуда такое доброе расположение к чужеземцу, если только этим не раскрывается то великое таинство, что Церковь уже не относится с ненавистью, когда иудеи спасаются, но христианский мир радуется этому присоединению, и, чем может, помогает, и посылает людей, благовествующих Царствие Божие, чтобы таким образом они скорее были призваны?

    Об Иосифе.

  • 22.

    каждому из них он дал перемену одежд, а Вениамину дал триста сребренников и пять перемен одежд

    Они получают двойные одежды. Что это за одежды? Конечно, это те одежды, в которых ты не должен и сомневаться, ибо прочитал сказанное в Притчах: Она сделала двойные одежды мужу своему. Одна одежда - духовная, другая - нравственная. Ведь не все апостолы, не все пророки, не все пастыри, не все чудотворцы, не все имеют дары исцелений, не все говорят языками. Где различны дары, там различны заслуги.

    Он отправляет Павла, когда тот принимает Его слова, и ему Христос дает триста золотых и пять одежд различных цветов. Триста золотых имеет тот, кто проповедует крест Христов, и поэтому он говорит: ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого. И по справедливости он получает золотые, так как он проповедовал не убедительными словами мудрости, а в явлении Духа. А пять одежд он принимает или как учение многообразной Премудрости, или потому, что он не был захвачен никакими соблазнами телесных чувств. Где для других - опасность, там он одержал победу. Он преодолел личным воздержанием и добродетелью все плотские вожделения, так что никакая немощь телесная не ослабляла его дара и рвения; и хотя он и пребывал в теле, но не чувствовал, что имеет тело. И в конце концов он был восхищен в рай, не зная, в теле или вне тела, и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Пребывая на земле, он не имел вообще никакого земного запаха, как сам учит, говоря: Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых.

    Об Иосифе.

  • 23.

    также и отцу своему послал десять ослов, навьюченных лучшими произведениями Египетскими, и десять ослиц, навьюченных зерном, хлебом и припасами отцу своему на путь

    И посылаются вперед также дары отцу: сын почитает отца, Христос призывает Свой народ обетованиями, призывает дарами. Несут же эти дары те ослы, которые были прежде бесполезны и обременительны, теперь же, став полезными, они несут прообразы даров Христа, а в Евангелии понесут Самого Подателя даров.

    Об Иосифе.

  • 24.

    И отпустил братьев своих, и они пошли. И сказал им: не ссорьтесь на дороге

    Как хорошо он учит, что следует остерегаться ссоры, ибо она может даже любящих друг друга братьев разлучить, и особенно следует избегать несогласия в дороге, где каждый товарищ по путешествию должен быть участником нерушимой дружбы. Что же иное говорит Господь наш Иисус, когда, собираясь покинуть это тело, Он отпускает учеников Своих, - если не то, чтобы они не ссорились в дороге, говоря: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам? Ведь где мир, там нет места для ссоры, там несогласие удаляется, убегает раздор. Итак, вот что Он говорит: мир Мой даю вам, то есть: не ссорьтесь на дороге. И обрати внимание, не говорит ли Он, что на этой дороге, то есть на протяжении всей этой жизни следует остерегаться гнева, так как гнев часто даже невинных приводит к преступлению, поскольку, пока мы больше, чем следует, гневаемся и хотим обуздать чужой грех, мы совершаем более тяжкие грехи. Поэтому апостол говорит: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию, то есть «будем уклоняться от гнева, чтобы он не поразил нас». Поэтому и Господь Иисус, посылая для благовествования учеников, отправил их без золота, без серебра, без имущества, без посоха - для того, чтобы устранить соблазн для ссоры и повод для мести.

    Об Иосифе.

  • 25.

    И пошли они из Египта, и пришли в землю Ханаанскую к Иакову, отцу своему

    Что за земля Ханаанская? Та, которая тряслась. Итак, неужели не очевидно, что изображаются времена апостолов, когда они, входя в сотрясающиеся иудейские синагоги, проповедовали власть Господа Иисуса, свидетельство чему мы имеем в Деяниях Апостолов, когда Петр говорит: Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели. Итак, Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите.

    Об Иосифе.

  • 26.

    и известили его, сказав: Иосиф жив, и теперь владычествует над всею землею Египетскою. Но сердце его смутилось, ибо он не верил им

    Мы, конечно, обращаем внимание, каким образом сказано, что он жив и является начальником над всей землей - Тот, Кто, открыв житницы Своей духовной благодати, дает всем изобилие. Это говорили апостолы, иудеи же не верили, но налагали руки на них и сажали в темницу проповедников спасения. Отсюда и о Иакове написано: Но сердце его смутилось, ибо он не верил им. Смутился он из-за любви неверующих людей, но после того, как узнал деяния Христа, то, убежденный столь великими милостями и благодеяниями, вновь обрел дух, говоря: довольно мне, если до сих пор жив мой сын Иосиф, пойду и посмотрю на него, прежде чем умру. Первое и самое важное основание веры - верить в Воскресение Христа, ибо всякий, кто поверил в это, быстро отыскивает Воскресшего, приходит к Нему с благоговением и поклоняется Богу с искренним сердцем, ибо верит, что и сам не умрет, если верит в Виновника Воскресения.

    Об Иосифе.

  • 27.

    Когда же они пересказали ему все слова Иосифа, которые он говорил им, и когда увидел колесницы, которые прислал Иосиф, чтобы везти его, тогда ожил дух Иакова, отца их

    Каким образом они не понимают того, что сами читают, и отрицают Моисея, которого почитают, ибо не хотят верить его писаниям? Что же более очевидно, нежели то, что в этом месте они призываются перейти в Церковь Божию, чтобы сжатые прежде в узких границах Иудеи они перешли к народу Божию, который собрался со всего мира, из всех племен и народов, и сделался великим народом. Действительно, по всей земле прошло вещание их. Итак, зовется Иаков сыновьями своими, то есть народ иудейский призывается к благодати Петром, Иоанном и Павлом.

    Об Иосифе.