- 1.
«В конец, о Маелефе, разума Давиду». Слова: «о Маелефе» Феодотион перевел: для ликования, Симмах: с помощию лика, Акила же: при ликовании. Псалом сей заключает в себе одну и туже мысль с псалмом предыдущим, равно как и псалом тринадцатый. Ибо содержание обоих псалмов одно. В обоих охуждается хула Сеннахирима и Рапсака; а также предвозвещается погибель злочестивых. Почему и в надписании упомянуто ликование, каковому, без сомнения, предались улучившие спасение и песнословящие Бога. Присовокуплено же: «в конец», потому что пророчество пришло в исполнение на последок времен.
- 2.
«Рече безумен в сердцы своем: несть Бог». Ибо, не только на так именуемых богов, но и на Бога истиннаго подвиг язык свой, говоря: не возмогли боги языков избавить страну свою от руки моей. Избавит ли Господь Иерусалим? Где Бог Емафа? И где Бог Арфада? И где Бог града Сепфаруима ((4Цар 18:33))?
«Растлеша и омерзишася в беззакониих». Причиною злочестия, говорит Пророк, беззаконная жизнь; безстрашно делая все, что им угодно, не хотят и помыслить о Боге, назирающем над всеми, но уверили сами себя, что никто не управляет тварию.
«Несть творяй благое», то есть, все возлюбили лукавство Ассириян.
- 3.
«Бог с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога». Однакоже Бог, в Котораго они не веруют, Бог, обитающий в вышних и призирающий на смиренных, восхотел изследовать дела их.
- 4.
«Вси уклонишася, вкупе непотребни быша: несть творяй благое, несть до единаго», то есть, всех нашел уклонившимися с праваго пути и возлюбившими все роды порока.
- 5.
«Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди Моя в снедь хлеба? Господа не призваша». Но опытом дознают вред неправды покушавшиеся, подобно хлебу, поедать народ Мой, и пренебрегавшие Промыслителя Бога.
- 6.
«Тамо» устрашатся «страха, идеже не бе страх». Соделаю, что придут в ужас и смятение, когда не приметно будет ничего, приводящаго в страх, но невидимо постигнет их наказание. А чрез сие означает поражение, нанесенное им Ангелом.
«Яко Бог разсыпа кости человекоугодников: постыдешася, яко Бог уничижи их». Слова: «разсыпа кости человекоугодников» Акила и Симмах перевели так: Бог разсыпал кости расположившихся станом окрест Тебя. Посему-то, говорит Пророк, устрашатся «страха, идеже не бе страх»; так как Бог, Котораго они хулили, видя, что несправедливо обложили город Его, предал их погибели, отдав на снедение птицам и зверям, и разсыпал кости их. И не погрешит, кто человекоугодником назовет Рапсака, который, происшедши от Евреев, произнес хульныя слова на Бога всяческих, думая угодить тем Ассириянам.
- 7.
«Кто даст от Сиона спасение Израилево?» Кто даровал нам сие услаждение, говорит Пророк, Тот подаст спасение и соделавшимся пленниками: потому что были уже порабощены и переселены десять колен, и также взяты и многие города иудейские.
«Внегда возвратит Бог пленение людей Своих, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль», то есть, тогда будем иметь совершенную радость, когда увидим, что и другие пленники возвратились в отечество. Сим научаемся и мы, по апостольской заповеди, «плакать с плачущими, радоваться с радующимися, тожде друг ко другу мудрствовать» ((Рим 12:15)), и благоденствие ближняго почитать собственною своею радостию.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 52