- 1.
«В конец, в песнех разума, Давиду» [По славянскому переводу читается: Асафу]. Псалом сей изрек блаженный Давид, гонимый Саулом, находясь в изгнании, и принужденный жить в пустыне. Предвещает же вместе Пророк злоумышление иудеев против Спасителя, и в себе самом преднаписует Владычния страдания. Ибо и сам он был гоним облагодетельствованным Саулом, терпел предательство от людей близких ему, и провидел духовными очами, что сие же самое претерпит Владыка, будет предан и распят теми, которым делал Он добро. Посему-то и надписание отсылает читателя «в конец», и повелевает разумно внимать сказанному в псалме, потому что заключает в себе прикровенный пророчественный смысл, и по истечении времен придет в исполнение. Сверхь того, псалом сей включается в число песней, содержа в себе предначертание Владычних страданий; ибо справедливо всегда песнословить Изволившаго пострадать сие ради спасения человеческаго. Но никто, взирая на уничижительность речений, да не почтет их недостойными вочеловечения Христа Спасителя; а пусть примет во внимание, что Приявший желчь, и оцет, и гвозди, и терния, и заплевание, и заушения, и всякое поругание, а напоследок Претерпевший смерть, не отрекся и от уничижительности слов. Ибо с делами должны быть сообразны и слова. Вот собственныя Его изречения: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» ((Мф 11:30)); и еще: «заповедь» приял Я, «что реку и что возглаголю» ((Ин 12:49)); «и о Себе ничесоже творю» ((Ин 8:28)); и: «Боже мой, Боже мой, вскую мя еси оставил» ((Мф 27:46))? Сие же и подобное сему изрек Он по человечеству, показуя человеческое Свое естество и снисходя к немощи иудеев. Здесь божественный Давид, как описывает оказанную ему самому несправедливость, так преднаписует и ту, которую окажут Владыке, – описывает, хвалясь общением в Его страданиях и едва не взывая вместе с Павлом: «аз язвы Господа Иисуса на теле моем ношу» ((Гал 6:17)).
- 2.
Ст. 2-4 «Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего»: «Вонми ми, и услыши мя». Пророк приносит различныя моления, прося, чтобы все они были приняты. Ибо говорит: не презри меня умоляющаго, но вонми благоволительно, и подай мне помощь.
«Возскорбех печалию моею, и смятохся» «от гласа вражия, и от стужения грешнича», Терпя укоризны и нападения от врагов, поступающих со мною несправедливо, и размышляя о разных их кознях, исполняюсь, говорит Пророк, великой скорби. Ибо печалию (ἀδολεσχΉα) Божественное Писание называет непрестанное размышление. Симмах перевел сие так: упал я духом, беседуя сам с собою, и смутился от вражия гласа, от безпокойства, причиненнаго нечестивым. Ибо одного и того же Пророк называет и врагом и нечестивым, как облагодетельствованнаго и уготовляющаго смерть благодетелю.
«Яко уклониша на мя беззаконие, и во гневе враждоваху ми». Симмах выразил сие яснее: впали против меня в нечестие и с гневомь воспротивились мне; потому что с лукавым ко мне расположением устрояют мне смерть.
- 3.
вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею, и смятохся
См. Толкование на (Пс 54:2)
- 4.
от гласа вражия и от стужения грешнича: яко уклониша на мя беззаконие и во гневе враждоваху ми.
См. Толкование на (Пс 54:2)
- 5.
Ст. 5-6 «Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя»: «Страх и трепет прииде на мя, и покры мя тма». Видя сию неприязненность их и устрояемыя ими козни, прихожу в ужас и боязнь, и ожидаю смерти. И ни мало не удивительно, если Давид спасаясь бегством и преследуемый множством врагов, убоялся смерти, как человек, притом живший под законом и только издали усматривающий евангельское совершенство. Ибо и Сам Владыка Христос, Который многократно предрекал и предзнаменовал священным Апостолам Свое страдание, и строго запретил божественному Петру, пререкавшему, что будет сие ((Мф 16:22)), пред самым временем страдания воскликнул: «ныне душа моя возмутися» ((Ин 12:27)); и Божеское естество попустило естеству человеческому быть в таком томлении, что источало оно капли кроваваго пота, подкрепляемо было Ангелом и препобедило страх. Ибо и в этом надлежало показать естество, подвергающееся страданию.
- 6.
страх и трепет прииде на мя, и покры мя тма.
См. Толкование на (Пс 54:5)
- 7.
Ст. 7-8 «И рех: кто даст ми криле яко голубине? и полещу, и почию». «Се, удалихся бегая и водворихся в пустыни». Так поступил блаженный Давид: ибо спасался бегством от Саула, и опять увидев неприязненность иноплеменников в Гефе, скрылся в пустыню, как повествует первая книга Царств. И Владыка Христос многократно удалялся то в гору, то в пустыню, уклоняясь от ненависти иудеев. Достойно же удивления, что великий Давид желал иметь крылья голубиныя, а не другой какой птицы. Из сего явствует, что желал он духовной благодати, нисшедшей в виде голубине.
См. Толкование на Пс. 54:
- 8.
Се, удалихся бегая и водворихся в пустыни.
См. Толкование на (Пс 54:7)
- 9.
«Чаях Бога спасающаго мя от малодушия и от бури». Потопляемый столькими волнами и подвергаясь приражениям как бы некиих ветров и вихрей, ожидаю, говорит Пророк, помощи, и утешаюсь надеждою на Божие содействие.
- 10.
Ст. 10-12 «Потопи Господи и раздели языки их». Поелику у них согласие на зло; то разрушь, Владыка, единомыслие их.
«Яко видех беззаконие и пререкание во граде». «Днем и нощию обыдет и по стенам его: беззаконие и труд посреде его, и неправда». «И не оскуде от стогн его лихва и лесть». Думаю, что изречения сии не относятся к блаженному Давиду; потому что в это время Иерусалимом не владели еще иудеи, и никакой другой город не был признаваем царственным. Кажется же, что Пророк вместе и предсказывает пререкание и противление Иерусалима закону, и перечисляет все виды его пороков: беззаконие, неправду, лихву и лесть, из любви к которым не приняли иудеи законов Спасителя. Надлежит же заметить, что не только в совершенстве новаго завета, но и в жизни подзаконной осуждается лихоимство и причисляется к беззаконию, неправде и лести.
- 11.
Днем и нощию обыдет и по стенам его: беззаконие и труд посреде его, и неправда:
См. Толкование на (Пс 54:10)
- 12.
и не оскуде от стогн его лихва и лесть.
См. Толкование на (Пс 54:10)
- 13.
«Яко аще бы враг поносил ми, претерпел бых убо; и аще бы ненавидяй мя на мя велеречевал, укрылбыхся от него». Но что бывает от неприязненных, то почитаю терпимым и сносным; потому что делается это врагами и неприятелями. Притом от брани открытой можно иногда спастись бегством.
- 14.
Ст. 14-15 «Ты же, человече равнодушне, владыко мой и знаемый мой», «иже купно наслаждался еси со мною брашен: в дому Божии ходихом единомышлением». Но всего прискорбнее кажется мне, если человек коротко знакомый, единомысленный, разделяющий со мною трапезу и тех же вкушающий брашен, бывший моим сообщником в делах божеских и человеческих, поступает неприязненно и как враг. А в сих словах пророчественная благодать ясно изобразила нам предателя Иуду, котораго Царь Христос поставил владыкою, по сказанному: «поставиши я князи по всей земли» ((Пс 44:17)), и который был причастником Его трапезы и таинственных словес, но соделался орудием злоумышляющих. Вместо слов: «владыко мой», Симмах сказал: коротко мне знакомый. Сие же никак не относится к блаженному Давиду, потому что его гонимаго Саулом не предавал ни один из близких к нему; ни Доик, ни Зифеи не были короткими его друзьями. С евангельским же сказанием согласно сие пророчество; сказано: «ядый со Мною хлеб, воздвиже на Мя пяту свою» (Ин.13:18). Так Пророк, предсказав предательство, предрекает и внезапную смерть предателя.
- 15.
иже купно наслаждался еси со мною брашен: в дому Божии ходихом единомышлением.
См. Толкование на (Пс 54:14)
- 16.
«Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи». Такой конец жизни имел предатель: потому что, положив петлю себе на шею, потерпел скорую смерть. В таковыя бедствия впали и иудеи после креста, быв вовлечены в войну с римлянами; потому что преселились из жизни не по естественному закону, но поражаемые вражеским оружием. Потом Пророк показывает справедливость наказания.
«Яко лукавство в жилищах их, посреде их». Жилищем же называет настоящую жизнь, в которой пребываем временно, а не на всегда поселяемся.
- 17.
Ст. 17-19 «Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя». «Вечер и заутра и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой». «Избавит миром душу мою от приближающихся мне: яко во мнозе бяху со мною». Видя непрестанную мою молитву, приносимую мною день и ночь, говорит Давид, Бог избавит меня от врагов, и дарует мне мир. Слова: «во мнозе бяху со мною» означают, что враги многочисленны. Так перевел и Симмах: ибо весьма многие были против меня.
- 18.
Вечер и заутра и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой.
См. Толкование на (Пс 54:17)
- 19.
Избавит миром душу мою от приближающихся мне: яко во мнозе бяху со мною.
См. Толкование на (Пс 54:17)
- 20.
«Услышит Бог, и смирит я Сый прежде век». Вняв моему прошению, Вечный Бог злоумышляющих на меня сделает безсильными.
«Несть бо им изменения, яко не убояшася Бога». Симмах перевел сие так: ибо не переменятся, и не убоятся Бога, то есть, видя нераскаянный их нрав, Бог ввергнет их в упомянутыя выше бедствия.
- 21.
«Простре руку свою на воздаяние». Три толковника перевели сие так: простер руку свою на тех, которые были с ним в мире. Ибо Саул гнал не врага, но благодетеля, человека, ему знакомаго и близкаго. Также Иуда предал не врага, но Спасителя и Подателя благ. Посему сказанное: «простре руку свою на воздаяние», значит: простерши руку, чтобы сделать воздаяние, не принес ничего добраго, но все было исполнено лукавства. Тоже значит и присовокупленное:
«Оскверниша завет его». Когда закон Божий повелевает любить ближняго, как себя самаго ((Мф 22:39)), они благодетеля преследовали, как врага.
- 22.
«Разделишася от гнева лица его, и приближишася сердца их». Поработившись гневу, одно говорили, а другое замышляли. Ибо так перевел Симмах: мягче коровьяго масла уста их, но враждебно сердце каждаго из них. С сим согласно и присовокупленное:
«Умякнуша словеса их паче елея, и та суть стрелы». Таковы же были и слова Сауловы, и слова Иудины. Ибо Саул говорил Давиду; ты ли это, «чадо Давиде» ((Мф 26:25), 49). И слова уподобляются мягкостию елею и коровьему маслу, а замыслы подобны самым острым стрелам и копьям, потому что слово: «стрелы» Акила перевел: копья. Так божественный Давид, описав, что было с ним, и присовокупив к сему злоумышления против Владыки, предлагает совет всем людям, повелевая иметь упование на Бога.
- 23.
«Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает», то есть, Бога имей своим правителем, и браздодержцем, от Его промышления поставь в зависимости все свое, в таком случае пребудешь неподвижным и непоколебимым. Ибо Пророк говорит:
«Не даст в век молвы праведнику». Ибо если попустит когда впасть в искушение, то подаст скорую помощь. Сие же совершенно сходно с апостольским изречением: «верен Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести» ((1Кор 10:13)).
- 24.
«Ты же Боже низведеши их в студенец истления». Ибо отваживающихся злоумышлять против праведника предаст Бог непрекращающемуся мучению. Студенцем истления назвал Пророк неизбежное наказание. Как упадшему в колодезь, полный тины и грязи, невозможно избежать погибели: так и тому, кого наказует Бог, негде уже искать спасения.
«Мужие кровей и льсти не преполовят дней своих». Ибо на тех, которые решились жить убийством и обманом, Бог насылает скорую смерть, не попуская им прожить узаконенное время. «Аз же Господи уповаю на Тя». Ибо зная Твое могущество и правдивый Твой суд, от Тебя ожидаю помощи.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 54