- 1.
«О точилех, сыном Кореовым». Пророчество псалма двоякое; ибо предвозвещает не только призвание Иудеев, но и спасение целой вселенной. Точилами же, как говорили мы уже прежде, Пророк называет церкви; потому что в них, и духовный виноград приносит плод свой, и мы приуготовляем спасительное вино, подлинно веселящее сердца верующих.
- 2.
Ст. 2-3 «Коль возлюбленна селения Твоя Господи сил». «Желает и скончавается душа моя во дворы Господни». И живущие в Вавилоне обучаемы были говорить это, чтобы возбуждалось в них желание возвратиться и стремление совершать Богослужение по закону; сему то должны обучаться и мы, улучившие спасение и пожинающие для себя пользу в оградах Божиих. Да и преимущественно к нам относится сие пророчество; потому что предрекает многия будущия селения, именует многия точила, и упоминает также о многих жертвенниках, тогда как Иудеи имели один храм, а подобно и один жертвенник. Каждое речение в сказанном воспламеняет сердце Божественною любовию; потому что селения Божии называет возлюбленными и вожделенными, и говорит, что не только желает, но и «скончавается во дворы Господни». Согласно же с этим и следующее за сим.
«Сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе». Не одна душа веселится и радуется, но и тело приобщилось радования, прияв надежду воскресения. Сие дает разуметь пророческое слово; а потому и назвало Бога живым, как подателя жизни. Поелику боги вавилонские и боги наших предков были не одушевленные и совершенно безчувственные; то освободившиеся от них весьма справедливо Бога истиннаго именуют живым.
- 3.
Желает и скончавается душа моя во дворы Господни: сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе.
См. Толкование на (Пс 83:2)
- 4.
«Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя». Акила же перевел так: и птица нашла себе дом, и воробей гнездо, где положить детей своих. Ибо как воробьи, горлицы, равно и другия птицы, не имея еще гнезда, летают с места на место, а устроив его, в нем обыкновенно проводят время и выкармливают собственных своих птенцов: так и мы древле скитались, а ныне, призванные Твоею благодатию и обретши Твои селения, при Твоих жертвенниках обучаем птенцев своих, при Тебе постоянно пребывая с детьми своими и от Тебя приемля духовную пищу «Олтари Твоя Господи сил, Царю мой и Боже мой». Для нас и гнездо, и место воскормления птенцев, и наслаждение благ – святые алтари Твои; при них, подобно птенцам, отверзтыми устами от Тебя приемлем Божественную и спасительную пищу.
- 5.
«Блажени» вси «живущии в дому Твоем: в веки веков восхвалят Тя». Каждое из сих речений, как образ, приличествует живущим в Вавилоне, а в самой действительности относится к нам. Ибо те, находясь вдали от Божественнаго храма, ублажают насладившихся находимою там помощию, и мы, вкусив Божественной сладости, достойными соревнования называем тех, которые непрестанно притекают к Богу, и услаждаются Божественными благами.
- 6.
«Блажен муж, ему же есть заступление его у Тебе: восхождения в сердце своем». Пророческое слово ублажает того, кто всегда пользуется Божиею о нем попечительностию, у кого просвещен ум Божественною благодатию, и кто всегда дает в себе место благочестивым помыслам; потому что «всхождениями» Божиими в сердце пророческое слово наименовало благочестивые помыслы о Боге.
- 7.
«Положи во юдоль плачевную, в место еже положи: ибо благословение даст законополагаяй». Приявший в сердце восхождения Божии и дознавший на себе благословения Законоположника, предается не смеху и забавам, но сетованию и слезам, желая себе освобождения отсюда. Ибо слышит, что говорит Бог: «блажени плачущии: яко тии утешатся» ((Мф 5:11)), «и блажени» рыдающие; потому что возсмеются ((Лк 5:2)). Посему, вступивший в завет сей ожидает благословения от Законоположника. Юдоль же плачевная иносказательно есть место, где явившийся Ангел обличил народ в беззаконии, и все множество побудил к плачу, ибо от сего место сие получило такое именование ((Суд 2:1)). В собственном же смысле и в самой действительности юдоль плачевная есть настоящая жизнь, в которой, и Адам в поте лица ест хлеб, и Ева в болезнях раждает чад, и не согрешающие только, но и Святые, воздыхают и один говорит, что «опечалился до смерти» ((Ион 4:9)), а другой взывает: «приими душу мою от мене, яко уне ми умрети, ниже жити» ((Ион 4:3)). И великий проповедник истины говорит: «и мы начаток духа имуще в себе воздыхаем» ((Рим 8:23)). Таким образом можно видеть, что подвизающиеся Святые непрестанно употребляют в помощь слезы, и в этом находят для себя веселие. Посему, в сей юдоли плачевной приявшие восхождения, и слезы проливают, и любят жизнь многотрудную, и ожидают благословения от Законоположника.
- 8.
«Пойдут от силы в силу». Ибо ежедневно возрастают крепостию, и с приращением добродетелей приобретают великую силу. Так возлюбившие жизнь подвижническую от молитвы переходят к песнопению, от песнопения к прошению, от прошения к чтению Божественных словес, а от сего к увещанию и снабжению советом менее совершенных; восходя же от силы в силу, с каждым днем приращают собственное свое богатство.
«Явится Бог богов в Сионе». Сию же во всем перемену, говорит Пророк, произвел вочеловечившись Бог-Слово, явившийся людям во плоти, а прежде явление Свое совершивший в Сионе.
- 9.
Ст. 9-10 «Господи Боже сил услыши молитву мою: внуши Боже Иаковль». «Защитниче наш виждь Боже, и призри на лице Христа Твоего». О сем молится Пророк, издалека провидя спасение человеков, и умоляя Бога всяческих, чтобы прияв прошение, сподоблял всегда собственнаго Своего попечения спасенный народ. Ибо его-то и назвал лицем Христа. Так нарек его и божественный Апостол: «вы есте тело Христово и уди от части» ((1Кор 12:27)); и еще: «не может око рещи руце; не требе ми еси: или паки глава ногам, не требе ми есте» ((1Кор 12:21)).
- 10.
Защитниче наш, виждь, Боже, и призри на лице Христа твоего.
См. Толкование на (Пс 83:9)
- 11.
«Яко лучше един во дворех Твоих паче тысящ». Ибо народ твой, пользуясь Твоею о нем попечительностию, всегда притекает ко храму Твоему, приобретая от сего великую пользу. Ибо чтó пожнет человек здесь в один день, того не соберет в другом месте употребив на то многия тысящи дней. Так прилично было говорить пленникам в Вавилоне, которые были принуждены жить с людьми нечестивыми, не получали оттого никакой выгоды, разсуждали же о прежней пользе от Божественнаго храма.
«Изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих». Столько достолюбезен мне дом Божий, что желательнее быть поверженным в нем на помосте и лежать при вратах его, нежели проводить время в великих и светлых домах у живущих в беззаконии. А сие равно и пленникам вавилонским полезно, и нам пригодно; потому что и их научала благодать Духа не взирать равнодушно на запустение Божия дома, и мы научаемся, всегда вожделевать домов, посвященных Богу.
- 12.
«Яко милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст: Господь не лишит благих ходящих незлобием». Ибо возъимевшие сие расположение к Богу насладятся всеми сими благами; потому что из Божественных оград истекает милость, оттуда великое и обильное подаяние истины; оттуда приемлем учение благих догматов, из источников же всесвятаго Духа почерпаем Божественную благодать; там соделываемся знаменитыми и весьма славными, кратко же сказать, получаем всякое наслаждение благами, избавляясь от порока и лукавства и предпочитая жить в простоте и истине.
- 13.
«Господи Боже сил, блажен человек уповаяй на Тя». Сие заключение соответственно всему псалму; потому что ублажает и именует достойным соревнования того, кто пренебрег всякое житейское благополучие, ободряет же себя единым упованием на Бога, и пожинает произрастающее от сего спасение.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 83