- 1.
«В конец, о людех от святых удаленных, Давиду в столпописание, внегда удержаша и иноплеменницы в Гефе». И надписание показывает, что смысл псалма есть двоякий, соответствующий как самому Давиду, так и народу соделавшемуся пленным и принужденному жить в земле чуждой; потому что страдания сходны. И те служили Вавилонянам, людям иноплеменным: и Давид, бежав от Саула, жил вместе с иноплеменниками. Должно же знать, что Давид дважды приходил в Геф: в первый раз, будучи почтен за врага, потом подвергшись опасности и притворившись изступленным, был отпущен и спасся бегством; и в другой раз, приобретя доверие жителей Гефа, пребывал у них, наслаждаясь миром. Настоящий псалом написан Давидом, когда в первый раз подвергался он в Гефе опасности.
- 2.
Ст. 2-3 «Помилуй мя Боже, яко попра мя человек: весь день боря стужи ми». «Попраша мя врази мои весь день». Различными врагами изгоняемый, боримый, и как бы попираемый, и непрестанно терпя это, ожидаю Твоего человеколюбия, Владыка. Слова: «весь день» Симмах перевел: всякий день, т. е. непрерывно, непрестанно.
«Яко мнози борющии мя с высоты». Не убоялся я, говорит Пророк, благоденствия людей, понадеявшись на которое предприняли они против нас брань. Ибо «высотою» дня назвал он благоуспешность в настоящей жизни, временную, однодневную, непрочную, и не далеко простирающуюся. Потом учит, почему не надобно бояться надмевающихся благоденствием.
- 3.
Попраша мя врази мои весь день: яко мнози борющии мя с высоты.
См. Толкование на (Пс 55:2)
- 4.
«В день не убоюся: аз же уповаю на Тя». Не убоялся я, говорит Пророк, благоуспешности временной, имея Твою помощь. Симмах же перевел сие так: в какой бы день ни убояться мне, на Тебя уповаю, то есть, страху противопоставляю твердую на Тебя надежду.
- 5.
О «Бозе похвалю словеса моя: на Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне плоть». И когда говорю; украшаю речь свою памятованием о Боге. И когда нападают на меня; твердо надеюсь на Твою попечительность, пренебрегаю нападающих.
- 6.
«Весь день словес моих гнушахуся: на мя вся помышления их на зло». Всякий помысл их, говорит Пророк, устремлен на злоумышление против меня, отвращаются они от слов моих как от лживых, и отвергают приносимое оправдание.
- 7.
«Вселятся и скрыют: тии пяту мою сохранят, якоже потерпеша душу мою». Симмах яснее перевел сие: собирались тайно, и наблюдали следы мои, ожидая души моей. Сими же словами изобразил Пророк их подстережения, сети и козни.
- 8.
«Ни о чесом же отринеши я». Тебе нетрудно, говорит Пророк и крайне удобно их отразить, низложить и предать смерти. Сказал: «ни о чесом же» вместо: не трудно, легко.
«Гневом люди низведеши, Боже». Ибо подвергнешь наказанию не их одних, но и всех, вознамерившихся жить беззаконно.
- 9.
«Живот мой возвестих Тебе». Явно для Тебя все, что у меня, дела, слова, помышления. Так перевел и Симмах: внутреннее мое изчислено пред Тобою.
«Положил еси слезы моя пред Тобою, яко и во обетовании Твоем». Склонился Ты на слезы мои, говорит Пророк, и исполнил обетования. Ибо давая закон обещал внимать воздыханиям обиженных; сказано в законе: «иже воздохнет ко Мне, услышу его, милостив бо есмь» ((Исх 22:27)).
- 10.
«Да возвратятся врази мои вспять». Как скоро приимешь Ты молитву мою, враги побегут, и прекратится их смелость.
«В оньже аще день призову Тя: се, познах, яко Бог мой еси Ты». Получая просимое мною, самыми делами уверяюсь, как велико попечение Твое о мне.
- 11.
Ст. 11-12 О «Бозе похвалю глагол: о Господе похвалю слово». «На Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне человек». Не призвав Тебя, не решусь и речи начать; но произнесу ли краткое слово, или поведу длинную речь, украшу их Твоим именем, и, твердо надеясь на Тебя, буду пренебрегать человеческия козни.
- 12.
На Бога уповах, не убоюся: что сотворит мне человек?
См. Толкование на (Пс 55:11)
- 13.
«Во мне Боже молитвы, яже воздам хвалы Твоея». С признательностию, говорит Пророк, исполню обеты мои Тебе; ибо молитвами (ἐυχαῊ) называет обещания Богу. Так и в другом месте сказано: «воздам Тебе молитвы моя, яже изрекосте устне мои, и глаголаша уста моя в скорби моей» ((Пс 65:13). Потом показывает, по какому случаю и какия даны обещания.
- 14.
«Яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения, благоугожду пред Господем во свете живых». Воспользовавшись столькими благодеяниями и преодолев различныя козни, позабочусь о служении Тебе, и изберу такую жизнь, которая и Тебе будет угодна, и мне доставит вечную жизнь и оный свет, какой обещан живущим согласно с законом. Сие же, как сказал я, удобоприменимо и к блаженному Давиду, и к пленникам в Вавилоне. А применимо и к нам, которые терпим много козней от людей и от демонов, но при Божием о нас промышлении избегаем вреда, от них происходящаго.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 55