- 1.
«В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда посла Саул и стреже дом его, еже умертвити его». Саул, поработившись зависти, готовил смерть Давиду, и однажды хотел пронзить копьем разделявшаго с ним время Давида. Поелику же Давид уклонился и избежал смерти; то вознамерился опять захватить его в руки свои, и послав несколько человек велел стеречь дом его, показывая тем явную неприязнь. Но супруга Давидова, Саулова же дочь, извещает о том мужа и способствует ему спастись бегством в одно окно. А потом взяв «тщепогребальная» (так передает сие история – (1Цар.19:13), убирает одр, одеждами дает ему вид, что лежит на нем больный, и тем, которым приказано было стеречь, показывает издали, говоря, что Давид страждет некою болезнию. Сие происходило ночью; с наступлением же дня обман сделался явным и Саулу и оруженосцам. В сие-то время блаженный Давид, избегнув этого злоумышления, написал сей псалом. Но не много он говорит о бывшем тогда, более же предсказывает, прияв озарение Божия Духа и предузрев ярость иудеев на Спасителя нашего. Ибо Иудеи, приставив воинов стражами к Владычнему гробу, при наступлении дня, хотя нашли одежды, но не увидели уже стрегомаго Мертвеца; потому что воскрес Он, разрушив державу смерти. Посему блаженный Давид, взирая на злоумышления против него самаго составляемыя, и предвидя, что Бог Израилев, Создатель и Владыка всех, сущий от него по плоти, потерпит еще вящшее от иудеев, предрекает и призвание язычников и разсеяние иудеев.
- 2.
«Изми мя от враг моих Боже, и от востающих на мя избави мя». Справедливо прошение Пророка; потому что испрашивал избавлении от враждовавших неправедно. Потом описывает намерение врагов.
- 3.
«Избави мя от делающих беззаконие, и от муж кровей спаси мя»; то есть, враги мои гнусные убийцы и беззаконники, которым не причинял я ни малейшаго вреда.
- 4.
«Яко се, уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи». Употребляя всякаго рода ухищрения, покушаются убить меня, надеясь на собственную свою силу; но справедливость требует сперва потерпеть им обиду, и потом домогаться наказания за оную.
«Ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи». Нами, говорит Пророк, не сделано им ничего неприятнаго; не имея, в чем бы обвинить меня, замышляют мне смерть.
- 5.
«Без беззакония текох и исправих». Сие с большею справедливостию приличествует не Давиду, но сущему от Давида и Господу Давида. Ибо Он один «греха ни сотвори, ни обретеся лесть во устех Его» ((1Пет 2:22)). Но как прообраз говорит сие и блаженный Давид, не выдавая себя совершенно безгрешным, а показывая, что, не сделав никакой обиды Саулу, напротив же того во многом и многократно оказывая ему благодеяния, терпит всякия злоумышления, и что, хотя греха и не было, нападают на него, чтобы растерзать ни в чем не виновнаго пред ними. Так перевел и Симмах: когда и греха нет, так бегут, чтобы поразить.
«Востани в сретение мое и виждь». Умоляю же, говорит Пророк, Тебя, ясно все ведущаго, стать Судиею в этом деле.
- 6.
«И Ты Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки», Усмотрев безгрешность в едином Сущем от него по плоти и предузрев духом неистовое на Него востание единоплеменных иудеев, Пророк умоляет Господа сил и Бога Израилева оставить иудеев без призрения, обратить же всю промыслительность на язычников и озарить их светом Боговедения. А возвестив сие язычникам, предрекает и наказания иудеям.
«Да не ущедриши вся делающия беззаконие». Поелику пророческими очами узрел крест, и как бы слышал глаголющаго Господа: «Отче, отпусти им» грех: «не ведят бо, что творят» ((Лк 23:24)); то, гнушаясь чрезмерностию нечестия, умоляет о том, чтобы не было им прощения. Потом предвещает будущее оскудение у них духовной пищи.
- 7.
«Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес, и обыдут град». Как псы, говорит Пророк, обыкновенно ночью бегают по городским улицам, вынуждаемые к этому истощанием чрева: так и они будут лишены всякаго духовнаго о них промышления, и не пользуясь пророчественною благодатию, не будут вовсе иметь и святительскаго о них попечения, станут же бродить подобно псу, не удостоиваясь, по евангельскому слову, вкусить даже «крупиц, падающих от трапезы господей их» ((Мф 15:21)).
- 8.
«Се, тии отвещают усты своими, и мечь во устнах их: яко кто слыша?» Языком, говорит Пророк, совершают убийство, произнося слова, уподобляющияся как бы некоему копью и мечу. Свидетельствуют же о сказанном самыя дела. Ибо устами своими распяли они Владыку, вопия: «возми, возми, распни Его» ((Ин 19:15)). «Кровь Его на нас и на чадех наших» ((Мф 27:25)). С помощию же Пилатовых оруженосцев к словам приложили и дело, и пригвоздили Спасителя ко древу. Сие изрекло и пророческое слово: «тии отвещают усты своими, и мечь во устнах их: яко кто слыша». Слова, произносимыя ими, употребляют вместо меча, и делают это, говорит Пророк, как бы не было над ними надзирающаго. Сие означают слова: «яко кто слыша?» Осмеливаются делать сие, как будто никто и не видит, и не слышит того, что делается, и не потребует в том отчета. В таком смысле перевел Симмах, ибо вместо слов: «яко кто слыша?» поставил: как будто никто не слышит. Посему, провидя такую мысль их, Давид присовокупляет, говоря:
- 9.
«И ты Господи посмеешися им». Отваживаются они на это, но Ты и слышишь, и видишь, и посмеваешься их суетности.
«Уничижиши вся языки». Не только их, но и все народы преодолеть Тебе нет труда. Так и божественный Исаия, стараясь показать преизбыток Божией силы, сказал: «аще вси языцы, яко капля от кади, и яко притяжение веса, и аки плюновение вменишася, и вменятся: кому уподобисте Господа, и коему подобию уподобисте Его» ((Ис 40:15), 18)?
- 10.
«Державу мою к Тебе сохраню: яко Ты Боже заступник мой еси». Тебя, говорит Пророк, имею заступником и хранителем силы моей: потому что пользуюсь Твоим о мне промышлением.
- 11.
«Бог мой, милость Его предварит мя». Предупреждаешь всегда прошения, Владыка, и по преизбытку человеколюбия не ждешь молений.
«Бог мой, явит мне на вразех моих». Общими врагами признает Пророк врагов Спасителя. Потом, предсказывает, что будет с ними.
- 12.
«Не убий их, да не когда забудут закон Твой». Умоляю, говорит Пророк, не подвергать их конечной гибели; потому что многие из них уврачуются врачеством покаяния. А «в смерти несть поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе» ((Пс 6:6))? Посему, какое же угодно Тебе наложить на них наказание?
«Расточи я силою Твоею, и низведи я, Защитниче мой, Господи». Разсей их по целой вселенной, соделай скитальцами и пресельниками; потому что составили против Тебя злое совещание. Какое же именно, извещает о том Пророк.
- 13.
Ст. 13-14 «Грех уст их, слово устен их». И сие согласно с сказанным прежде. Ибо выше говорил Пророк: «се тии отвещают усты своими, и мечь во устнах их». И здесь опять обвиняет их в грехе уст и в слове устен, вразумляя всем этим, что несут наказание за те слова, какия произнесли единогласно, в ничто обращая правдивый приговор Пилата. Ибо, когда хотел отпустить Христа, как неповиннаго, они вопияли: «возми, возми, распни Его: кровь Его на нас и на чадех наших». Симмах перевел сие яснее: вместо слов: «расточи я силою Твоею», сказал так: изгони их силою Твоею, низложи их, заступник наш Господи, грехом уст их, словом устен их; то есть, соделай их скитальцами и из свободных рабами за грех уст их, за слово устен их. Так и при столпотворении злое согласие разрушил разногласием, и против вреднаго единомыслия дал предохранительное врачевство – разделение языков.
«И яти да будут в гордыни своей», то есть, на чтó отважились, тем и будут наказаны: не восхотев служить спасшему Христу, возлюбив же царство кесарево, и будут преданы в рабство кесарю.
«И от клятвы и лжи возвестятся в кончине». «Во гневе кончины, и не будут». Яснее перевел сие Симмах: да будут яты с гордынею их; скончай глаголющих клятву и ложь, истреби их во гневе, да не будут. Поелику прибегли к клевете, говоря, будто бы Им повелено не давать дани Кесарю ((Лк 23:2)), между тем как слышали совет Его, воздавать «яже Кесарева, Кесареви, и яже Божия, Богови» ((Лк 23:25)), предавали же Его многим проклятиям и злословили: то Пророк сказал, что сии проклятия, за клеветы и за грех уст потерпели они такую кончину. Кончиною же называет не конечную гибель, но то, что не наименуются уже они народом Божиим; потому что, разсеянные по вселенной и принужденные быть в рабстве у Римлян, лишены законнаго Богослужения, живут вдали от славнаго царственнаго града, нет о них царскаго радения, не пользуются они святительским о них попечением, не имеют у себя пророческой благодати. Посему слова: «не будут» значат: не будут уже составлять из себя особаго народа, живя в одной Палестине и именуясь народом Божиим. «Кончинами» также называет Пророк всякаго рода казни. Ибо и при Каие, четвертом кесаре, терпели великия беды, и при Нероне впали во многия несчастия, и Веспасиан завоевал большую часть городов иудейских, а Тит, приступив к Иерусалиму, разорил город и избежавших смерти поработив отвел в плен. И после этого впадали они в иныя всякаго родя бедствия; а равно и ныне в тех городах, в которых живут, при всяком случае неоднократно терпят несносныя страдания в наказание за клятву, за ложь, за грех уст, и на самом деле дознают, что Распятый есть Господь и Владыка всех. Сие сказал и Пророк:
«И уведят, яко Бог владычествует Иаковом и концы земли». То и удивительно, что до креста не веровали в Него и самые иудеи, а после сего позорнаго страдания владычествует Распятый над целою вселенной, и одни добровольно покланяются Ему, а другие неверующие принуждены служить Ему из страха.
- 14.
во гневе кончины, и не будут: и уведят, яко Бог владычествует Иаковом и концы земли.
См. Толкование на (Пс 58:13)
- 15.
«Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес, и обыдут град». Поелику Пророк сказал: «во гневе кончины, и не будут», то, чтобы иный не почел противоречием у Пророка же сказанному: «расточи я силою Твоею», весьма кстати повторяет сам себя и говорит, что они, на подобие томимых голодом и ходящих ночью по городу псов, будут жить, не вкушая никакой духовной пищи; потому что дела переменились: иудеи, древние сыны, за свое лукавство стали на чреде псов, а язычники, уподоблявшиеся древле псам, сподобились чести стать сынами.
- 16.
«Тии разыдутся ясти, аще ли же не насытятся, и поропщут». Симмах соединил это с предыдущим и выразился так: да возвратятся вечером, и да мятутся как псы, ходящие и кружащиеся по городу, чтобы не остаться на ночь голодными. По переводу же семидесяти должно разуметь сие так: подобно псам и они, будучи разсеяны по вселенной, взыщут духовной пищи; но не находя ея, потому что не уверовали в Предвозвещеннаго всеми Пророками, смятутся и поропщут, и в этом выказывая свое неблагодарное сердце.
- 17.
Ст. 17-18 «Аз же воспою силу Твою, и возрадуюся заутра о милости Твоей». Они, отважившись на это, потерпят столько бедствий, а я воспою милость Твою, и когда возсияет умный свет Твой и дарует вселенной утро, безмерное милосердие Твое прославлять буду во всех церквах.
«Яко был еси заступник мой, и прибпжище мое в день скорби моея». «Помощник мой еси, Тебе пою: яко Бог заступник мой еси, Боже мой, милость моя». Всегда пользовался я Твоею помощию, и при Твоем о мне промышлении избегал встречавшихся бедствий. Посему знаю Тебя единаго Бога, и называю Тебя источником милости и человеколюбия. Сие-то издалека провидев пророческими очами блаженный Давид, и бедствия иудеев предсказал, и сам дал обет песнословить всегда Владыку, и исполняет обеты свои, вознося песнопение устами благочестивых.
- 18.
Помощник мой еси, тебе пою: яко Бог заступник мой еси, Боже мой, милость моя.
См. Толкование на (Пс 58:17)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 58