- 1.
«В конец, в песнех, Давиду». Начало сего псалма состоит в связи с окончанием предыдущаго. Ибо, сказав: «о Бозе сотворим силу: и Той уничижит стужающия нам», Пророк научает пребывающий в плену народ, какую молитву надлежит принести Богу.
- 2.
«Внуши Боже моление мое, вонми молитве моей». Приими, говорит, прошение, Владыка, и благоволительно выслушай слова молитвы моей. Потом показывает, кто молящиеся.
- 3.
Ст. 3-4 «От конец земли к Тебе воззвах». Поелику Вавилон отстоял от Палестины на много переходов; то отведенные в плен будучи принуждены жить в вавилонской земле, представляли, что живут на краю вселенной.
«Внегда уны сердце мое: на камень вознесл мя еси». Умоляю же Тебя о том, чтобы от Тебя иметь мне утешение; потому что, болезнуя и оплакивая отяготевшия на мне бедствия, пользовался я Твоею помощию и преодолевал врагов.
«Наставил мя еси». «Яко был еси упование мое, столп крепости от лица вражия». Понадеявшись иметь часть в Твоем промышлении, не обманулся я в надежде. Ибо Ты соделался моим вождем и крепким столпом. При Твоей о мне попечительности, избегнув вражеских злоумышлений, улучу и возвращение.
- 4.
яко был еси упование мое, столп крепости от лица вражия.
См. Толкование на (Пс 60:3)
- 5.
«Вселюся в селении Теоем во веки, покрыюся в крове крил Твоих». Селением Божиим именует Иерусалим; потому что в нем Бог являл Свое присутствие иудеям. Посему Пророк говорит: когда сподоблюсь возвращения, неисходно буду пребывать в храме Твоем и пользоваться Твоим промышлением. Крилами называет попечение Божие; а слово: «во веки» Пророк употребил вместо: непрестанно.
- 6.
«Яко Ты Боже услышал еси молитвы моя: дал еси достояние боящимся имени Твоего». Всегда буду воспевать Тебя; потому что, прияв мои прошения, обетованное предкам нашим достояние даровал Ты нам, потомкам их. Говорят же сие иудеи, как скоро вступили в путь. Но должно знать, что в настоящих словах заключается намек на истинное достояние; а истинное достояние есть вечная жизнь, о которой Владыка Христос стоящим одесную агнцам сказал: «приидите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» ((Мф 25:34)). Сие-то достояние обетовал Владыка боящимся Его; иудеям же, как бы в прообразование, дал обетованную землю.
- 7.
Ст. 7-8 «Дни на дни царевы приложиши: лета его до дне рода и рода». «Пребудет в век пред Богом». Такую принесши молитву, получив просимое и исповедав за сие благодарение: просят Бога, дарованнаго им царя сохранить на долгое время. Царствовал же над ними тогда Зоровавель. Но к нему не применимы все слова пророчества. Сказанное: «дни на дни царееы приложиши» – приличествует и ему; прочее же прилично не ему, но по великому человеколюбию от него Произшедшему по плоти, как ведает Сам Произшедший. Ибо на Нем истинно исполняются слова пророчества: «лета Его до дне рода и рода, пребудет в век пред Богом». К Нему обращая речь, сей же Пророк сказал в сто первом псалме: «Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют» ((Пс 101:28)). Да и Зоровавель есть образ Владыки Христа: ибо как тот пленных из Вавилона привел в отеческую землю: так Владыка Христос все естество человеческое, соделавшееся пленным, возвел в прежнее благородство, и, разрушив державу смерти, даровал жизнь пребывающим под ея владычеством. «Милость и истину Его кто взыщет?» Кто в состоянии в точности дознать сокровенную и правдивую милость Божию? Ибо «судьбы» Божии «бездна многа» ((Пс 35:7)).
- 8.
Пребудет в век пред Богом: милость и истину его кто взыщет?
См. Толкование на (Пс 60:7)
- 9.
«Тако воспою имени Твоему во веки, воздати ми молитвы моя день от дне». Всегда буду песнословить Тебя, ежедневно поведывать милости Твои, и не нарушу обетов моих. Ибо молитвами называет Пророк обеты.
См. Толкование на (Пс 60:8)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 60