- 1.
«В конец, псалом Давиду». Божественный Давид, видя водворяющееся у людей нечестие и преобладание диавола, и наученный Всесвятым Духом о пришествии Бога и Спасителя нашего, приносит молитву, прося, чтобы настало оное, как можно скорее; и немедленно приемлет откровение будущаго; вместе и поучается, и предлагает учение о спасении человеческаго рода, о погибели врагов, кратко сказать, о необычайном изменении дел.
- 2.
«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его». Время воскреснуть Тебе, Владыка, говорит Пророк, и совершить спасение человеков. Все полчище врагов немедленно обратится в бегство, разсеянное светом Твоего пришествия. Воскресением же, как говорили мы неоднократно, называет не только прекращение долготерпения, но и то, что Спаситель мира, прияв за нас вольную смерть, по трех днях воскрес.
- 3.
«Яко изчезает дым, да изчезнут: яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия.» Как дым разсевается приражением ветров, и воск тает, приближаясь к огню; так Твоим пришествием, Владыка, совершенно будут приведены в бездействие неприязненные человеку. Названных у седмидесяти грешниками все прочие переводчики наименовали нечестивыми. Так называет их и еврейский текст и сирский переводчик.
- 4.
«А праведницы да возвеселятся». Когда же совершится сие, говорит Пророк, радости исполнится весь сонм праведных.
«Да возрадуются пред Богом, да насладятся в веселии.» Сим показал Пророк, что молитву сию принес он не против людей, но против демонов, враждующих на людей. Когда они будут разсеяны и приведены в бездействие, тогда возрадуются народы, и прославят спасшаго Бога. Ибо Пророк говорит.
- 5.
«Воспойте Богу, пойте имени Его: путесотворите возшедшему на запады, Господь имя Ему: и радуйтеся пред Ним». Здесь Пророческое слово предлагает священным Апостолам с ликованием и песнопением идти к язычникам, и уготовать путь Всецарю всяческих. Сие же сходно с тем, что сказал им Господь: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ((Мф 28:19)). Преподаянием сего учения и пакибытием крещения путь суровый обращался в гладкий и уготовлялся Богу, восхотевшему, по слову Пророка, вселиться и походить в них ((Лев 26:12)). Говорит же Пророк, что возшел Он на запады, означая тму, обымавшую тогда человеческия души. Симмах перевел сие: уравняйте путь ездящему по земле необитаемой. Необитаема же пустыня, и пустынею Божественное Писание называет часто язычников. Ибо сказано: «возвеселися пустыня жаждущая»1)((Ис 35:1)); и еще: «яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа» ((Ис 54:1)). Над сею-то пустынею, необитаемою, лишенною света, и потому названною западом, взошло Солнце правды, и разсеяло мрак, и необитаемую соделало храмом Своим.
- 6.
«Да смятутся от лица Его, отца сирых, и судии вдовиц». Ибо не стерпят пришествия Его, зная, что Он – правдивый судия. А попечительностию о вдовах, заботливостию о сиротах Пророк выразил правдивость Его Промысла, который демонов приводит в смятение и страх, как открывает нам божественная евангельская история. Ибо, слышим, сами они говорят; что нам и Тебе, Сын Божий? пришел Ты прежде времени мучить нас.
«Бог вместе святем Своем.» Поелику Пророк сказал: «да воскреснет Бог», и: «путесотворите позшедшему на запады»; то кстати присовокупил и сие, чтобы никто не мог подумать, будто бы Бог всяческих совершает дела Своего смотрения, переходя с места на место. Подобно сему сказанное Господом: «никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын человеческий, сый на небеси» ((Ин 3:13)). Ибо сим Господь, как показал неописуемость Божественнаго естества, так научил о Себе, что Он и снисшел, и пребывая долу, живя с человеками, был на небе, не отлучался от Отца.
- 7.
«Бог вселяет единомышленныя в дом, изводя окованныя мужеством, такожде преогорчевающыя живущия во гробех». Единомысленными называет Пророк тех, у которых одна цель, которые решились иметь попечение об одной только добродетели, и не предпочитают иногда одно, а иногда другое; Пророк говорит, что они вселяются в Божий дом. Окованными же именует обложенных узами греха, и о них предрекает, что, будучи разрешены от уз, сделаются мужественными. Таков был Матфей, таков Иаков Алфеев, таков Закхей; они, освободившись от уз неправды, весьма мужественно вступили в брань с оковавшим их. Но Пророк говорит, что не только окованных делает мужественными, но и тех, которые дошли до крайней степени злочестия и, как в смрадных гробах, вселяются в телах своих, вместе с первыми сподобит спасения.
- 8.
Ст. 8-9 «Боже, внегда исходити Тебе пред людьми Твоими, внегда мимоходити Тебе в пустыни»; «Земля потрясеся, ибо небеса кануша». Симмах перевел это так: когда предшествовал Ты, Боже, народу Твоему, ходя по необитаемой; земля потряслась, небо кануло; то есть, когда намеревался Ты проходить оною необитаемою и неприявшею еще в себя лучей света пустынею, восколебал и сотряс землю, с неба же уканул росу благодати. Совершилось же сие и в то время, как был Ты на кресте, ибо тогда земля потряслась и камни распались, и по возшествии на небеса, ибо тогда благодать Духа снизошла на Апостолов, как бы подобно каким каплям росы. Потом, яснее открывая иудеям Соделывающаго все сие, Пророк присовокупил:
«От лица Бога Синаина, от лица Бога Израилева». Кто являлся предкам нашим на горе Синае, говорит Пророк, тот и землю потряс во время страдания, обличая ваше безумие; Он даровал и благодать Духа.
- 9.
земля потрясеся, ибо небеса кануша от лица Бога Синаина, от лица Бога Израилева.
См. Толкование на (Пс 67:8)
- 10.
«Дождь волен отлучиши Боже достоянию Твоему». Что выше назвал Пророк каплями росы, то здесь именует дождем; потому что учителям подавалась благодать соразмерно с потребностию учащихся. Ибо дождем называет напоение учением. Наименовал же его вольным по произвольному желанию; потому что непринужденно напоевается человек, но, убедившись учением, приемлет благодать.
«И изнеможе, Ты же совершил еси е». Изнемогшим Пророк назвал не дождь, но достояние; изнеможением же наименовал востание злочестивых. Так и Господь сказал Павлу: «довлеет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается» ((2Кор 12:9)). Но и во время востания Ты утвердил и подкрепил подвижников; потому что они – Твое достояние, по пророчеству, в котором сказано: «проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли» ((Пс 2:8)), Так перевел и Симмах: которое усовершил и прочно основал; Акила же еще яснее выразил: и утомленное соделал Ты твердым; потому что утружденное гонениями достояние сохранил незыблемым.
- 11.
«Животная Твоя живут на ней». Животными Божиими называет Пророк священных Апостолов, чрез которых Господь отгнал прелесть и людей обратил к Боговедению. Так и о Павле сказано: «сосуд избран Ми есть сей, принести имя Мое пред языки и царми, и сынми израилевыми» ((Деян 9:15)). Они-то будут жить в достоянии Божием, то есть, среди язычников, – так возвещает пророческое слово. Живут же и до сего дня, не только освящая приближающихся к ракам вмещающим тела их, но и обращая человеческия души учением, заключающимся в их писаниях.
«Уготовал еси благостию Твоею нищему Боже». Сие, говорит Пророк, по благости Твоей даровал Ты обнищавшему естеству человеческому.
- 12.
«Господь даст глагол благовествующим силою многою». Наименованных выше животными называет здесь Пророк благовестниками. И поелику были они рыбари, мытари, скинотворцы, поставлены же учителями философов, софистов, риторов и величающихся даром слова; то кстати извещает, откуда почерпая струи учения, всех они напоевают.
- 13.
«Царь сил Возлюбленнаго, красотою дому Твоего разделити корысти». Симмах же перевел так: Господь дал речи благовествующим воинству многому. Цари воинств возлюблены, сделались возлюбленными, и обитание дома разделит корысти. Воинством же многим называеть уверовавших. Так и Апостол, пиша к Тимофею, говорит: «да воинствуеши, доброе воинство» (1Тим.1:18); и: « никто же воин бывая обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет» (2Тим.2:4). А царями воинств наименовал их учителей, и говорит, что они возлюблены и именуются возлюбленными. Так называет их и Господь: «вы друзи Мои есте. Не ктому вас глаголю рабы, но други» ((Ин 15:14)). Так и божественный Апостол говорит: «любовь Божия обдержит нас» ((2Кор 5:14)); и: «кто ны разлучит от любве» Христовой ((Рим 8:35))? И корыстями Пророк называет тех, которые древле собственные свои члены соделали рабами греха, и предали их в рабство диаволу. Их-то разделил священным Апостолам, одного поставив учителем римлян, а другаго – еллинов, одних соделав проповедниками у индов, а других у египтян. Сии корысти священным Апостолам разделила «красота дому». Дом же Божий, по словам божественнаго Апостола, суть уверовавшие ((Евр 3:6)), а красота дому – благодать Святаго Духа, украшающая и осиявающая его всяким обилием даров. И сие яснее раскрыл Пророк в присовокупленном.
- 14.
«Аще поспите посреде предел, криле голубине посребрене, и междорамия ея в блещании злата». Крилами голубиными Пророк называет благодать Духа, потому что в виде голубине снисшел на струи иорданския. Говорит же, что крила Его посребрены, а междорамия украшены золотом; потому что людям простым предлагает простейшее и удобнейшее к уразумению, а совершенным – более глубокое. Ибо тайны Мои – Мне и Моим. И одних, как несовершеных, напоевает млеком, а другим предлагает твердую пищу. Пределами же называет два завета. Посему в том и другом учении говорит: приступите, и узрите многоразличную благодать Святаго Духа. Повелевает же не просто приступить, но всегда прилежно внимать.
- 15.
«Внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне». И выше Апостолов назвал царями, как наследников небеснаго Царствия, подобно тому как в Пс.44-м наименовал их князьями. Ибо говорит: «поставиши их князи по всей земли» ((Пс 44:17)). Предсказывает же снисшествие Всесвятаго Духа, бывшее в день Пятьдесятницы, в который прияли они благодать различных языков. Посему сказует, что в то время, когда разделит им царство вселенной, и повелит начальствовать одному над теми, а другому над другими народами, соделает их блистающими и убелит подобно снегу. Предсказывает же и место, где сие будет; потому что Селмоном наименовал Иерусалим. Ибо, в нем пребывая, апостольский лик сподобился благодати Всесвятаго Духа.
- 16.
«Гора Божия, гора тучная: гора усыренная, гора тучная». Названных животными, благовестниками, царями именует и горою. Так и Господь в священном Евангелии сказал: «не может град укрытися верху горы стоя» ((Мф 5:14)). Так и Исаия взывает: «будет в последняя дни явлена гора Господня» ((Ис 2:2)). Называет же ее «тучною» и «усыренною», как доставляющую обильное питание пасущимся на ней стадам, и приявшую много тука от Божественной благодати.
- 17.
«Вскую непщуете горы усыренныя? гора, юже благоволи Бог жити в ней». Акила же перевел так: для чего состязуетесь горы надменныя с горою, которой возжелал Бог, чтобы возседать на ней? Пророческое слово сие обращено к иудеям и беззаконным еретическим сборищам, которыя именуют себя церквами. Оно говорит: для чего кичитесь, состязуясь и равняя себя с горою, которую Бог соделал своею обителию?
«Ибо Господь вселится до конца». Не какое-либо определенное время, как обитал Он у вас, иудеи, будет обитать и в горе сей; напротив того вечное в ней иметь будет жилище. Ибо сие означает сказанное: «до конца».
- 18.
«Колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих». У вас, иудеи, Бог имел малое число святых, на которых возседал, и с которыми был в общении, но не так будет и теперь. Ибо тьмы тем достойны Божия на них возседания; безчисленныя тысячи и тьмы гобзующих и плодоносящих Богу благочестие имеет новое достояние; все они благоустроены, достойны венцев, поспешают «к почести высшаго звания» ((Флп 3:14)).
«Господь в них в Синаи во Святем». Кто на Синае являлся предкам нашим, говорит Пророк, Тот самый правит и сими. Ибо не иный есть тот, и иный – этот, но один и тот же Господь всех, богатый во всех призывающих Его. Так пророческое слово, указав снисшедшаго и низложившаго полчище врагов, показывает Его же восходящаго и дарующаго свободу древле плененным.
- 19.
«Возшел еси на высоту, пленил еси плен». Восхождение дает видеть и нисхождение. Свидетель сему Апостол, который говорит «а еже, взыде, что есть, точию, яко и сниде прежде в долнейшия страны земли? Сшедый, Той есть и возшедый превыше всех небес» ((Еф 4:9)). «Пленил» же «плен», восприяв соделавшихся древле пленниками, и как бы снова пленив их и даровав им свободу.
«Приял еси даяния в человецех». Апостол сказал: «дал» ((Еф 4:11)). Совершено же то и другое. Ибо, приемля от приходящих к Нему веру, дарует благодать.
«Ибо непокоряющияся еже вселитися». Это яснее перевел Акила: даже не соглашавшихся поселиться. Не воззрел Ты, говорит Пророк, на прежнюю их непокорность, но, и видя противоречущими, продолжал благодетельствовать, пока не соделал их собственным Своим жилищем.
- 20.
«Господь Бог благословен, благословен Господь день дне». Справедливо Пророк подвиг язык свой к песнопению. Показав столь великое человеколюбие, говорит он, Ты достоин всегда быть воспеваемым.
«Поспешит нам Бог спасений наших». Кто даровал нам спасение, говорит Пророк, Тот уравняет и путь, чтобы не остаться нам не достигшими стольких благ.
- 21.
«Бог наш Бог еже спасати». Подаст же сие, будучи источником спасения.
«И Господня Господня исходища смертная». Ибо Господь отверз нам неисходную темницу смерти, сокрушил «врата медная», и сломил «вереи железныя» ((Ис 45:2)). Сие и дает видеть Пророк в присовокупленном.
- 22.
«Обаче Бог сокрушит главы врагов Своих, верх влас преходящих в прегрешениих своих». Он, говорит Пророк, отверз нам врата смертныя, сокрушив главы врагов, которые входили в разыскание человеческих прегрешений, не хотели оставит не разысканными даже волос головных. Под волосом же разумеет самый маловажный проступок. И смысл слов сих есть следующий: Бог в наказание согрешающим определил смерть. Диавол же, как безжалостный какой исполнитель казни, подвергая разысканию жизнь человечеекую, не опускает из вида и самаго маловажнаго, но предает смерти естество наше. Посему, увидев Владыку Христа облеченнаго тем же естеством, приступил к Нему, отыскивая вины смертной. Ибо сие сказал и Господь в священном Евангелии: «грядет сего мира князь, и во Мне не обрящет ничесоже» ((Ин 14:30)). Впрочем, и ничего не обретши, неправедно предал смерти. Сия-то неправда сокрушила его державу, а человекам отверзла ад, о чем пространнее сказано мною в словах о Промысле. Да и божественный Апостол сказал, что диавол имеет державу смерти ((Евр 2:14)).
- 23.
«Рече Господь: от Васана обращу, обращу во глубинах морских». Симмах же переводит так: сказал Господь: от Васана возвращу, из глубин морских. А Васан в переводе значит стыд; стыд же есть плод греха. Посему от греха и из глубин морских обратил нас Бог всяческих. Что же такое глубина морская, научает сему сам Пророк, взывая: «да избавлюся от ненавидящих мя, и от глубоких вод. Да не потопит мене буря водная ниже да пожрет мене глубина». ((Пс 68:15)).
- 24.
«Яко да омочится нога Твоя в крови, язык пес Твоих от враг от него». Симмах же переводит так: да сокрушит нога Твоя до крови, и язык псов Твоих полижет каждаго из врагов Твоих. Поелику Пророк показал, что Бог всяческих, как доблестный некий воитель, поборает врагов и освобождает порабощенных неправедно; то изображает словом и потоки крови, и попираемых мертвецов, которые притом брошены непогребенными и оставлены в снедь псам. Так и чрез Исаию взывает Господь: один истоптал Я точило, «и от язык» никто не был «со Мною, попрах я яростию Моею, и сведох кровь их в землю», и окропил «ризы Моя поражением их» ((Ис 63:3)).
- 25.
«Видена быша шествия Твоя Боже, шествия Бога моего Царя, иже во святем». Шествиями Божиими Пророк называет дела домостроительства; а святым – от семени Давидова восприятый храм. Всем человекам, говорит Пророк, явно стало промышление Твое, все познали различныя дела домостроительства Твоего.
- 26.
«Предвариша князи близ поющих, посреде дев тимпанниц». Здесь уже показывает Пророк веселие церквей; князьями же называет священных Апостолов, как соделавшихся архитектонами церквей, и девами тимпанницами хранящих девство и приносящих Богу божественное сладкопение.
- 27.
«В церквах благословите Бога, Господа от источник израилевых». Пророк показал прекращение Ветхаго Завета; потому что храм иудейский был один, а здесь предвозвещает множество церквей, в которых повелевает Господа всяческих воспевать от источник Израилевых. Источниками же Израилевыми справедливо иный назовет пророческия книги, из которых приносим сладкопение Богу. Но поелику кроме пророческих источников даровал нам Бог и апостольские; то Пророк справедливо присовокупляет:
- 28.
«Тамо Вениамин юнейший во ужасе». Акила же переводит: там Вениамин малый, обладающий ими; а по переводу Феодотиона: наставник их. «Вениамин» же «юнейший» есть блаженный Павел, произшедший от колена Вениаминова. Он юнейший, как после всех призванный и таким наименованный. Сверх того история Деяний называет его юношею ((Деян 7:58)). Он обладает в Церкви, наставляет в божественном, и желающих руководить ко спасению. Но был он и «в ужасе» от того, что Гонимый им и почитаемый мертвым – на небесах. Но поелику не блаженный только Павел, но и прочий лик Апостолов наставляют верующих в божественном; то справедливо пророческое слово упомянуло и о них.
«Князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли». Ибо от сих колен вели род свой прочие Апостолы. И именуемые братия Господни происходили из колена Иудина. Петр и Андрей, Иаков и Иоанн и Филипп были из селения Вифсаиды; а Матфей и Иаков, по сказанию истории, жили в Капернауме; Симон Зилот называется Кананитом; а это были селения галилейския: Завулон же и Неффалим Галилею имели своим жребием. На сие два есть свидетеля: Пророк и Евангелист, и один предсказывает, а другой приводит в свидетельство; говорят же так: «земля Завулоня, и земля Неффалимля, и прочии при мори живущии, и об ону страну Иордана, людие седящии во тме, видеша свет велий» ((Ис 9:1); (Мф 4:15)).
- 29.
Ст. 29-30 «Заповеждь Боже силою Твоею: укрепи Боже сие, еже соделал еси в нас». «От храма Твоего во Иерусалим». Симмах переводит так: повели, Боже, о силе Твоей. Укрепи, Боже, что соделал Ты нам, ради храма Твоего, который над Иерусалимом, то есть, утверди, Владыка, благодать, какую даровал ради храма Твоего, от нас Тобою занятаго, и посажденнаго «превыше всякаго начальства и власти и силы, и всякаго имени, именуемаго не точию в веце сем, но и во грядущем» ((Еф 1:21)). Ибо Иерусалимом Пророк называет вышний град, о котором блаженный Павел говорит: «а вышний Иерусалим: свободь есть, иже есть мати всем нам» ((Гал 4:26)). Посему просят ради родства с храмом утвердить данную благодать, чтобы ради начатка и все смешение насладилось сообщенным даром. Отсюда Пророк начинает предсказание об обращении царей.
«Тебе принесут царие дары». Ибо, прекратив гонение, воздадут достолепное чествование, как Богу. И как сами приемлют дань от подданных, так, подобно рабам и подданным, принесут они дары Тебе. Свидетелями сему собственныя наши очи, которыми видим истинность пророчества.
- 30.
От храма твоего во Иерусалим тебе принесут царие дары.
См. Толкование на (Пс 67:29)
- 31.
«Запрети зверем тростным»; в иных же списках читается: лесным. Но принять ли лес, или трость, тем и другим означается безплодие. Имеют же их жилищем своим мысленные звери, которых Пророк научил изгонять призыванием имени Божия.
«Сонм юнец в юницах людских, еже затворити искушенныя сребром». Юнцами Пророк называет все множество иудеев, за обычную их дерзость, а юницами людскими наименовал уверовавших из язычников, по новости их призвания. Посему пророческое слово предсказывает востания иудеев на благочестивых, бывшия в начале проповеди. Поступят же так иудеи, говорит Пророк, в намерении отлучить и даннаго благаго жребия лишить тех, которые, подобно разжженному серебру, оказались достоценными. Сие сказал о них и блаженный Павел: «ревнуют по вас не добре, но отлучити вас хотят» ((Гал 4:17)). Поелику же и между язычниками были прекословящие, предававшие святых различным смертям, то Пророк и о них справедливо говорит:
«Расточи языки хотящия бранем». Так, возвестив о прекословящих, Пророк обращает речь к уверовавшим.
- 32.
«Придут молитвенницы от Египта». Об Египте упомянул о первом, как издревле преобладавшем в нечестии. Упоминает же об Египтянахь и история Деяний, повествуя о собранных в день Пятьдесятницы, в которой снизошла на Апостолов благодать Всесвятаго Духа.
«Ефиопия предварит руку свою к Богу». И сие пришло в исполнение. Свидетель сему евнух царицы ефиопской Кандакии, котораго Филипп привел к истине. Потом Пророк призывает царства целой вселенной.
- 33.
«Царства земная пойте Богу, воспойте Господеви». Все живущие во вселенной, говорит Пророк, примите свет Боговедения, и за благодеяние принесите песнопение.
- 34.
«Возшедшему на небо небесе на востоки». Ибо Владыка Христос возшел не на видимое только, но и на превысшее, небо, и «седе одесную величествия», в превыспренней горнице Своего востока, ниспосылая лучи всем человекам.
«Се, даст гласу своему глас силы». Означает же сим Пророк по вознесении Спасителя нашего бывшее сошествие Всесвятаго Духа. Ибо и Господь наименовал оное силою, сказав: «вы же седите во граде» сем, «дондеже облечетеся силою свыше» (Лк.24:49). О гласе сем упоминает и блаженный Лука, говоря: «и бысть» глас «с небесе, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще» ((Деян 2:2)).
- 35.
«Дадите славу Богови». Сие сходно с узаконением Апостола; ибо говорит: «прославите Бога» в теле вашем и в духе вашем, «яже суть Божия» ((1Кор 6:20)). Воспользовавшись столькими благами, справедливо за все прославлять благодетеля.
«На Израили велелепота Его, и сила Его на облацех». Священные Апостолы, ведя род свой от Израиля, доказали величие Божие теми чудесами, какия они совершали; а после них приявшие дарование учительства, подобно некиим облакам, почерпая дождь из моря всесвятаго Духа, приносят людям орошение.
- 36.
«Дивен Бог во святых Своих». И все другие любители добродетели, говорит Пророк, уготовляются песнословить Бога, по слову Господа «да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела: и прославят Отца вашего, иже на небесех» ((Мф 5:16)).
«Бог Израилев, Той даст силу и державу людем Своим». Не просто Пророк упомянул здесь об Иакове, потому что Иаков, убоявшись Исава, а потом сподобившись Богоявления, укрепился и изгнал из сердца страх. Научает же нас слово сие, что Соделавший сильным Иакова и показавший его победителем неприязненных, и новый народ Свой укрепит и соделает непреоборимым и непобедимым.
«Благословен Бог». Приличное псалму окончание! Ибо сказание о столь многих благах и надлежало заключить песнопением.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 67