Глава 65

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90
  • 1.

    «В конец, песнь псалма воскресения». Сего прибавления нет ни в еврейском тексте, ни у других переводчиков, даже у седмидесяти в экзаплах; вероятно же сделано оное кем нибудь. И сей псалом божественный Давид написал от лица пленных в Вавилоне, но уже не молящихся о возвращении, а получивших оное и отправляющихся в путь. Псалом предсказывает вместе с сим и спасение язычников.

  • 2.

    «Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его». Все люди, говорит Пророк, участвуйте с нами в песнопении, и с нами совокупно воздайте Богу подобающее чествование. Справедливо весь род человеческий к таковому общению призывают иудеи; потому что в них предначертывалось спасение всех. Как иудеи избавились от рабства вавилонскаго; так все люди освободились от горькаго мучительства диавола. Потом научают, как возносить песнопение.

  • 3.

    «Рцыте Богу: коль страшна дела Твоя во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Теои»; то есть, удивляйтесь, сколько можете, чудесам, какия совершены Богом. Они так многочисленны и так велики, что злочестивые, по чрезмерности их, не верят им. Сказанное же: «во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои», – имеет и другой смысл, засвидетельствованный действительностию, а именно: когда светом Боговедения озарив вселенную, обратишь весьма многих к благочестию, тогда и одержимые тмою неверия примут наружно вид благочестия, отрицаясь нечестия. И сие, как видим, совершается непрестанно. Ибо многие, раболепствующие языческому заблуждению, не смеют открыто исповедовать оное, и иудеи, находясь в трудных обстоятельствах, воспевают победу креста и повсюду открывается истинность пророчества.

  • 4.

    «Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе: да поет же имени Твоему Вышний». Яснее выразил сие Симмах: все живущие на земле поклонятся Тебе, с сладкопением воспоют имя Твое. И это есть предречение о настоящем времени, в которое у всех народов песнословится Бог всяческих, и Владыка Христос у всех называется Вышним.

  • 5.

    «Приидите и видите дела Божия, коль страшен в советех паче сынов человеческих»; то есть, обратите мысль свою, и размыслите о каждом деле, какое совершается Богом, и подивитесь неизреченной Его премудрости, с каковою руководствует род человеческий к благочестию. Так Феодотион понимал слова: «страшен в совете паче сынов человеческих». А Симмах перевел: страшны средства для сынов человеческих, то есть, страшныя и чудныя средства употребляет для спасения людей. Потом Пророк описывает совершенное древле.

  • 6.

    «Обращаяй море в сушу, в реце пройдут ногами». Здесь переменено время: о прошедшем Пророк сказал, как о будущем. Впрочем другие переводчики удержали и самое время. Симмах говорит так: пременил море в сушу, реку перешли ногами. Сей Бог, дарующий нам спасение, есть тот же самый, который древле разделил море и реку, и предкам нашим повелел прейдти безбедно.

    «Тамо возвеселимся о Нем», то есть, при Иордане. Ибо, упомянув о сем и показав, как прешли Иордан предки, присовокупили Иудеи: «тамо возвеселимся о Нем».

  • 7.

    «Владычествующем силою Своею веком». Он имеет, говорит Пророк, негибнующую державу и безпредельное царство.

    «Очи Его на языки призираете». Не о нас только печется, но промышляет и о целой вселенной, и в скором времени всем сообщит познание о Себе. Так, ясно предвозвестив о сем, а потому духовными очами провидя противящихся проповеди, со всею ясностию предрекает их и неверие и высокомерие.

    «Преогорчевающии да не возносятся в себе». Феодотион назвал их уклоняющимися; Акила – отпадаюшими, но яснее выразился Симмах: непокоряющиеся да не возносятся в себе. Видим же и сего пророчества исполнение. Какие либо три или четыре эллина, оставшиеся в нечестии, высоко о себе думают, потому что не увлечены вместе с народом. Им-то внушает пророческое слово: «преогорчевающии да не возносятся в себе»; потому что раздражают они против себя правдиваго Судию и навлекают на себя справедливое наказание.

  • 9.

    «Положшаго душу мою в животь, и не давшаго во смятение ног моих». Ибо, предав меня людям злочестивым, не попустил мне совратиться и оставить путь правый. Заметить же надобно, что все сие говорит сонм благочестивых; потому что Бог послал с ними мужей, сияющих благочестием, как некиих наставников и пестунов, которые всех поощряют, просвещают и руководствуют к благочестию. Таков был Даниил, таков Иезекииль, таковы Анания, Азария и Мисаил. Им и тем, которые им подобны, прилично было сказать предлагаемыя здесь слова: ибо от их лица написала сие благодать Духа.

  • 10.

    «Яко искусил еси ны Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро»; то есть, попустил Ты нам потерпеть сие с тем намерением, чтобы всем показать истинное наше благочестие.

  • 11.

    Ст. 11-12 «Ввел ны еси в сеть, положил еси скорби на хребте нашем». «Возвел еси человеки на главы наша: проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой». Такова была пещь, в которой Дух веянием Своим прохлаждал подвижников. Сетию и сетию неизбежною был ров львиный, однако же Пророк по благодати Божией избежал ея. Вероятно же, что иудеев, как пленников и рабов, поработившие их били и заставляли терпеть жестокости. Потому и сказали они: «положил еси скорбь на хребте нашем, возвел еси человеки на главы наша». Из свободных стали мы рабами. Но избавившись от всего этого и получив возможность возвратиться, принесем Тебе узаконенныя жертвы. Ибо Пророк присовокупил и сие.

  • 12.

    Возвел еси человеки на главы нашя: проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой.

    См. Толкование на (Пс 65:11)

  • 13.

    Ст. 13-14 «Вниду в дом Твой со всесожжением, воздам Тебе молитвы моя», «яже изрекосте устне мои, и глаголаша уста моя вь скорби моей»: то есть, все что обещал я когда скорбел и молился, воздам с признательностию.

  • 14.

    яже изрекосте устне мои, и глаголаша уста моя в скорби моей.

    См. Толкование на (Пс 65:13)

  • 15.

    «Всесожжения тучна вознесу Тебе с кадилом, и овны, вознесу Тебе волы с козлы». Что надлежит приносить Тебе в жертву, то и принесу с усердием. Тучными назвал упитанных и утучневших животных. Ибо так и закон повелевал приносить в жертву животных непорочных и совершенных. Пророк Малахия проклинает тех, которые имеют у себя таковых животных, а в жертву приносят увечных. Это было началом бед и для Каина. И мы научаемся из сего чествовать Бога тем, что имеем у себя драгоценнейшаго.

  • 16.

    «Приидите, услышите, и повем вам, вси боящиися Бога, елика сотвори души моей»; то есть, не напрасно обещаюсь приносить сии дары, но воспользовавшись великими от Него дарами, о которых желаю сообщить ведение и вам, чтущим Бога. Так и в двадцать первом псалме Пророк сказал: «молитвы моя воздам пред боящимся Его» ((Пс 21:26)). А сим научаемся боящихся Бога иметь своими сообщниками и им преимущественно поведать о Божественном. Ибо сказано: «не дадите святая псом, ни пометайте бисер ваших пред свиниями» ((Мф 7:6)); и: тайны Мои – Мне и Моим [cлова сии по некоторым изданиям читаются у Пророка Исаии гл. 24 ст. 17].

  • 17.

    «К Нему усты моими воззвах, и вознесох под языком моим». А Симмах перевел так: Его призвал устами моими, и немедленно вознесся язык мой. Ибо как скоро принес моление, получил я просимое, и исполнившись веселия подвиг язык к благодарственному песнопению.

  • 18.

    «Неправду аще узрех в сердцы моем, да не услышит мене Господь». У Симмаха переведено так: если предусмотрел я неправду в сердце своем, да не услышит Господь; то есть, если, умоляя об освобождении меня от рабства и о возвращении моем, замышлял я по возвращении сделать какую либо неправду; то да не удостоюсь Божия благоволения. А что не лгу, свидетельствуют о сем дела.

  • 19.

    «Сего ради услыша мя Бог, внят гласу моления моего». Ибо узрев меня чистым от таковых помыслов, щедро сподобил даров Своих. Так сонм благочестивых, поведав о сем, заключает речь свою песнию.

  • 20.

    «Благословен Бог, иже не отстави молитву мою и милость Свою от мене»; то есть, песнопениями воздаю Благодетелю, приявшему молитву мою и даровавшему мне милость.