Глава 64

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89
  • 1.

    «В конец, псаломь Давиду, песнь Иеремиева и Иезекиилева, людий преселения, егда хотяху исходити». Сии слова: «песнь Иеремиева и Иезекиилева, людИй преселения, егда хотяху исходити», – прилагаются в некоторых списках, но их нет в еврейском, нет у других переводчиков, даже у семидесяти в экзаплах. И кажется надписание сие прибавил кто нибудь, не вникнув в мысль псалма и не изучив истории. Ибо во первых, Иеремия не участвовал в плене, но, получив дозволение жить, где хочет, избрал пребывание в отечестве. Притом псалом сей приличен вовсе не отходящим в пленение, но живущим в плену. Будучи вдали от отечества и желая воспевать Бога, но воспящаемые законом делать сие (ибо разсуждали: «како воспоем песнь Господню на земли чуждей» ((Пс 136:4)) в Вавилоне произнесли они, умоляя Бога: «Тебе подобает песнь Боже в Сионе, и Тебе воздастся молитва во Иерусалиме. Услыши молитву мою: к Тебе всяка плоть приидет». И все изречения псалма приличны живущим в Вавилоне. Желая возвращения, возносили они песнопение сие Богу. К предречению же о них присоединяется в псалме пророчество о спасении язычников.

  • 2.

    «Тебе подобает песнь Боже в Сионе, и Тебе воздастся молитва моя во Иерусалиме». В этом городе повелел Ты возносить Тебе песнь: посему умоляю, чтобы там была возсылаема Тебе молитва.

  • 3.

    «Услыши молитву мою». Приими моление мое и освободи меня от уз плена.

    «Тебе всяка плоть приидет». Сие заключает в себе ясное предречение о Боговедении язычников. Теперь, говорит Пророк, умоляем о том, чтобы возвратиться и возносить песнь в освященном Тебе храме; а чрез несколько времени весь род человеческий, избавившись от прелести многобожия, притечет к Тебе, истинному Богу.

  • 4.

    «Словеса беззаконник премогоша нас». Симмах переводит так: слова беззаконных возобладали мною, то есть, принужден я быть в рабстве у людей злочестивых и живущих в беззаконии. Потом Пророк открывает причину рабства.

    «И нечестия наша Ты очистиши», то есть, не несправедливо осужден я на рабство, но за нечестие, на какое я издавна отваживался, от котораго умоляю избавить меня по Твоему человеколюбию. После сего пленники начинают ублажать пребывание в отечестве; потому что оно наставляет в благочестии и руководит к оному.

  • 5.

    Ст. 5-6 «Блажен, егоже избрал еси и приял, вселится во дворех Твоих: исполнимся во благих дому Твоего»; то есть, счастлив и блажен народ, предпочтенный Тобою другим народам. Ибо, пребывая в священных дворах Твоих, пользуется приобретаемою там пользою и благословением.

    «Свят храм Твой», «Дивен в правде». Храм Твой исполнен святыни и входящих Твоими словесами поучает правде Твоей.

    «Услыши ны Боже Спасителю наш, упование всех концей земли и сущих в мори далече». Здесь опять Пророк предсказывает спасение вселенной, и напоминает предречение патриарха Иакова; ибо им изречено: «не оскудеет князь от Иуды, вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная ему: и Той чаяние языков» ((Быт 49:10)). Его-то и здесь Пророк назвал упованием «всех концей земли и сущих мори далече». А чрез сие означает как жителей островов, так и тех, которым досталось в удел населять по ту сторону лежащую сушу и пределы вселенной. Посему Пророк говорит: услыши нас Ты, Который в скором после сего времени озаришь весь род человеческий светом Боговедения. А потом изображает, сколько можно, силу Божию.

  • 6.

    Дивен в правде, услыши ны, Боже, спасителю наш, упование всех концей земли и сущих в мори далече:

    См. Толкование на (Пс 64:5)

  • 7.

    Ст. 7-8 «Уготовляяй горы крепостию Своею, препоясан силою»: «Смущаяй глубину морскую, шуму волн его кто постоит». Слово: «уготовляяй» Симмах перевел: утверждающий, и слово: «смущаяй» Феодотион заменил словом: укрощающий. Разумеет же Пророк следующее: горы делаешь Ты твердыми и неподвижными, а море, как угодно Тебе, приводишь в движение и снова утишаешь, так что не слышно и шума его; совершаешь же все сие неизреченною и неизмеримою силою, которою облагаешься как бы некиим поясом. Поелику, препоясанный с большим удобством делает, что хочет; то Пророк и Божию силу в переносном смысле наименовал поясом. А после сего начинает уже по порядку описывать благия действия новаго завета.

    «Смятутся языцы». Сим указываеть на проповедь Апостолов, которая мгновенно произвела в людях смятение и волнение, по изречению Господа. Ибо Он сказал: «приидох разлучити человека» с ближним его, «сына на отца своего, дщерь на матерь свою, невесту на свекровь свою» ((Мф 10:35)). А потом уже утишил бурю, и даровал мир.

  • 8.

    смущаяй глубину морскую, шуму волн его кто постоит? смятутся языцы,

    См. Толкование на (Пс 64:7)

  • 9.

    «И убоятся живущии в концах от знамений Твоих». Предшествовало смятение, а последовал страх, произведенный величием чудес, и научил благочестию.

    «Исходы утра и вечера украсиши». Человеки, пораженные страхом, при виде чудес, оставив прежнее заблуждение и познав истиннаго Бога, при наступлении и окончании дня, возносят приятное и угодное Богу песнопение. Сие выразил и Симмах: песнословят при наступлении утра и вечером.

  • 10.

    «Посетил еси землю, и упоил еси ю, умножил еси обогатити ю». Симмах перевел так: многоплодием обогати ее. Уже не нам одним приносишь духовное напоение, но до сытости напаяешь и целую вселенную: «умножил еси обогатити ю».

    «Река Божия наполнися вод». Симмах все три действия представил, как нечто желаемое: посети землю и напой ее и обогати ее многоплодием из потоков Божиих, наполненных водами. Неплодную же древле вселенную Владыка соделал и благоплод-ною и многоплодною, напоив ее из Божествен-ных потоков. А сии потоки Божии, исполненные вод, кто иные, как не божественные Апостолы, о которых сказал Владыка Христос: «веруй в Мя, якоже рече писание, реки от чрева его истекут воды живы» ((Ин 7:38)); и еще: «иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки: но» вода, юже Аз дам ему, будет источник воды живыя текущия в живот вечный ((Ин 4:14))? А река Божия, по переводу седмидесяти, есть благодать Духа, разделяемая на потоки; и на одного изливает она слово премудрости, другому сообщает ведение, иному дарование исцелений, а иному роды языков, и чрез них напаяет вселенную. «Уготовал еси пищу им, яко тако» (есть) «уготование». Симмах перевел так: плодотворным соделаешь всякое семя ея, так основал Ты ее. Ибо, освободив ее от прежняго заблуждения, соделаешь способною приносить зрелые плоды добродетели, которые и Тебя возвеселят, и произращающих препитают. А по переводу седмидесяти, приносимый плод служит пищею самим приносящим оный. Ибо сказано «уготовал еси пищу им, яко тако уготование Твое»; то есть, для того соделал Ты их приносящими плод, чтобы питались им.

  • 11.

    «Бразды ея упой». Из сего видно, что это есть предречение будущаго, а не описание бывшаго.

    «Умножи жита ея;» то есть, продолжай, Владыка, подобно браздам некиим, напоевать их умы и возбуждать к плодоношению.

    «В каплях ея возвеселится возсияющи». Возвеселят же и соделают ее процветающею благовременно приносимыя учителями капли росы.

  • 12.

    «Благословиши венец лета благости Твоея». Лето благости есть наименованное у Исаии «лето Господне приятно». Ибо сказано: «Дух Господень на Мне, Его же ради помаза мя, благовестити нищим посла мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение, и слепым прозрение, нарещи лето Господне приятно» ((Ис 61:1)). Посему летом благости именует Пророк время по вочеловечении Спасителя нашего, как приносящее Ему единый плод – благочестие. Сему-то времени пророческое слово испрашивает благословения.

    «И поля твоя исполнятся тука» «Разботеют красная пустыни, и радостию холми препояшутся». По явлении сей благости прежняя пустыня даст зрелый плод, и холмы, оскверненные бесовскими жертвами, прияв на себя непрестанно песнословящих Бога и возлюбивших ангельскую жизнь, соделаются как бы светлыми и знаменитыми. И сказанное подтверждается самым делом. Ибо видим, что все притекают к поселившимся на вершинах гор и упражняющимся в самой высокой добродетели.

  • 13.

    разботеют красная пустыни, и радостию холми препояшутся.

    См. Толкование на (Пс 64:12)

  • 14.

    «Одеяшася овни овчии». Овнами овчиими и Пророк Иезекииль именует сильных. Но Пророк обвиняет их, что паслись они на благой пажити, а останок ногами попирали, пили чистую воду, а останок ногами возмущали ((Иез 34:18)); но здесь и им предрекается доброе. Ибо Давид говорит, что одеялись и облеклись они: качество одежды сей показывает божественный Павел. Ибо говорит «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» ((Гал 3:27)). Поелику Владыка Христос первоначально избрал рыбарей, живущих трудами рук и в бедности; то благодать Духа предвещает также спасение богатых и властелинов. Посему говорит: «одеяшася овни овчии». Ибо, не другия только овцы, но и самые овцы приступают к спасительному крещению.

    «И удолия умножат пшеницу». И получившие в удел бедность, избрав жизнь благочестивую, принесут Богу плод свой, кто – тридцать, кто – шестдесят, кто – сто.

    «Воззовут, ибо воспоют». Все же поименованные выше со всем усердием воспоют Бога, даровавшаго роду человеческому такое пременение. Знаем, что иные писатели, поверхностно выразумев сказанное в псалме, утверждали, будто бы все сказанное в нем совершилось по возвращении из плена, и сверх свободы дарованы были иудеям плодородие и обильные дожди, так что наводнился Иордан, который, по словам их, и назван рекою Божиею. Но дознав из истории, что ничего подобнаго не было, что иудеи долгое время жили в великой бедности, как показал это Эздра; а притом нашедши в псалме ясное предречение о спасении язычников (в нем сказано: «к Тебе всяка плоть приидет», и: «услыши ны Боже Спасителю наш, упование всех концей земли, и сущих в мори далече»), – сообразным с сими изречениями признал я данный мною псалму сему смысл. А любители басен, мечтая о построении Иерусалима и разсказывая свои подобные сновидениям вымыслы, говорили, что сего еще не было, но будет по призвании иудеев: так к искажению иных догматов приложили они и эту баснь. Но мы, предоставляя им суесловить, будем держаться Божественных словес, взывая с Давидом: «светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим» ((Пс 118:105)).