- 1.
«В конец, о имущих изменитися, псалом Давиду». Псалом сей предуказует некое изменение. Сказуется же об иудеях, преселенных в Вавилон, и представлен в таком виде, как бы в нем переселенцы сии молятся и просят об освобождении. Вместе же с сим псалом предвещает освобождение от рабства, возвращение, и построение Иерусалима, кратко сказать, прежнее благоденствие Иудеи. Но заключает в себе и пророчество о Владычних страданиях и о конечной гибели, постигшей за сие иудеев. Поелику, что сами терпели от неприязненных, на то отважились против Благодетеля и Спасителя; то, чего желали врагам, на то самое и их осудил правдивый Судия.
- 2.
«Спаси мя Боже, яко внидоша воды до души моея». Молитву сию приносит сонм благочестивых. Водами же называет множество бедствий. Отвсюду, говорит, подавлен я скорбями.
- 3.
«Углебох в тимении глубины, и несть постояния». Симмах же перевел: погрузился я в безпредельныя глубины, и нет, на чем бы остановиться. Образ речи заимствован с падающих в морскую глубину, которые долгое время опускаются в низ и едва достигают до твердаго дна. Выражает же сим Пророк великость бедствий, какия постигли отведенных в рабство.
«Приидох во глубины морския, и буря потопи мя». Пророк испещряет речь различными изображениями, не находя достаточнаго к тому, чтобы выразить обдержащия народ скорби.
- 4.
«Утрудихся зовый, измолче гортань мой», то есть, непрестанно умоляя, до того взываю, что изнемогли даже самыя орудия слова. Под званием же разумеет Пророк усиленное напряжение умной молитвы.
«Исчезосте очи мои, от еже уповати ми на Бога моего». Сказано сие в переносном смысле; и образ речи взят с человека, который ждеть возвращения с чужей стороны кого-либо близкаго и знакомаго, и смотрит по дорогам. Утрудился я, говорит Пророк, ожидая Твоей помощи. Потом выраженное выше иносказательно представляет яснее.
- 5.
«Умножишася паче влас главы моея ненавидящии мя туне: укрепишася врази мои, изгонящии мя неправедно». Никто из любоведущих да не предполагает, будто бы сказуется сие от лица Бога и Спасителя нашего. Ибо, как замечено нами выше, псалом изречен не более, как от лица тех, которые из Иерусалима отведены в рабство в Вавилон. Говорит же народ: неприязненные превышают всякое число, облечены великим могуществом и враждуют на меня, не подавшаго им причины к ненависти.
«Яже не восхищах, тогда воздаях». В чем не сделал я никакой несправедливости, за то несу наказание. Ибо не как похититель, или сделавший обиду, говорит народ, отвожуся ими в рабство.
- 6.
«Боже, Ты уведел еси безумие мое, и прегрешения моя от Тебе не утаишася». Все знаешь Ты, Владыка, и ничто содеянное не скрыто от Тебя. Посему ведаешь, что я ни в чем не прегрешил пред ними, преступил же Твои законы. Сие подобно сказанному: «Тебе единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворихъ» ((Пс 50:6)).
- 7.
«Да не постыдятся о мне терпящии Тебе Господи, Господи сил: ниже да посрамятся о мне ищущии Тебе, Боже Израилев». Ожидав от Тебя спасения и обманувшись в уповании на Тебя, да не соделаюсь вредным для других примером; напротив того имеющие о Тебе ведение пусть из того, чтó делается со мною, дознают, что не стыд бывает плодом для тех, которые от Тебя надеются спасения.
- 8.
«Яко Тебе ради претерпех поношение, покры срамота лице мое». Исполняюсь стыда, слыша, как Тебя поносят; а надо мною часто издеваются враги, рабство мое называя Твоим безсилием.
- 9.
«Чужд бых братии моей, и странен сыновом матере моея». Изчисляет поводы к печали, побуждая тем к милости человеколюбиваго Бога, и сперва указал на укоризны злочестивых, а потом на разлучение с родными и близкими, потому что, как пленники и принужденные быть в рабстве, не имели они дозволения жить по сродствам.
- 10.
«Яко ревность дому Твоего снеде мя, и поношения поносящихь Ти нападоша на мя». Всего же более печалит и ввергаеть меня в скорбь запустение святаго дома Твоего и смех злочестивых; меня уязвляют хулы против Тебя.
- 11.
Ст. 11-12 «И покрых постом душу мою, и бысть в поношении мне»: «И положих одеяние мое вретище, и бых им в притчу». Об этом скорблю, и постом изнуряю тело; но и сие обратилось для них в повод к смеху. Сам себя мучу и одевшись во вретище, принимаю на себя печальный вид; но беззаконные и это приняли для себя за повод к осмеянию.
- 12.
и положих одеяние мое вретище, и бых им в притчу.
См. Толкование на (Пс 68:11)
- 13.
О «мне глумляхуся седящии во вратех, и о мне пояху пиющии вино». И в собраниях, и на пиршествах разглашают и осмеивают мои бедствия. В древности же народныя сходбища бывали у городских ворот.
- 14.
«Аз же молитвою моею к Тебе Боже». Симмах же перевел так: а молитва моя к Тебе, Господи, то есть, при таком положении дел, к Тебе возвожу очи, и от Тебя ожидаю помощи.
«Время благоволения, Боже». Симмах же выразил так: время примирения, Боже. Достаточно наложеннаго на меня наказания; время освободить от него, и показать Тебе Свое человеколюбие. Ибо благоволением Пророк называет благую Божию волю.
«Во множестве милости Твоея услыши мя, во истине спасения Твоего». Измеряй наказания не моими прегрешениями, но безмерною милостию Твоего человеколюбия, истинный же и правдивый суд Твой употреби против тех, которые делают мне столько зла. Потом снова иносказательно народ перечисляет бедствия, описанием их пытаясь подвигнуть на милость.
- 15.
«Спаси мя от брения, да не углебну». Уподобляюсь я упадшим в тинный ров и ожидающим себе смерти. Посему у Тебя прошу спасения.
«Да избавлюся от ненавидящих мя и от глубоких вод». Прошу освобождения и от врагов, и от причиняемых ими бедствий. Ибо глубиною вод Пророк назвал налагаемыя врагами наказания.
- 16.
«Да не потопит мене буря водная, ниже да пожрет мене глубина»; то есть, да не подавят меня множество и великость зол.
«Ниже сведет о мне ровенник уст своих». Не откажи мне в спасении, Владыка; не заключай для меня двери человеколюбия. Упадшие в кладязь, пока отверстие его открыто, имеют еще малую некую надежду освободиться оттуда; но когда и оно закладено, отчаяваются в спасении.
- 17.
«Услыши мя Господи, яко блага милость Твоя: по множеству щедрот Твоих призри на мя». По человеколюбию Твоему, а не по моему достоинству, даруй мне избавление от описанных мною бедствий. Поэтому воззри на меня, погрязающаго в бедах, и прекрати бедствия. Ибо одного явления Твоего достаточно, чтобы разогнать тучу скорбей.
- 18.
Не «отврати лица Твоего от отрока Твоего». Ибо делать сие обычно гневающимся, отвергающим моления согрешивших.
«Яко скорблю, скоро услыши мя». По чрезмерности болезни подай мне скорое облегчение.
- 19.
«Вонми души моей, и избави ю». Достаточно единаго воззрения Твоего, чтобы разсеять скорби.
«Враг моих ради избави мя». Хотя прегрешения мои превосходят меру всякаго извинения; но враги злочестивы и порабощены лукавству. Ради поношений, какия терплю от них, удели мне, Владыка, Твоего человеколюбия. Ибо сие Пророк выразил и в присовокупляемом.
- 20.
«Ты бо веси поношение мое, и студ мой, и срамоту мою: пред Тобою вси оскорбляющии мя». Ничто делающееся у нас не сокрыто от Тебя; но все Ты видишь, и их укоризны, и мой стыд. Ибо стыжусь и вместе скорблю, будучи укоряем ими.
- 21.
«Поношение чаяше душа моя и страсть: и ждах соскорбящаго, и не бе, и утешающих, и не обретох». Отвсюду поражаемый столь многими болезненными ударами, и ожидая других еще более мучительных, не имею никакого утешения. Причиняющие мне скорби превосходят число, но нет утешающаго, никто не облегчает горя моего участием в печали.
- 22.
«И даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта», то есть, и самую пищу сделали для меня горькою и неприятною.
- 23.
«Да будет трапеза их пред ними в сеть, и в воздаяние и в соблазн». Поэтому и их веселие премени, Владыка, в бедствия, пусть и сами впадут в тоже, что делали другим. Ибо трапезою Пророк назвал веселие, а сетию – наказания. Так перевел и Симмах: да будет трапеза их пред ними в сеть и в наказание, и послужит в уловление им.
- 24.
«Да помрачатся очи их, еже не видети». Наведи на них мрачную тучу бедствий.
«И хребет их выну сляцы». Осуди их, Владыка, на рабство, да впадут в тоже, что делают с другими, и всегда будут согбены в многотрудной работе.
- 25.
«Пролий на ня гнев Твой, и ярость гнева Твоего да постигнет их»; то есть на них обрати весь карающий гнев, подвергни их скорому и великому бедствию. Ибо словом: «ярость» Пророк выразил скорость (такова бывает ярость), а словом: гнев – продолжительность (таково свойство гнева): потому что ярость быстра и маловременна, а гнев, хотя медлительнее, однако же продолжительнее. Посему яростию гнева Пророк назвал наказание скорое и продолжительное.
- 26.
«Да будет двор их пуст, и в жилищах их да не будет живый». Во всех сих изречениях просит правдиваго приговора, и умоляет подвергнуть их тому, что ими сделано. Поелику враги, разбив Иерусалим и другие города иудейские, довели их до опустения; то умоляет народ иудейский, чтобы и их отечество потерпело тоже. И получил он просимое; потому что Вавилон опустел, и пребывает таковым до ныне. Но надлежит знать, что, чего иудеи просили Вавилонянам, обходившимся с ними злочестиво и лукаво, то потерпели они сами, когда с неистовством востали на Благодетеля и Спасителя. Ибо Вавилоняне делали для них пищу горькою, впрочем, не действительно давая им такую пищу, но трудным рабством отъемля у пищи естественную ея сладость; иудеи же, не потерпев никакой неправды, а напротив того испытав всякаго рода благодеяния, подавали Благодетелю своему желчь, и подобно какому-то вредоносному винограду даже самый оцет. А потому и иудеи подверглись тем же наказаниям, и трапеза их стала им «в сеть и в воздаяние и в соблазн»; потому что вместо прежняго благоденствия осуждены на рабство. И помрачились очи их, не терпя видеть истинный свет; и хребет их выну согбен рабством и нищетою за их надменность и жестоковыйность, «и двор их» стал «пуст», и никто из них не живет в жилищах иерусалимских. Посему подпали они собственным своим клятвам, и чего желали Вавилонянам, терпя от них обиды, то сами потерпели, оскорбив Благодетеля и став неблагодарными Ему. Посему-то и божественные Апостолы заимствовали отсюда свидетельства, разумея двоякое содержание пророчества. Но возвратимся к истолкованию того, что следует по порядку.
- 27.
«Зане егоже Ты поразил еси, тии погнаша, и к болезни язв моих приложиша», то есть, Ты, подвергая меня наказанию за беззаконие, предал им как исполнителям казни, но они обременили большими бедствиями вопреки Твоему повелению, и увеличили болезнь, причиненную мне грехом. В сей жестокости обвиняет их и Бог всяческих. Ибо говорит: «Аз вдах я в руку твою, ты же не дала им милости и старчий ярем отягчила еси зело», и юнаго не помиловала ((Ис 47:6)).
- 28.
«Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не внидут в правду Твою». Налагаемое за грехи наказание назвал Пророк беззаконием, и как бы говорит: на них, живущих беззаконно, наложи достойное наказание, и да не улучат благ, какия обыкновенно уделяешь праведным.
- 29.
«Да потребятся от книги живых, и с праведными да не напишутся». С сим сходно сказанное: «не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных» ((Пс 1:5)). О книгах сих упоминает Даниил; ибо говорит: «судище седе, и книги отверзошася» ((Дан 7:10)). Смысл же пророческих слов есть следующий: да не причастятся они того, что даешь Ты посвятившим себя Тебе; да не будут они иметь части в призвании, какого сподобимся мы по Твоему человеколюбию.
- 30.
«Нищь и боляй есмь аз: спасение» лица Твоего «Боже да приимет мя». Отсюда начинает уже Пророк предсказывать перемену обстоятельств, прекращение рабства и возвращение плененных. Потому и псалом надписан: «в конец о имущих изменитися»; потому что последовали с ними два противоположныя изменения; прибегнув к покаянию в Вавилоне, восприяли прежнюю свободу; а потом, с неистовством востав на Владыку, осуждены на совершенное рабство. Посему и то и другое предсказывает настоящий псалом. Сказанное же: «нищий и боляй есмь аз» значит: увидев меня в нищете, и испытуемаго многими болезнями, сподобил Ты спасения Твоего. А потому «Восхвалю имя Бога моего с песнию, возвеличу Его во хвалении».
- 31.
«Восхвалю имя Бога моего с песнию, возвеличу Его во хвалении». Не буду не признателен за благодеяния, но песнопениями воздам за милости, показав неведущим величие Его повествованием о благодеяниях.
- 32.
«И угодно будет Богу» моему «паче телца юна, роги износяща и пазнокти». Жертва же хвалы приятнее Ему будет тельца юнаго и тучнаго, у котораго едва наростают копыта, едва пробиваются рога. Слез достойно беззаконие иудеев, которые не хотят уразуметь, что служение подзаконное свойственно только детям. И вавилонские пленники дают обет по возвращении не жертвы принести, но песнословить Бога, потому что песнопение угоднее Богу. Но оставим обвинение их в настоящее время, перейдем же к истолкованию.
- 33.
«Да узрят нищии и возвеселятся». Все впадающие в подобныя бедствия от нас да заимствуют повод к благой надежде.
«Взыщите Бога, и жива будет душа ваша». Сверх сего советует достигать спасения упованием на Бога и молитвою.
- 34.
«Яко услыша убогия Господь, и окованныя Своя не уничижи». Ибо, увидев убожество, приял Он наше моление, и разрешил узы рабства: назвал же их Пророк окованными, потому что Господь Сам предал их в рабство.
- 35.
«Да восхвалят Его небеса и земля, море и вся живущая в нем». Всю тварь призываю к участию в песнопении; потому что языка человеческаго недостаточно к тому, чтобы поведать милости Божии.
- 36.
«Яко Бог спасет Сиона, и созиждутся грады Иудейстии». Приношу же Ему песнопение сие, видя Сион светлым и славным, и города иудейские, которые теперь опустошены, восприявшими прежнее благоденствие. Так, предвозвестив обновление городов, предрекает и множество обитателей.
«И вселятся тамо, и наследят и». Живущие теперь в плену, как скоро будут возвращены, построят собственные свои города, и вселятся в них, даже не сами только, но и дети и потомки их. Ибо сие присовокупил Пророк:
- 37.
«И семя рабов Твоих удержит и». Но поелику за неистовое востание на Спасителя постигнет их совершенная и конечная гибель; то Пророк справедливо приложил к псалму такое заключение.
«И любящии имя Твое вселятся в нем». – «Не вси бо сущии от Израиля, сии Израиль: ни зане суть семя Авраамле, вси чада» ((Рим 9:6)). Согласно же с сим и пророческое изречение: если число сынов Израилевых будет «яко песок морский, останок спасется» ((Ис 10:22)). Сие сказал и блаженный Давид: «и любящии имя Твое вселятся в нем». Ибо после креста и после онаго беснования псы изгнаны, а любящие Его вселились в Сионе, принося Ему жертву хвалы.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 68