Глава 72

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97
  • 1.

    «Окончишася песни Давида, сына Иессеева, псалом Асафу». И прежде говорили уже мы, что Асафа иные называли писателем псалмов, а иные певцем и наставником лика певцев; другие же утвеждали, что и сии псалмы изрек Давид, а Асаф написал. Но как угодно кому, так пусть и принимает сие. Ибо никакого вреда не произойдет от сего принимающим так или иначе. А мы, при озарении благодати, объясним смысл сего псалма. Народ, отведенный пленным в Вавилон, погружен был во многия всякаго рода бедствия. Видя же, что Вавилоняне, живя в злочестии и беззаконии, пользуются благоденствием и великим благополучием, а сами они находятся в затруднении и злострадании, Иудеи обратили мысли на Божественный промысл, размышляя и разсуждая, почему злочестивые во всем нимало не испытывают чего-либо скорбнаго, а наслаждаются всяким счастием, носясь попутным ветром. Благодать Всесвятаго Духа, провидя сие издалека, и устрояя служащее на пользу, как пленникам в Вавилоне, так и всем людям, начертала псалом сей, и помыслы их ясно изображая, и предлагая решение на их вопросы. Посему учение псалма пригодно для всех тех, которые так разсуждают, или говорят подобно пленникам в Вавилоне; предлагается же оно в таком виде, как будто бы возвратившиеся из плена пересказывают свои бывшия недоумения о промысле Божием.

    «Коль благ Бог Израилев». Речение: «коль» употребил Пророк не сравнительно, но показывая преизбыток благости; сказует же, что великую попечительность прилагает Бог и об Израили.

    «Правым сердцем». Но знают это не все, а только водящиеся правыми и здравыми помыслами. Так, похвалив правых сердцем, объявляет о буре собственных своих помыслов.

  • 2.

    «Мои же в мале не подвижастеся нозе». Не многаго недоставало к тому, чтобы совратиться мне с пути своего.

    «В мале не пролияшася стопы моя». А Симмах перевел так; едва не сокрушилось то, что подкрепляло меня, то есть, был я в опасности отказаться от здравых и поддерживающих меня помыслов, и подвергнуться величайшему поползновению; сие выражает слово: «пролияшася», как бы пролились, распались, утекли. Ногами же и стопами иносказательно называет Пророк помыслы. Потом излагает и причину.

  • 3.

    «Яко возревнова на беззаконныя, мир грешников зря». Как огнем меня жгло, когда видел, что живущие злочестиво и беззаконно пребывают в мире и великом счастии

  • 4.

    «Яко несть восклонения в смерти их». Акила перевел так: нет страданий в смерти их. А Симмах: не помышляли о смерти своей, то есть испытуемые в опасностях не отрекались от себя самих. Слово же: «восклонение» (ἀνάνευσις) означает отречение; ибо, намереваясь отречься от чего-либо, обыкновенно восклоняем голову.

    «И утверждения в ране их», то есть, не надолго приближается к ним скорбное.

  • 5.

    «В трудех человеческих не суть, и с человеки не приимут ран». Все дела у них текут благоуспешно, не несут они ни трудов, ни бедствий, ни наказаний, подобно другим людям.

  • 6.

    «Сего ради удержа я гордыня, их до конца: одеяшася неправдою и нечестием своим». Отсего вдались они в кичливость и надмение, и, не страшась наказаний за прежние грехи, увлеклись в большее беззаконие. Словом: «одеяшася», Пророк изобразил множество неправды, как бы отвсюду их окружающей.

  • 7.

    Ст. 7-9 «Изыдет яко из тука неправда их». Тук, как говорили мы неоднократно, означает благосостояние и благополучие. Посему, говорит Пророк, пребывая в таком благоденствии, со всею небоязненностию отваживаются делать неправду.

    «Преидоша в любовь сердца их». «Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша»: «Положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли». Недовольно для них делать неправду людям, но словами и помыслами, как стрелами, стараются поражать и самое небо. Дает же сим разуметь Пророк хулы на Бога, злословие о народе Божием, и поругания божественнаго храма. Но яснее выразил сие в псалме сорок первом: «быша слезы моя мне хлеб день и нощь», внегда глаголатися мне на всяк день: где есть Бог твой» ((Пс 41:4))

  • 8.

    Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша:

    См. Толкование на (Пс 72:7)

  • 9.

    положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли.

    См. Толкование на (Пс 72:7)

  • 10.

    «Сего ради обратятся людие Мои семо: и дние исполнени обрящутся в них». Пророческое слово, утешая предаюшихся малодушию, предложило сие нам, как изреченное Богом всяческих. Между тем как они произносили хулы на Бога, и подвергали нас злостраданиям, Бог всяческих дал о нас благое определение, обещая нам возвращение и по естеству определенную жизнь. Из сего явствует, что псалом приличен возвратившимся уже из плена и пересказывающим о том, что было в Вавилоне. Ибо сказано: «сего ради обратятся людие Мои семо», то есть в Иудею. Поэтому живущие в Иудеи говорят «семо», что вовсе не прилично было бы сказать пребывающим в Вавилоне. Днями же исполненными Пророк назвал старость, разумея, что возвратятся и будут жить до старости. Таким образом, указав на Божие обетование, снова возвращается к повествованию о хуле Вавилонян и о смущении помыслов.

  • 11.

    «И реша: како уведе Бог? и аще есть разум в Вышнем?» Симмах перевел яснее: сказали же: как познал Бог? Есть ли познание у Вышняго? То есть, Бог обетовал это; они же разсуждали сами с собой, что Бог и не смотрит, и не видит того, что происходит. Потом, показав этим нечестие их, объявляет собственные свои помыслы.

  • 12.

    «Се сии грешницы и гобзующии в век удержаша богатство». Живя в беззаконии, наслаждаются обильно благами, и пользуются непревратным благополучием. Слово: «в век» Пророк употребляет относительно к настоящей жизни; потому что и жизнь человеческую не редко называет веком; так говорит: «век наш в просвещение лица Твоего» ((Пс 89:8)).

  • 13.

    «И рех: еда убо всуе оправдих сердце мое». А я, видя, что они пиршествуют и тщеславятся богатством, размышлял: не безполезно же стяжание правды.

    «И умых в неповинных руце мои». Потому нашел для себя выгоду, пребывая вдали от живущих в лукавстве. Ибо выражение: «умых в неповинных», значит: сохранил себя неповинным, и не приобщился к злым.

  • 14.

    «И бых язвен весь день, и обличение мое на утрених». Позаботившись о правде, и избегнув общения с пороком, каждый день подвергаюсь оскорблениям и поруганиям.

  • 15.

    «Аще глаголах, повем тако: се роду сынов Твоих» преступил еси. Оставив другие помыслы, размышлял я сам с собою о следующем: ужели Бог нарушил заветы Свои с нами? Ибо «преступил еси» (ὴσυντέθεικας) сказано вместо: ужели нарушил Ты постановленные заветы? Сынами же называют себя самих; потому что так именует их Бог: «Сын Мой первенец Израиль» ((Исх 4:22)): «сыны родих и возвысих» ((Ис 1:2)).

  • 16.

    Ст. 16-17 «И непщевах разумети: сие труд есть предо мною», «Дондеже вниду во святило Божие: и разумею в последняя их». Но оставив другие помыслы, разсудил я, что в наказание за прегрешения Бог предал меня на труды и бедствия. Впрочем я возвращусь, узрю освященный храм Его, увижу злый их конец. Потом предварительно научается сему Божественною благодатию.

  • 17.

    дондеже вниду во святило Божие и разумею в последняя их.

    См. Толкование на (Пс 72:16)

  • 18.

    Ст. 18-20 «Обаче за льщения их положил еси им злая; низложил еси я, внегда разгордешася». «Како быша в запустение? внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое». «Яко соние» востающих. Все сие сбылось с Вавилонянами при Кире; потому что Вавилонян пленив поработил, а Иудеям даровал возвращение. Справедливо же Пророк благоденствие их уподобил сну; потому что явление настоящей жизни ничем не отлично от сновидения. И сие не трудно усмотреть на самих Вавилонянах. Ибо незадолго прежде кичившиеся и тщеславившиеся, как обладатели целой вселенной, внезапно утратили владычество и впали в крайнее рабство.

    «Господи во граде Твоем образ их уничижиши». Образ имеет цветность на время. Посему владычество Вавилонян Пророк уподобляет образу, сохраняющемуся малое время. Говорит же: «уничижиши» его, наказав за злочестие во граде Твоем.

  • 19.

    Како быша в запустение? внезапу изчезоша, погибоша за беззаконие свое.

    См. Толкование на (Пс 72:18)

  • 20.

    Яко соние востающаго, Господи, во граде твоем образ их уничижиши.

    См. Толкование на (Пс 72:18)

  • 21.

    Так разсуждал я, как огнем разжигаемый их беззаконием. Пророк возвращается к сказанному в начале: «возревновах на беззаконныя», и чтó там назвал ревностию, то здесь называет разжжением сердца.

    «И утробы моя изменишася». Утробами, как говорил я многократно, именует Пророк помыслы. Имея благочестивые помыслы, едва не совратился я, говорит он, по причине их кичливости.

  • 22.

    Ст. 21-23 «И аз уничижен, и не разумех». Симмах выразил сие яснее: был я неискусен и не сведущ. Недостатку же сему подвергся по неведению, не зная судов Твоих.

    «Скотен бых у Тебе». «И аз выну с Тобою». Но не подвергнусь более сему, и не соглашусь входить в какия-либо разыскания и любопытствовать о том, чтó домостроительствуется Твоею премудростию; напротив того, подобно вьючному животному, буду следовать за Твоими мановениями. Ибо в таком случае не лишусь Твоего о мне промышления. Как вьючное животное следует за ведущим, не любопытствуя, куда его ведут: так и я буду следовать, направляемый Твоею благодатию, не входя в изследования о Твоем промысле.

    «Удержал еси руку десную мою»: «И советом Твоим наставил мя еси, и со славою приял мя еси». Отсюда начинается речь о возвращении из плена, а именно: как снисходительный отец, нашедши заблудшаго сына, и взяв его за правую руку, вводит в дом, так и Ты возвратил меня в отечественную землю, освободив от рабства, дав удобство – пройдти странами многих народов, соделав меня знаменитым и славным.

  • 23.

    и аз уничижен, и не разумех, скотен бых у тебе.

    См. Толкование на (Пс 72:22)

  • 24.

    И аз выну с тобою: удержал еси руку десную мою,

    См. Толкование на (Пс 72:22)

  • 25.

    «Что бо ми есть на небеси? И от Тебе что восхотех на земли?» Акила перевел яснее: Кто у меня на небе? С Тобою и на земле не пожелал я никого. Речь вопросительная и имеет такой смысл: есть у меня надежда на небе. И ожидал, и ожидаю, что будешь благоволить ко мне на небе и на земле; потому что на небе не имею иного какого-либо Бога и попечителя, кроме Тебя, на земле никого не сравню с Тобою; но и на небе и на земле Тебя признаю Богом, и с любовию предаюсь Твоему владычеству.

  • 26.

    «Исчезе сердце мое и плоть моя». Посему-то и желаю, и жажду Тебя и душею и телом, и ожидаю Твоей помощи. «Боже сердце моего, и часть моя Боже во век». Ты – мой удел, мое наследие и наслаждение благами.

  • 27.

    «Яко се удаляющии себе от Тебе, погибнут: потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе». Сами себя соделывающие далекими от Твоей попечительности и избравшие служить идолам, плодом отступничества будут иметь погибель. Ибо любодеянием называет здесь Пророк идолослужение. Так говорит Бог и чрез Иеремию: «поидоша на всяку гору высоку, и под всяко древо листвяно, соблудиша тамо. И рекох: повнегда прелюбодействовати ей во всех сих, ко Мне обратися, и не обратися» ((Иер 3:6)); и еще: «и соблудила есть с древом и с каменем» ((Иер 3:9)); то есть, оставив Меня – жениха, послужила богам не существующим. Посему и здесь служение идолам назвал Пророк любодеянием. Но сказал сие не о Вавилонянах, а о тех, которые за нечестие соделались пленниками. Ибо они, имев женихом Бога, любодействовали, возлюбив рабство демонам. Но, научившись опытом целомудрию, взывают:

  • 28.

    «Возвестити ми вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони». За сие упование улучил я возвращение, и поведаю чудеса Твои в Иерусалиме. Ибо город наименовал Пророк дщерию Сиона. Как человеков называет сынами человеческими, так и Сион именует дщерию Сиона. Город же имел два именования; потому что он же в божественном Писании называется и Сионом и Иерусалимом.