- 1.
«В конец, в песнех псалом Асафу, песнь ко Ассирианину». Прибавления: «ко Ассирианину» не нашел я в ексаплах, но есть оно в других списках. Содержание же псалма следующее: он предвозвещает события при Сеннахириме, и наказание, которому подверглось воинство его.
- 2.
«Ведом во Иудеи Бог: во Израили велие имя Его». Ибо когда в одну ночь столько тысячь прияли смертоносный удар от ангела; тогда известным для всех соделался Бог всяческих, особенно промышляющий об Израиле и во Иудеи явивший Свое присутствие
- 3.
«И бысть в мире место Его, и жилище Его в Сионе». Ибо, по истреблении сего множества, оставшиеся бежали, соделавшись вестниками божественнаго могущества; для чего и не были истреблены с прочими. С сего времени город наслаждался миром, и все уразумели, что истинно благоволил Бог обитать в Сионе. Потом Пророк показывает, как «ведом» Бог «во Иудеи».
- 4.
«Тамо сокруши крепости луков, оружие и мечь и брань». Пред стенами градскими, говорит Пророк, истребив вместе тяжело вооруженных воинов и стрельцев и щитоносцев, вовсе безполезными соделал их оружия.
- 5.
«Просвящаеши Ты дивно от гор вечных». А Симмах перевел так: славен Ты и неизмеримо велик от гор добычи; потому что на горах наших, предав неприязненных в добычу смерти, всем явил Себя неизмеримо великим и славным. Ибо чудом сим просвещаешь неведущих, и научаешь кто Ты.
- 6.
«Смятошася вси неразумнии сердцем: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша»; потому что, превознесшись против Тебя мыслию, подверглись внезапному смятению по неразумию души. Думая предаться сну небоязненно, обманулись в надежде. Ибо за сном последовала смерть. Сие показывает и история; потому что возстав нашли одни мертвыя тела.
«Вси мужие богатства в руках своих». А Симмах перевел так: все мужи крепкие руками своими; то есть, ни сколько не помогла им сила рук, которою надеялись расхитить богатство всех. И показывая, что ни малой не получили от сего, пользы Пророк присовокупил.
- 7.
«От запрещения Твоего, Боже Иаковль, воздремаша вседшии на кони». По мановению Твоему немедленно пали кичившиеся тем, что знают искусство править конями. Словом: «воздремаша» Пророк изобразил скоропостижность смерти. Как дремлющий захотев легко засыпает; так и они прияли скорый конец жизни.
- 8.
Кто в состоянии противостать Тебе, и избежать насылаемаго Тобою наказания?
«Оттоле гнев Твой». Едва услышав хулы, мог Ты наказать виновных, но долготерпел, ожидая перемены.
- 9.
Ст. 9-10 «С небесе слышан сотворил еси суд», то есть, свыше произносишь приговоры, над кем Тебе угодно.
«Земля убояся и умолча:» «Внегда востати на суд Богу, спасти еся кроткия земли». Все исполнились страха, говорит Пророк, и перестали нападать на нас, узрев, что Ты, как некий судия, произносишь на них приговор, а те, которые водились правыми помыслами и возвещали помощь Твою, улучили спасение.
- 10.
внегда востати на суд Богу, спасти вся кроткия земли.
См. Толкование на (Пс 75:9)
- 11.
«Яко помышление человеческое исповестся Тебе: и останок помышления празднует Ти». Насладившись сими благами, песнопению посвящаем помыслы, и малой их части не обращая на другое попечение.
- 12.
Ст. 12-13 «Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему». Побуждают другь друга, и обещать дары, и исполнить обещания. Ибо стыдно и крайне не признательно, когда все сопредельные народы делают сие по страху, – сподобившимся благодеяния болезновать неблагодарностию. Сие самое и выразил Пророк в присовокупляемом: «Вси иже окрест его принесут дары». «Страшному и отъемлющему духи князей, Страшному паче царей земных». Принесут же дары, будучи устрашены соделанными чудесами, и дознав из самых дел, что Он есть истинно Бог, Который насылает смерть на властелинов и думающих о себе, что царствуют на земле.
- 13.
страшному и отемлющему духи князей, страшному паче царей земных.
См. Толкование на (Пс 75:12)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 75