Глава 73

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98
  • 1.

    «Разума Асафу». Пророческое слово, предвозвещая будущую конечную гибель Иерусалима, повелевает читающим узнать и уразуметь смысл псалма. Иные, не вникнув в историю, и не выразумев с точностию пророчества, содержащагося в псалме, применяли оный к событиям при Антиохе Епифане. Псалом говорит о сожжении божественнаго храма, о разрушении домов, о конечном разорении города; но не дознаем из истории чтобы сие было при Антиохе. Неприменим так же псалом и к осаде города Вавилонянами; потому что тогда имели многих Пророков: Иеремию, Урию сына Самеова, Иезекииля, Даниила; а псалом говорит: «несть ктому Пророка, и нас не познает ктому» ((Пс 73:9)). Если же неприменим псалом ни к Вавилонянам, ни к Македонянам; то явно, что предвозвещает конечную гибель Иудеев, какой подвергли их Римляне, после которой не было уже им возвращения; потому что несут наказание за нечестие против Спасителя. Достойна же удивления несказанная благость Владыки; потому что, и вполне провидя их непокорность, пророчеством о будущих бедствиях предприемлет отвратить от нечестия. Впрочем и самое начало псалма дает видеть, что таково содержание предречения.

    «Всякую Боже отринул еси до конца?» Ибо не седмьдесять лет определил им на рабство, как при Вавилонянах, и не седмь с половиною годов, как, по пророчеству Даниилову, при Антиохе, но до конца отринул и осудил на конечную гибель.

    «Разгневася ярость Твоя на овцы пажити Твоея». Непреложно негодование Твое на овец Твоих.

  • 2.

    «Помяни сонм Твой, его же стяжал еси исперва». Издревле и от начала назывался Ты нашим Богом, а мы именовались народом Твоим, Владыка.

    «Избавил еси жезл достояния Твоего». Твоею воспользовавшись помощию, избавились мы от египетскаго рабства. Достоянием же (κληρονομία) назвал их и блаженный Моисей. Ибо говорит: «и бысть часть Господня, людие Его Иаков, уже наследия» (κληρονομία) «Его Исраиль» ((Втор 32:9)). А жезлом Пророк наименовал царский скиптр, как бы так говоря: от начала были мы Твоим уделом, именовались Твоим жребием, к Твоему принадлежали царству. Так и в сорок четвертом псалме царский скиптр назвал жезлом. Ибо сказал: «жезл правости, жезл царствия Твоего» ((Пс 44:7)).

    «Гора Сион сия, в ней же вселился еси». Освободив же нас от египетскаго рабства, ввел Ты в землю обетованную отцам, и освятил Себе гору Сион, чтобы, как в некоем царском чертоге обитая на ней, править народом Твоим. И сие предсказано было, когда не был еще построен храм в Иерусалиме; потому что после Давида и Асафа создал его Соломон.

  • 3.

    «Воздвигни руце Твои на гордыни их в конец», Потребуй у них отчета за кичливость. Выражение же; «воздвигни руце Твои», употреблено в переносном смысле, и взято с тех, которые руками наносят удары погрешившим. Пророчественная благодать изрекла сие, зная, что враги живут в злочестии; потому что не о Распятом ревнуя, но желая поработить вселенную, предприняли оную брань. Впрочем Бог употребил их, как исполнителей казни, чрез них наказуя нечествовавших.

    «Елика лукавнова враг во святем Твоем». И еврейский текст, и прочие толковники, и седмьдесять в ексаплах поставили не во множественном числе: «во святых», но в единственном: «во святем Твоем», чтобы явствовало, что произносящие это говорят о храме, сетуя и плача о том, что Римлянами сделано с храмом. С сим разумением согласно и присовокупляемое.

  • 4.

    Ст. 4-7 «И восхвалишася ненавидящии Тя посреде праздника Твоего». Ибо в праздник пасхи, когда по закону собран был весь народ, Тит, подступив с войском, осадил столицу Иудеев. Поелику в праздник пасхи пригвоздили ко кресту Спасителя; то в это же время несут наказание за нечестие.

    «Положиша знамения своя знамения, и не познаша», «Яко во исходе превыше»; то есть трофеи, которые служат знамениями и знаками победы, воздвигли над нашими вратами соделав победу сию знаемою для всех потомков. И Пилат вопреки закону внес в город царския знамена, и римские цари на камне во вратах изваяли свиную голову. Из всего же этого дознали Иудеи, что лишены они Божественнаго попечения. Сие и Господь предсказал в божественном Евангелии. «Егда убо узрите мерзость запустения, стоящу на месте святе: иже чтет, да разумеет: тогда сущии во Иудеи, да бежат на горы» ((Мф 24:15)).

    «Яко в дубраве древяне секирами разсекоша». «Двери его вкупе: сечивом и оскордом разрушиши и́». Употребив орудия древосеков и древоделей, и стены разрушили, и двери домов прорубили, как дуб изсекли все искусно и прекрасно выработанное.

  • 5.

    яко во исходе превыше: яко в дубраве древяне секирами разсекоша

    См. Толкование на (Пс 73:4)

  • 6.

    двери его вкупе, сечивом и оскордом разрушиша и.

    См. Толкование на (Пс 73:4)

  • 7.

    «Возжгоша огнем святило Твое: на земли оскверниша жилище имене Твоего». Не довольно для них было разорить другия здания, но простерли неистовство и на храм, Тебе посвященный, и иное предали огню, а иное разрушили руками, с тем, что свято, поступая как с вещами обыкновенными.

  • 8.

    «Реша в сердце своем южики их вкупе: приидите и отставим вся праздники Божия от земли». «Знамения их не видехом: несть ктому Пророка, и нас не познает ктому». В великом между собою согласии устремившись на нас, имели они одну цель – разорить данный Тобою закон. Ибо под словом: «праздники» Пророк разумел житие согласное с законом. Отважились же на это, говорит он, не усматривая чудес, бывших при наших предках, и не будучи обличаемы пророчественною благодатию. Ибо Иудеи внезапно лишены были всего этого. А по возвращении из плена они имели еще многих Пророков, Аггея, Захарию, Малахию; и прежде них бывшие Пророки и народу и царям предсказывали будущее, открывали замыслы врагов, что не трудно дознать из истории.

  • 9.

    Знамения их не видехом: несть ктому пророка, и нас не познает ктому.

    См. Толкование на (Пс 73:8)

  • 10.

    «Доколе Боже поносит враг? раздражит противный имя Твое до конца?» Долго ли будешь предавать нас их беззакониям и долготерпеливо сносить хульныя речи их?

  • 11.

    «Вскую отвращаеши руку Твою и десницу Твою от среды недра Твоего в конець?» Недро Божие – сокровище благ; а рука – деятельная сила. Почему не подаешь благ, как обычно Тебе, но отъемлешь руку от недра? Пророк говорит сие в переносном смысле, заимствовав образ речи с тех, у кого недро наполнено, и их просят, но не хотят они дать, отвращают же руку назад.

  • 12.

    «Бог же царь наш прежде века». Мы издревле и из начала знаем, что Ты – царь, и как от царя пользуемся от Тебя дарами.

    «Содела спасение посреде земли». Подлинно явным для всех соделал Ты бывшее о нас Твое попечение. Сказано: «посреде земли», в значении: в виду всех.

  • 13.

    Ст. 13-14 «Ты утвердил еси силою Твоею море». Ибо, когда бежали от Египтян, и путь преграждало море, даровал Ты оную необычайную стезю, текучее естество соделав плотным, и из волн по обе стороны устроив стены.

    «Ты стерл еси главы змиевы в воде:» «Ты сокрушил еси главу змиеву». Змиями Пророк называет Египтян, а главами змиев – их вождей, начальников полков и дружин; под наименованным же в единственном числе змием разумеет Фараона, предводительствовавшаго многими князьями. Потому и сказал, что имеет он много глав. Но всех их, говорит Пророк, потопил Ты, и для нас утвердил море, а для них разрешил, и заметал их морскими волнами. «Дал еси того брашно людем ефиопским». Ефиопляне, будучи сопредельны с Египтянами, вели с ними частыя войны; но когда Фараон с войском отдан в добычу морю, тогда Ефиоплянам не трудно уже стало одолевать Египтян. И как голодный легко истребляет пищу, так без всякаго труда побеждали их Ефиопляне. Посему пророческое слово говорит: «дал еси того брашно людем ефиопским», то есть, соделал Египтян удобоодолеваемыми так, что во множестве истребляли их Ефиопляне.

  • 14.

    ты сокрушил еси главу змиеву, дал еси того брашно людем ефиопским.

    См. Толкование на (Пс 73:13)

  • 15.

    «Ты расторг еси источники и потоки». А в еврейском тексте и у других толковников сказано: источник. Но скажем ли: источник, или источники, не погрешим против истины. Ибо источником пророческое слово называет воду, истекшую из камня; но она разделившись проложила себе многия стези так, что многия тысячи народа могли удобно насладиться сею влагой. Находим же, что было сие не один раз, но двукратно. О первом чуде извещает книга Исход, а о другом книга Чис. И Пророк справедливо наименовал источником камень, источивший водныя потоки. Назвал же их еще потоками, как неестественным образом текущие, но тогда только в первый раз истекшие. Как поток течет не всегда, но составляется из дождевых вод, так и оная вода дана была по Божиим мановениям.

    «Ты изсушил еси реки ифамския». А Симмах перевел так: Ты изсушил реки древния; потому что повелел в пустыне течь рекам, которых нет, и не было от начала, и восхотел, чтобы престали течь реки, бывшия прежде, и издревле имевшия течение. Сие говорит Пророк и в другом псалме: «положил есть реки в пустыню, и исходища водная в жажду, землю плодоносную в сланость, от злобы живущих на ней. Положил есть пустыню во езера водная, и землю безводную во исходища водная, и насели тамо алчущия» ((Пс 106:33)). Ибо изсушил реки у Содомлян, Гоморрян и других, обитавших окрест за беззакония жителей, а земле безводной из камня дал водотечи, снабжая водами народ жаждущий. Ибо не трудно для Него, как угодно, пременять течения вод. Но пророческое слово дает разуметь еще и иное, а именно, – что Иудеям за беззаконие не даст более пития из пророческих рек, а язычников – сию древле пустыню – оросит струями вод из камня. «Камень же», как говорит божественный Апостол, «есть Христос» ((1Кор 10:4)). И все, что было сказано, начиная с слов «содела спасение посреде земли», заключает в себе прообразование благодеяний, нам оказанных. Ибо и там водами освобождение от рабства, и здесь водами же начало свободы. Там в водах стерты главы змиев, а здесь владычество демонов сокрушено благодатию крещения. Египтяне после моря стали удобоодолимыми для Ефиоплян, и наши враги после святой купели соделались удобопреоборимыми для тех, которые имели прежде очерненныя души. Но желающим вникнуть не трудно усмотреть и иное сему подобное. А мы возвратимся к непрерывной связи толкования.

  • 16.

    Ст. 16-17 «Твой есть день, и Твоя есть нощь: ты совершил еси зарю и солнце». «Ты сотворил еси вся пределы земли: жатву и весну Ты создал еси я». От благодеяний частных Пророк обратил слово к благодеяниям общим, и научает, что Бог всяческих есть Творец всего, создатель дня и нощи, податель света, зиждитель солнца и властитель времен; потому что словами: «весна и жатва», означил Пророк годовыя перемены времени. Вместо же сего: «Ты сотворил вся пределы земли», Акила и Феодотион перевели: воздвиг, а Симмах: поставил. Показывает же пророческое слово, что Бог дал земле бытие, и отделил на ней иное на равнины, а иное на горы и холмы, иное же соделал углубленным для принятия в себя озерных и морских вод.

  • 17.

    Ты сотворил еси вся пределы земли: жатву и весну ты создал еси я.

    См. Толкование на (Пс 73:16)

  • 18.

    «Помяни сия». Создатель столь многих и великих тварей, сотворив все сие, говорит Пророк, «помяни сия», то есть, помяни «сонм егоже стяжал еси исперва». Ибо к сему придал Пророк и следующее:

    «Враг поноси Господеви, и людие безумнии раздражиша имя Твое;» то есть, не на нас обрати взор, но на хулы неприязненных.

  • 19.

    «Не предаждь зверем душу исповедующуюся Тебе». Не просто о всех умоляеть пророческое слово, но просить благ исповедающим Божественное имя. Зверями же называет жестокость врагов.

    «Душ убогих Твоих не забуди до конца». Убогими могут быть названы смиренномудрые. Ибо: «блажени нищии духом; яко тех есть Царствие небесное» ((Мф 5:2)).

  • 20.

    «Призри на завет Твой: яко исполнишася помраченнии земли домов беззаконий». Ибо у не насладившихся блистанием света Твоего, но возлюбивших тму неведения, домы исполнены беззакония и следующаго за оным наказания, то есть, они преданы всякаго рода бедствиям, потому что предпочли тму.

  • 21.

    «Да не возвратится смиренный посрамлен». Умоляем о том, чтобы нам не остаться не получившими просимаго и не быть отосланными со стыдом.

    «Нищь и убог восхвалита имя Твое». Имеющие нужду в Твоей помощи и сподобившиеся оной, обыкновенно приносят Тебе песнопение.

  • 22.

    «Востани Боже, суди прю Твою; помяни поношение Твое, еже от безумнаго весь день». Весьма прилично Пророк переменил местоимение. Не сказал: «прю мою», но говорит: «прю Твою»; то есть я законно потерпел это, а они отважились на многия хулы против Тебя.

  • 23.

    «Не забуди гласа молитвенник Твоих: гордыня ненавидящих Тя взыде выну». И здесь гордыню врагов поставляют в некоей связи с собственным своим лицем, умоляя сподобить их некоторой пощады не ради их самих, но по причине врагов.