Глава 74

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99
  • 1.

    «В конец, да не растлиши, псалом песни Асафу». А Симмах перевел: победный о нетлении псалом Асафу. Поелику псалом сей содержит в себе предречение о праведном суде Божием, и предвозвещает, как погибель делателям лукавства, так благия воздаяния любителям добродетели; то пророческое слово не без основания повелевает в надписании, не растлевать благочестивых помыслов, но хранить их здравыми и наследовать нетление. И сей псалом изрекается от лица пленников в Вавилоне, дающих обет песнословить Бога, если сподобятся Божией милости.

  • 2.

    Ст. 2-3 «Исповемыся Тебе Боже, исповемыся Тебе, и призовем имя Твое». И из сего явствует, что изрекли сие, не улучив еще возвращения; дают же обет песнословить Бога и возвеличиться досточтимым именем Его. Ибо сказанное: «призовем имя Твое», означает; снова будем именоваться Твоим именем, и наречемся народом Твоим.

    «Повем вся чудеса Твоя». «Егда прииму время». А Акила и Симмах переводят так: когда будет собрание; то есть, когда возвратимся и будем собираться в Твой священный храм, тогда законно станем и Тебя песнословить, и возвещать благодеяния Твои неведущим. Ибо то время дозволит нам сделать сие, а ныне взываем: «како воспоем песнь Господню на земли чуждей» ((Пс 136:4))? Так пророческое слово, научив, что надлежало говорить пленникам в Вавилоне, показывает, как Бог отвещает на данные обеты и говорит;

    «Аз правоты возсужду», то есть, по закону воздам справедливость и вам и Вавилонянам.

  • 3.

    Егда прииму время, аз правоты возсужду.

    См. Толкование на (Пс 74:2)

  • 4.

    «Растаяся земля и вси живущии на ней»; потому что Я – Судия целой вселенной, и на всех наложу достойныя наказания.

    «Аз утвердих столпы ея». Я – над всем властелин, как Создатель всего. Ибо Я сотворил и основал землю, как некиими столпами подпирая ее Моими уставами, «повеление положих, и не мимо идет» ((Пс 148:6)). Посему, и как судия не хочу наказывать, но предсказываю наказания, чтобы согрешающих угрозою соделать целомудреннейшими, и увещаваю, и советую возненавидеть всякий вид беззакония, позаботиться же о правдивом и скромном образе мыслей. Сему учит и в присовокупляемом:

  • 5.

    «Рех беззаконующим, не беззаконнуйте: и согрешающим, не возносите рога». Ибо из всех недугов самый жестокий не только грешить, но и величаться этим.

  • 6.

    «Не воздвизайте на высоту рога вашего». Потом показывает Пророк, какую разумеет высоту.

    «И не глаголите на Бога неправду». Животныя, у которых есть рога, слишком величаются ими. Пророческое же слово увещавает, не увеличивать беззакония высокомерием и не отверзать уст против Бога.

  • 7.

    Ст. 7-9 «Яко ниже от исход, ниже от запад, ниже от пустых гор»: «Яко Бог судия есть». Исходами Пророк назвал восток (так показывает и пятое издание), а пустыми горами – северныя и южныя страны; потому что оныя по чрезмерному холоду и жару остались совершенно необитаемыми. Посему Пророк учит, что не возможно избежать суда Божия; потому что достигнет ли кто востока, покусится ли уйдти на запад, или на юг, или на север, – везде подлежит Божию приговору. Потом учит, что перемены в жизни бывают по Божию определению.

    «Сего смиряет, и сего возносит». «Яко чаша в руце Господни, вина не растворена исполнь растворения, и уклони от сея в сию». О сей чаше учит и пророчество божественнаго Иеремии. Ибо повелевается ему Богом всяческих взять чашу, и напоить Иерусалим, и князей, и сопредельные народы ((Иер 25:15)). Вином же называет Пророк наказание, потому что подобно упоению отъемлет силу, и нарушает стройность в составах. Посему пророческое слово сказует, что праведный Судия, иногда на нас, а иногда на них налагает наказание; и ныне одного возносит, а другаго смиряет, и иным опять дает высоту, и напасти пременяеть, и благоденствие прелагает. Пленным в Вавилоне не просто внушалось говорить это, но предвозвещались им, и рабство Вавилонян, и собственная их свобода; потому что, по истечении не многаго времени, Кир сокрушил силу Вавилонян, и возвратил прежнюю свободу Израильтянам.

    «Обаче дрождие его не истощися, испиют вси грешнии земли». Самое тяжкое наказание назвал «дрождием». Я, говорит, испил более устоявшееся, то есть, подвергся меньшим бедствиям, а Вавилоняне испиют самые подонки, то есть, потерпят бедствия жесточайшия тех, какия причинили. Я, семдесять лет быв в рабстве, возвращен, они же преданы будут вечному рабству.

  • 8.

    Яко Бог судия есть: сего смиряет, и сего возносит.

    См. Толкование на (Пс 74:7)

  • 9.

    Яко чаша в руце Господни, вина нерастворена исполнь растворения, и уклони от сея в сию: обаче дрождие его не истощися, испиют вси грешнии земли.

    См. Толкование на (Пс 74:7)

  • 10.

    «Аз же возрадуюся в век, воспою Богу Иаковлю». Как они издевались над нашими бедствиями, когда испивали мы их; так и мы, видя наказание их, вознесем песнопение Богу, не над ними посмеваясь, но изъявляя признательность за благодеяния.

  • 11.

    «И вся роги грешных сломлю, и вознесется рог праведнаго». Сими словами предвозвещалось им, что сокрушит врагов, которые ополчатся на них по возвращении. Посему-то и сказал Пророк: «вся роги грешных»; так как, из разных собравшись народов, предприняли против них войну. Упоминають же о сем пророчества: Иезекиилево, и также Михеино и Захариино. По сокрушении сих врагов, Израильтяне соделались славны и знамениты, как одержавшие такую победу. «Рогом же праведнаго» Пророк назвал благочестивый образ мысли. А если кому угодно разуметь, что называемый здесь праведным есть Зоровавель, котораго употребив служителем, совершил Бог сию победу; то не погрешит он против истины.