Глава 2

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 37 38 39 40 41 42 45 46 47 48 49 50
  • 1.

    Ст. 1-2 Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал

    Когда Писание здесь говорит: Бог… почил в день седьмой от всех дел Своих, оно этим научает нас, что Он перестал в седьмой день творить и производить из небытия в бытие; а когда Христос говорит: Отец мой доныне делает, и Я делаю (Ин 5:17), Он этим указывает нам на непрерывный Его промысл, а деланием называет сохранение возникшего, дарование ему дления в бытии и управление им во все время. Разве могла бы существовать вселенная, если бы это было не так, если бы верховная рука не управляла и не распоряжалась всем видимым и человеческим родом?

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 2.

    И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал

    См. Толкование на (Быт 2:1)

  • 4.

    Ст. 4-6 Сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Господь Бог небо и землю, и всякий злак селный, прежде даже быти на земли, и всякую траву селную, прежде даже прозябнути: не бо одожди Господь Бог на землю, и человек не бяше делати на земли. Источник же исхождаше из земли и напаяше все лице земли

    Когда Писание говорит о небе и земле, то разумеет все в совокупности, что есть на земле и на небе. При повествовании о сотворенных существах Писание не говорит обо всех них по порядку, но упоминает о главнейших, не повествуя затем нам о каждом в отдельности. Так и всю эту книгу, хотя она содержит в себе много другого, [автор] называет книгою бытия неба и земли, предоставляя нам из упоминания о них заключать, что в этой книге должно содержаться все видимое, что только есть и на небе, и на земле.

    …Земля произрастила семена свои по слову и велению Господа и стала рождать, не имея нужды ни в содействии солнца (да и могло ли это быть, когда оно еще не было создано?), ни в дождевой влаге, ни в возделывании со стороны человека, который еще не был сотворен.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 5.

    и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли

    См. Толкование на (Быт 2:4)

  • 6.

    но пар поднимался с земли и орошал все лице земли

    См. Толкование на (Быт 2:4)

  • 7.

    И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою

    Человеколюбию Божию угодно было созданного из земли человека сделать обладателем разумной души, благодаря чему это живое существо оказалось превосходным и совершенным. И вдунул, говорит Моисей, в лице его дыхание жизни. То есть вдуновение сообщило созданному из земли жизненную силу, и так образовалось существо души. Потому Моисей и прибавил: и стал человек душею живою. Приняв вдуновение, дыхание жизни, созданный из праха стал душею живою. Что значит: душею живою? Душою действующей, для которой члены тела - как орудия ее действий, послушные ее воле.

    …Когда слышишь, что Бог вдунул в лице его дыхание жизни, разумей: как Он произвел бестелесные силы, так и благоволил, чтобы и тело человека, созданное из праха, имело разумную душу, которая могла бы пользоваться телесными членами.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 8.

    И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал

    И когда услышишь, возлюбленный, что насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, то слово насадил понимай о Боге богоприлично, то есть что Он повелел. А касательно последующих слов веруй, что рай точно был сотворен, и на том самом месте, где назначило Писание.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 10.

    Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки

    Может быть, любящие говорить от своей мудрости, и здесь не допускают ни того, что реки - действительно реки, ни того, что воды - точно воды, но внушают решающимся слушать их, чтобы они под именем рек и вод представляли нечто другое. Но мы, прошу, не станем внимать этим людям, заградим для них слух наш, а будем верить Божественному Писанию и последуем тому, что в нем сказано.

    Гомилии на Книгу Бытия.

    Страшны поистине таинства Церкви, страшен поистине жертвенник. Из рая выходил источник, изливавший чувственные реки; из этой же трапезы происходит источник, изводящий реки духовные. При этом источнике насаждены не ивы бесплодные, но дерева, досягающие до самого неба и приносящие плод всегда спелый и никогда не увядающий. Если кто томится от зноя, пусть идет к этому источнику и прохладит свой жар, потому что этот источник уничтожает засуху и освежает все опаленное, опаленное не солнцем, а раскаленными стрелами (дьявола). Его начало - свыше, и исток его там же, и оттуда он напояется. У этого источника много потоков, которые изводит Утешитель, а посредником при этом является Сын, не заступом пролагая им дорогу, но отверзая в нас расположение. Этот источник есть источник света, изливающий лучи истины.

    Гомилии на Евангелие от Иоанна.

  • 18.

    И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему

    В то время Бог сказал: сотворим ему помощника; ныне же - ничего подобного. Ибо кто, по принятии благодати Духа, нуждается в каком-либо ином помощнике? Входящий в тело Христа [Церковь] нуждается ли в какой-то помощи? Тогда по образу Божию сотворен был человек, ныне соединяется он с Самим Богом.

    Гомилии на Евангелие от Иоанна.

  • 19.

    Ст. 19-20 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему

    Наречение имен ясно показывает вам, что звери тоже, подобно домашним животным, признавали и свое рабство, и господство человека. Те имена, которые нарек им Адам, остаются доселе: Бог так утвердил их для того, чтобы мы и помнили постоянно о чести, которую человек получил от Господа всяческих, приняв под свою власть животных, и причину отнятия этой чести приписывали самому человеку, который через грех утратил власть свою.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 20.

    И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему

    См. Толкование на (Быт 2:19)

  • 21.

    Ст. 21-23 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]

    И навел Господь Бог на человека исступление и, когда он уснул… Обрати внимание на точность учения. Оба эти обстоятельства (исступление и сон) указал блаженный пророк, или, вернее, Дух Святой его устами, раскрывая нам сообразность события. Навел, сказано, исступление на Адама, и он уснул. Это было не простое исступление и не обыкновенный сон. Премудрый и благоискусный Создатель нашей природы хотел взять у Адама одно из ребр его; но, чтобы тот не почувствовал боли и затем враждебности к созидаемой из его ребра, чтобы, помня боль, не возненавидел создаваемое живое существо, Бог, погрузив Адама в исступление и как бы повелев ему быть объятым некоторого рода оцепенением, навел на него такой сон, что он совсем не чувствовал происходившего с ним. Как совершеннейший Художник, Бог взял то, что считал нужным, и восполнил то, чего недоставало, и взятое устроил по Своему человеколюбию.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 22.

    И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку

    См. Толкование на (Быт 2:21)

  • 23.

    И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа

    См. Толкование на (Быт 2:21)

  • 24.

    Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть

    Откуда, скажи мне, пришло ему [Моисею] на ум сказать это? Откуда узнал он будущее и то, что род человеческий умножится? Откуда известно ему стало, что будет совокупление между мужем и женой? Ведь оно произошло после падения; а до того люди жили в раю, как ангелы, не разжигались похотью, не распалялись и другими страстями, не обременялись нуждами телесными, но, будучи созданы вполне нетленными и бессмертными, не нуждались даже в прикрытии одеждою: И были, сказано, оба наги, и не стыдились (Быт 2:25)

    Так откуда же, скажи мне, пришло Моисею на ум говорить это? Не явно ли, что он, будучи прежде преслушания причастен пророческой благодати, видел все это духовными очами?

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 25.

    И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились

    И были, сказано, оба наги, и не стыдились. Доколе не совершился грех и преслушание, они были облечены вышнею славою, потому и не стыдились; после же нарушения заповеди пришли и стыд, и сознание наготы.

    Гомилии на Книгу Бытия.


    После помазания елеем остается войти в купель святых вод. После снятия с тебя одежд священник сам сводит тебя в текущие воды. Почему обнаженным? Чтобы напомнить тебе о первоначальной наготе, когда ты был в раю и не стыдился. Как сказано в Писании: И были Адам и Ева наги и не стыдились, пока не облеклись в одеяние греха, отягченное многим стыдом.

    Заключительное огласительное слово.