Глава 27

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 37 38 39 40 41 42 45 46 47 48 49 50
  • 6.

    а Ревекка сказала сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву

    Заметь здесь, возлюбленный, неизреченную премудрость Божию и то, как отец дает такое повеление Исаву, проявляя естественную любовь, а премудрый и благоискусный Господь через Ревекку устраивает исполнение Своего предречения, научая нас, как велика сила добродетели и кротости нравов. Тот, который и по первородству, и по расположению к нему отца думал иметь преимущество, вдруг лишился всего, потому что не хотел делать того, что ему следовало; а этот, поскольку и сам по себе был добродетелен, и имел помощь свыше, приобретает благословение отца против его воли. Нет сильнее того, кому помогает Вышняя десница! Примечай же тщательно все, чтобы познать дивное устроение Божие - как одному при помощи свыше все благоприятствует, так что переходит к нему и благословение отца, а другой все теряет, сам себя погубив развращением своих нравов.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 13.

    Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.

    Заметь любовь матери, или - лучше - устроение Божие, потому что Сам Бог подвигнул ее на такое намерение и все так устроил. Видишь ли прекрасное намерение матери? Посмотри же, как Иаков осторожен и как он в ответе своем показывает кротость своего нрава. Писание говорит: Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий; может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение. Велико было в этом сыне и благородство духа, и почтение к отцу! Боюсь, говорит он, чтобы мое старание не привело меня к противному, чтобы не оказаться мне противником намерению отца и вместо благословения не навлечь на себя проклятие. Что же Ревекка, эта жена дивная, столько любившая своего сына? Поскольку она так делала не по своей только воле, но и служила орудием к исполнению вышнего предречения, то употребляет все усилия к тому, чтобы уничтожить страх сына и внушить смелость, так чтобы он привел в исполнение этот совет. Она не обещает ему, что он сможет обмануть отца и утаиться, но что? На мне, говорит, пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне. Если, говорит, и случится что-либо такое, то ты сам не потерпишь никакого вреда. Поэтому не бойся, но смело послушайся слов моих и сделай то, что я тебе советую. Поистине, в том-то и состоит любовь матери, чтобы быть готовой перенести все за сына. Такими словами она смогла уничтожить страх в сыне.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 15.

    И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела в нее младшего сына своего Иакова

    Заметь здесь вместе с любовью и великую мудрость Ревекки. Выше сказано было, что один из сыновей ее был косматый, а другой гладкий; поэтому она и одела Иакова, как говорит Писание, в одежду Исава, обложила кусками кожи, со всех сторон придав ему такой вид, чтобы обман был успешным; дала ему в руки снедь и хлебы и таким образом приготовила его идти к отцу. Но посмотри также и здесь, как все это было делом Вышней благодати. Когда мы делаем все, что зависит от нас, тогда в обилии получаем и Божию помощь. Для того именно, чтобы мы не ленились и не оставались в бездействии, Бог хочет, чтобы мы привносили что-нибудь от себя, а затем и Он Сам являет Свое содействие. Не все бывает от помощи свыше, но требуется привнести что-нибудь и нам; и не требует от нас всего Бог, зная крайнюю нашу немощь, но, последуя Своему человеколюбию и желая иметь какой-либо повод к тому, чтобы показать Свою щедрость, Он ожидает посильных трудов также и с нашей стороны.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 46.

    И сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь?

    Посмотри, какой она нашла благовидный предлог: когда нам содействует Вышняя десница, и трудное делается удобным, и тяжкое легким. Поскольку намерения ее согласны были с Божией волей, то поэтому Бог и вложил в ее ум все, что могло содействовать будущему домостроительству и спасению ее сына. Она говорит: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь? Здесь, мне кажется, она разумеет дурные нравы жен Исава - именно то, что они были для них причиной многих огорчений. Выше Божественное Писание рассказывало нам, что Исав взял жен от хеттеев и евеев и они были в тягость Исааку и Ревекке. Желая это самое напомнить Исааку, Ревекка как бы так говорит ему: ты знаешь, сколь горькой сделали мне жизнь жены Исавовы и как за их злой нрав я теперь неприязненно смотрю на всех дочерей сынов хеттеевых и возненавидела ради них весь этот народ. А если случится, что и Иаков возьмет из них себе жену, то какая мне останется надежда на спасение - к чему мне и жизнь? Если и тех мы не можем выносить, да еще и Иаков поспешит взять себе жену из дочерей этой земли, то жизнь наша кончена.

    Гомилии на Книгу Бытия.