Глава 49

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 37 38 39 40 41 42 45 46 47 48 49 50
  • 1.

    И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни

    Заметь благоразумие праведника: предузнав время своей кончины, он призывает к себе детей и говорит: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в последние дни. Придите, говорит, и узнайте от меня не настоящее и не то, что будет в скором времени, но то, что будет в самые отдаленные дни. И это я возвещаю вам не от себя, но по вдохновению от Духа; поэтому я и буду провозвещать события, имеющие быть потом через многие поколения. Готовясь оставить эту жизнь, я хочу в каждом из вас запечатлеть память событий, как на медном столпе.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 3.

    Рувим, первенец мой! ты - крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества

    Желая еще более усилить падающее на Рувима тяжкое осуждение, он сперва говорит о преимуществах, принадлежащих ему по рождению: о первенстве, которое тот имел, будучи начатком детей и наслаждаясь достоинством первородного сына, - а затем, как бы на медном столпе, начертывает его самопроизвольные преступления, показывая тем самым, что нет никакой пользы от преимуществ природы, если они не сопровождаются совершенствами воли, так как только качества воли привлекают или похвалу, или укоризну… Ты, говорит, по собственной опрометчивости потерял достоинство, данное тебе от природы.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 4.

    но ты бушевал, как вода, - не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, взошел

    Смотри, как Иаков разумением, дарованным ему от Духа, предупреждая последующее узаконение Моисея, что непозволительно отцу и сыну вступать в сожительство с одной и той же женой, уже теперь через осуждение своего сына запрещает такое сожительство. Ты осквернил, говорит, постель, взойдя на ложе отца твоего: ты совершил дело беззаконное. Потому ты бушевал, как вода, - не будешь преимуществовать: бесплодным будет для тебя это покушение, потому что ты, даже к отцу своему не имея никакого уважения, дерзнул осквернить ложе.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 6.

    в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца

    Объясняя, что они привели свое намерение в исполнение без его ведома, Иаков говорит: в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя. Да не будет, говорит он, того, чтобы я принимал участие в их намерении, или чтобы я соглашался на такой их несправедливый поступок: ибо они во гневе своем убили мужа. Безрассудно было их раздражение. Хотя и погрешил Сихем, но при всем том не должно было всех подвергать такому убийству. И по прихоти своей перерезали жилы тельца. Здесь Иаков разумеет сына Еммора, называя его тельцом, по его цветущему возрасту.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 7.

    проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле

    Упомянув о делах Симеона и Левия, Иаков присовокупляет и проклятие и говорит: проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа. Он разумеет здесь коварство, которое они употребили против жителей Сихема, когда обманули и коварно напали на них: ярость их, говорит, дерзка, опрометчива, безрассудна. И гнев их, ибо жесток. В то время как жители Сихема думали показать им свое расположение, они выказали им ожесточенную злобу и поступили с ними, как с врагами. Сказав о совершенном ими преступлении, Иаков предвозвещает и наказание, которое ожидало их за это: разделю их в Иакове и рассею их в Израиле. Они, говорит, будут повсюду рассеяны, чтобы всем было известно, что они потерпели это в наказание за свой дерзкий поступок.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 11.

    Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое

    Поскольку осел считался нечистым животным, то Иаков и говорит, что эти нечистые языческие народы Он приведет с такой же легкостью, как если бы некто привязал осленка к виноградной лозе, - выражая этим и величие власти, и великое послушание народов. Ибо это есть признак большой кротости осла, что он не противится, когда его привязывают к виноградной лозе. А виноградной лозе Христос Сам уподоблял Свое учение: Я есмь, говорит Он, истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь.

    Гомилии на Книгу Бытия.