- 10.
И дошли они до Горен-гаатада при Иордане и плакали там плачем великим и весьма сильным; и сделал Иосиф плач по отце своем семь дней
Слушая это, возлюбленный, не оставляй этого без внимания, но сообрази время, в которое все это происходило, и не подвергай Иосифа никакому осуждению. Тогда еще не были сокрушены врата ада, не были расторгнуты узы смерти, и смерть еще не почиталась успением. Поэтому люди и поступали так, страшась смерти. А ныне, по благодати Божией, смерть стала сном, кончина - успением, ныне мы имеем многое уверение в воскресении, так что, переходя от жизни в жизнь, мы радуемся и веселимся. И что я говорю: от жизни в жизнь? Из худшей в лучшую, из временной в вечную, из земной в небесную.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 18.
Пришли и сами братья его, и пали пред лицем его, и сказали: вот, мы рабы тебе
Посмотри, что значит добродетель, как она сильна и непреоборима, и как бессильно зло. Вот человек, столько пострадавший, теперь господствует, а те, которые так поступали с братом, сами просят быть рабами того, кого сами же они продали в рабство.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 20.
вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей
Не бойтесь, говорит, и не беспокойтесь: я человек Божий, я следую моему Господу и стараюсь вознаграждать благодеяниями тех, которые нестерпимое зло сделали мне: ибо я боюсь Бога. Потом, показав, сколь великим благоволением от Бога он пользуется, говорит: вы поступили со мной со злым намереньем, но Бог все это обратил мне во благо. Так и Павел говорил: любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Все, говорит. Что же это - все? То есть, все неприятности, все кажущиеся огорчения Он обращает во благо. Это самое сбылось и над дивным Иосифом. То самое, что сделали ему братья, то наиболее и доставило ему царство, при содействии благопромыслительной премудрости Божией, прелагающей злое во благое.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 26.
И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте
Для чего обозначены здесь и его лета? Для того, чтобы знать, сколько лет он управлял Египтом. Семнадцати лет он прибыл в Египет, тридцати лет явился к фараону и истолковал сны, в продолжение восьмидесяти лет держал власть над всем Египтом. Видишь, как награды превышают труды и как многообразны воздаяния? В продолжение тринадцати лет он боролся с искушениями, перенося рабство, беззаконное обвинение и злострадание в темнице. Но поскольку он все перенес мужественно, с благодарностью, то и в настоящей жизни получил щедрое воздаяние. Обрати внимание на то, что за краткое время терпения в рабстве и в заключении он управлял царством в продолжение восьмидесяти лет. А что делал он все по вере и по этому побуждению завещал перенести свои кости, выслушай слова Павла: верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых. Однако апостол этим не ограничился, но чтобы показать, по какому побуждению Иосиф заботился о перенесении своих костей, далее говорит: и завещал о костях своих.
Гомилии на Книгу Бытия.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Иоанн Златоуст > Бытие > Глава 50