Глава 37

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 37 38 39 40 41 42 45 46 47 48 49 50
  • 2.

    Вот житие Иакова. Иосиф, семнадцати лет, пас скот вместе с братьями своими, будучи отроком, с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы, жен отца своего. И доводил Иосиф худые о них слухи до отца их.

    Для чего он приводит нам и число лет? Чтобы научить тебя, что юность нисколько не может быть препятствием к добродетели. Чтобы вполне показать тебе и повиновение юноши отцу, и расположение к братьям, и их жестокость в том, как, несмотря на все его расположение к ним и сам его возраст, способный возбуждать сочувствие к себе, они не сохранили братской любви, но с самого начала, замечая в нем наклонность к добродетели и любовь к нему отца, начали ему завидовать.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 3.

    Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, - и сделал ему разноцветную одежду.

    Что значит: Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его? Так как Иосиф родился у него уже под конец и в самой старости, поэтому он и любил его больше других. В самом деле, поскольку под старость дети бывают желаннее, то они и в большей степени привлекают к себе родительскую любовь. Но чтобы мы знали, что не это одно привлекало отца и вызывало в нем предпочтение Иосифа братьям, то Божественное Писание показывает нам, замечая, что после Иосифа родился еще другой сын. Если бы любовь следовала только естественному порядку, в каком родились сыновья, то последний сын был бы еще более любезен ему, потому что тот уже подлинно был сыном старости и родился тогда, когда праведник достиг уже последнего возраста жизни. Итак, что же сказать? То, что особенная благодать свыше делала юного сына возлюбленным отцу, и за душевные добродетели она возвышала его перед всеми братьями. А что Израиль любил его потому, что тот был для него сыном старости, то эта причина указана в Писании для того, чтобы не вызвать явной зависти братьев.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 4.

    И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно.

    Зависть - опасная страсть. Когда она овладевает душой, то не прежде оставляет ее, как доведет до последней степени безрассудства. Уязвляя душу, в которой она родилась, зависть представляет человека, на которого обращена, противоположно тому, чего сама ему желает: она еще более возвышает его славу, знатность и известность, а это еще один, более тяжкий удар завистнику. Посмотри в этом месте, как этот дивный юноша, ничего не зная о происходящем между братьями, обращается с ними, как с братьями, и притом как с единоутробными. Он доверяет им во всем и говорит с большой простотой, в то время как они, будучи увлекаемы завистью, доходят и до ненависти к нему.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 8.

    И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами? И возненавидели его еще более за сны его и за слова его.

    Посмотри, какое крайнее ослепление! Они сами истолковали его сон. Нельзя сказать, чтобы они в неведении о будущем стали ненавидеть брата; напротив, потому и усилилась в них ненависть, что из сновидений они узнавали будущее. Великое безумие! Узнав это, они тем более должны были оказывать ему расположение, исторгнуть в себе корень ненависти и совершенно истребить в себе чувство зависти. Однако ум их помрачился - и они стали питать еще большую ненависть к нему, не замечая, что делают все сами против себя. Для чего же вы, жалкие, несчастные, обнаруживаете такую ненависть, когда знаете и характер его, и то, что откровение во сне показывает очевидное благоволение Божие к нему? Не думайте, будто можно изменить то, что предвозвещено ему Самим Богом. Как вы сами истолковали сон, так и сбудется через непродолжительное время, - хотя бы вы придумали тысячи препятствий. Благоискусный и премудрый Владыка всего, являя могущество Своей силы, часто попускает многоразличные затруднения в делах для того, чтобы, приведя в исполнение Свои намерения, открыть величие Своего всемогущества.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 14.

    И сказал ему: пойди, посмотри, здоровы ли братья твои и цел ли скот, и принеси мне ответ. И послал его из долины Хевронской; и он пришел в Сихем.

    Все это произошло для того, чтобы обнаружилось расположение Иосифа к братьям и стал очевидным их кровожадный замысел против него. При этом имелся в виду также образ будущего: в этих событиях, как на тени, предызображались события [евангельской] истины. Подобно тому как Иосиф пришел посетить братьев, а они, не уважив ни братства, ни причины его посещения, сперва хотели убить его, а потом продали иноземцам, - так и Господь наш, по человеколюбию Своему, пришел посетить человеческий род, приняв свойственную нам плоть и благоволив стать нашим братом. Об этом восклицает и Павел, говоря: Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 26.

    И сказал Иуда братьям своим: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его?

    Заметь, что и прежде Рувим меньшим злом предотвратил большее, и теперь Иуда советует продать брата, чтобы спасти его от смерти. А все это в целом было для того, чтобы и против воли их исполнились божественные предречения и чтобы братья Иосифа послужили промышлению Божию.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 28.

    и, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребренников; а они отвели Иосифа в Египет.

    Какой преступный обмен, какая гибельная корысть, какая беззаконная продажа! Вы решились продать того, кто связан с вами кровными узами, кого так любит отец, кто пришел на свидание с вами, кто ни много, ни мало никогда не обижал вас, - и продать его варварам, отправляющимся в Египет?! Какое это безумие, какая ненависть, какая зависть! Если же вы это делаете, будучи напуганы его сновидениями, в том убеждении, что они исполнятся, то для чего стремитесь к невозможному и своими поступками начинаете борьбу с Богом, Который предвозвестил ему это? Если же не приписываете снам никакого значения и считаете их вздором, то для чего предпринимаете то, что подвергает вас вечному постоянному позору, а отцу принесет непрестанную скорбь? Но, о сила страсти, или - лучше - запятнанной кровью решимости! Когда человек отдает себя беззаконному делу и погружается в беззаконные помыслы, то он уже не видит перед собой неусыпного Ока, не стыдится самой природы и ничего другого, что может возбудить в нем сострадание, как это случилось и с этими. Они не подумали ни о том, что он брат их, ни о том, что он молод, ни о том, что он дорог отцу, ни о том, что он никогда не жил на чужой стороне среди иноземцев, а теперь должен идти именно в такую страну и жить с варварами. Оставив всякое здравое рассуждение, они думали лишь об одном: чтобы удовлетворить, как задумали, своей зависти. И в намерении они сделались братоубийцами, в то время как страдалец терпел все великодушно.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 35.

    И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его.

    Думаю, что и это для них было новым ударом. Видя, какую сильную любовь выражает отец к тому, которого уже нет, который считался растерзанным зверьми, братья еще более снедались завистью. Но они за свою жестокость к брату и к отцу не заслуживают никакого снисхождения.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 36.

    Мадианитяне же продали его в Египте Потифару, царедворцу фараонову, начальнику телохранителей.

    Что касается мадиамских купцов, то и они в свою очередь делаются орудием промышления Божия и перепродают Иосифа Потифару, фараонову царедворцу. Видишь ли, как Иосиф постепенно идет вперед, во всем обнаруживает свою добродетель и терпение, чтобы, подобно борцу, мужественно подвизавшемуся, он увенчался венцом царским и чтобы исполнение сновидений самим делом показало тем, которые его продали, что им нисколько не принесло пользы все их коварство? Такова сила добродетели, что и через сами гонения она достигает большей славы. Подлинно, нет ничего сильнее, нет ничего могущественнее добродетели: не потому, чтобы она сама по себе имела такую силу, а потому, что приобретший ее также пользуется помощью свыше. А с такой помощью и с таким содействием он сильнее всех: он непобедим, он неуловим не только для наветов людских, но и для козней бесовских.

    Гомилии на Книгу Бытия.