Глава 39

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 37 38 39 40 41 42 45 46 47 48 49 50
  • 2.

    И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина.

    Что значит: И был Господь с Иосифом? То, что благодать свыше сопутствовала ему и все трудности делала для него легкими. Она устраивала все, что касалось его. Она и купцов сделала кроткими и расположила продать его царедворцу, чтобы он, постепенно идя вперед по этому пути и подвергаясь таким искушениям, мог приблизиться к царскому престолу. И ты, возлюбленный, слыша, что он терпел рабство у купцов, а потом перешел в рабство к царедворцу, подумай о том, как он не смущался духом, не предавался сомнениям в своем уме и не говорил: «Как лживы те сны, которые предвещали мне славу! Вот после этих снов рабство, и рабство тяжкое; господа у меня переменяются, и я перехожу от одного к другому, от другого к иному, и вынужден приспосабливаться к их диким нравам. Уже не оставлены ли мы? Не лишены ли помощи Вышнего?» Ничего подобного он не сказал и не подумал, но все переносил с кротостью и благодушием. И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах. Что значит: успешен? То, что все у него шло успешно, повсюду предшествовала ему благодать свыше и так ясно проявлялась на нем, что заметил это и господин его, царедворец.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 4.

    И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его.

    Видишь ли, что значит иметь помощь от Вышней десницы? Вот он - и юноша и странник, и пленник и раб, и однако получает от господина весь дом. Все, сказано, что имел, отдал на руки его. Почему? Потому что с высшей помощью он привнес собственный добрый нрав. И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему, сказано, то есть все делал для него с большим усердием. Потому человеколюбец Бог, желая привести его еще к большему благополучию, еще не освобождал его от рабства и не давал ему свободы. Так всегда угодно Богу - не удалять от опасностей людей добродетельных и не освобождать их от искушений, а в самих искушениях являть им такую Свою помощь, чтобы и сами искушения делались поводом к торжеству. Поэтому и блаженный Давид говорил: в тесноте Ты давал мне простор. Ты, говорит, не отдалил скорби, не дал мне покоя, освободив от нее, но - что дивно и необычайно - среди самих скорбей привел в безопасность. То же и здесь творит человеколюбец Господь.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 6.

    И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел. Иосиф же был красив станом и красив лицем.

    Уже и чужеземец убедился, что мнимый раб - один из тех людей, что угодны Богу… Почти господином он поставил его над всем своим домом. Итак, раб, пленник, имел в своих руках все достояние своего господина. Такова добродетель! Где бы она ни явилась, она везде все побеждает и над всем господствует. Как исчезает тьма при появлении солнечного света, так удаляется всякое зло, как скоро является добродетель.

    Лютый зверь, диавол, видя, что праведник заслужил для себя почести и что через самые скорбные, по-видимому, обстоятельства делается только более славным, - скрежетал зубами и неистовствовал и, будучи не в силах видеть праведника день ото дня приобретающим большую славу, роет для него глубокую пропасть, приготовляет стремнину, с которой думает низвергнуть его в совершенную погибель, воздвигает бурю, могущую подвергнуть его страшному кораблекрушению… Иосиф же, сказано, был красив станом и красив лицем. Для чего сказано о красоте телесной? Чтобы мы знали, что он не только имел благообразие душевное, но и телесное. Он был в цвете юности, имел хороший вид и прекрасное лицо. А предварительно об этом говорит Божественное Писание для того, чтобы объяснить нам, как плененная красотой юноши египтянка склоняла его к беззаконному общению с ней.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 7.

    И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною.

    Какое бесстыдство необузданной женщины! Она не приняла во внимание ни того, что считается госпожой в этом доме, ни того, что он - раб, но, пленившись его красотой и предавшись сатанинскому огню, покушается напасть на юношу и, имея в мысли это порочное намерение, изыскивает только время и уединенное место, в котором могла бы привести в исполнение свой преступный замысел. Но Иосиф, сказано, не хотел этого, не повиновался, не слушал ее речей. Он знал, что это дело принесет ему погибель, и не только о себе думал, но старался, насколько возможно, удержать и ее от такого безумия и преступного пожелания. Он внушает ей мысли, могущие и пристыдить ее, и довести до осознания собственной ее пользы.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 9.

    нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?

    Какой рассудительный человек! Смотри, как он исчисляет благодеяния своего господина, чтобы показать, какую неблагодарность оказывает она своему супругу. Я, говорит он, раб, чужестранец, пленник, пользуюсь у него таким доверием, что все в моих руках, и он ничего не исключил из моей власти, кроме только тебя; над всеми здесь я начальствую, но только тебе одной подчинен и только ты находишься вне моей власти. Потом, чтобы нанести ей решительный удар, напоминает ей о любви к ней мужа, убеждает не быть неблагодарной супругу и говорит: ты потому не в моей власти, потому что ты жена ему.

    А если ты его жена, как же сделаю я сие великое зло и согрешу перед Богом? Так как она искала случая быть с ним наедине и выжидала время, стараясь утаиться от мужа и от всех домашних слуг, то он говорит: как я смогу сделать это зло и согрешу перед Богом? Что ты думаешь? Хотя бы мы и от всех людей могли укрыться, но не можем утаиться от Ока всевидящего. Его одного нужно бояться, страшиться и трепетать, чтобы перед Его взором не сделать чего-либо преступного.

    Будем и мы заботиться, чтобы всегда иметь с собою Господа и чтобы Он всегда благопоспешал делам нашим. Кто удостоился этой помощи, тот и среди бед посмеется им и не поставит их ни во что, потому что Господь все творит для него и благоустраивает, во всем споспешествует ему и тяжкое делает легким. Как же мы можем всегда иметь с собой Господа и получать от Него благопоспешение во всем? Если мы будем всегда трезвиться и бодрствовать - будем подражать целомудрию этого юноши и другим его добродетелям, твердости его духа; будем помнить, что все должно делать с таким тщанием, чтобы никогда не подвергнуться осуждению от Господа, что никому невозможно укрыться от Его неусыпного Ока, и что грешник непременно должен подвергнуться наказаниям. Не будем страха человеческого предпочитать гневу Божию, но будем всегда памятовать слова Иосифа: как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом? Если какой-нибудь помысл смущает нас, то приведем себе на мысль это изречение - и всякое непозволительное пожелание тотчас исчезнет.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 10.

    Когда так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее, чтобы спать с нею и быть с нею,

    Чтобы мы знали все превосходство добродетели этого праведника и то, что он не однажды и не дважды, а много раз выдерживал эту борьбу, выслушивал такие речи и не переставал увещевать, Божественное Писа- ние говорит: так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее… Наблюдая за домашними делами, она, как зверь, скрежещущий зубами, напала на этого юношу и, схватив за одежды, удерживала его. Не оставим этого без внимания; но подумаем о том, какую борьбу должен был выдержать праведник. Не так чудно было, кажется мне, трем отрокам среди вавилонской печи остаться без вреда и ничего не потерпеть от огня, как чудно и необычайно то, что этот дивный юноша, будучи удержан за одежду этой бесчестной и необузданной женщиной, не предался ей, но бежал, оставив даже и одежды в ее руках. И как те три отрока, за свою добродетель получив помощь свыше, явились победителями огня, так и этот юноша за то, что употреблял со своей стороны все усилия и оказывал великое постоянство в подвигах целомудрия, получил и свыше великую помощь, чтобы при содействии десницы Божией одержать эту победу и избежать сетей распутной жены.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 14.

    кликнула домашних своих и сказала им так: посмотрите, он привел к нам Еврея ругаться над нами. Он пришел ко мне, чтобы лечь со мною, но я закричала громким голосом,

    Обрати внимание на то, что после такой победы, после такого мужества, за что ему надлежало быть увенчанным, надлежало быть прославленным, - он опять, как виновный, подвергается тысяче бед. Эта египтянка, не вынося срама и бесчестия, которым сама подвергла себя, замыслив дело невозможное, прежде всего созвав домашних, обвиняет юношу и, свое безумное желание приписывая ему, старается таким образом обмануть всех. Так обыкновенно действует порок: всегда враждуя против добродетели, он свои преступления старается ей приписывать. Так поступила и эта женщина: она клеветала на юношу, как распутного, а себя прикрывала личиной целомудрия и говорила, что потому он и одежды свои оставил, а она удержала их.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 22.

    И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем.

    Видишь, что среди самих скорбей он не имел никакого чувства горести, а благопромыслительная премудрость Божия изменила все неприятное в приятное. Подобно жемчужине, которая, даже будучи брошенной в тину, показывает свою красоту, добродетель, куда бы ты ее ни свергнул, проявляет свою силу - и в рабстве, и в темнице, и в бедствии, и в счастье. Так как заключенный в темницу расположил к себе темничного начальника и получил от него начальство над всеми, в ней находившимися, то отсюда мы должны видеть, как открывалась в нем сила присущей ему благодати.

    Гомилии на Книгу Бытия.